Петр Первый, готовясь в 1695 году к походу на Азов, избрал местом строительства военного флота реку Воронеж. Здесь был в изобилии строевой лес и удобный выход больших кораблей на Дон в вешний разлив. К тому же воронежцы имели опыт в строительстве речных судов. По берегам реки расположились судостроительные верфи в Воронеже, Чертовицах, Рамони, Ступине, сюда направляли мастеровой люд со всех концов страны.
На рамонской пристани суда строились «кумпанствами» бояр Никиты Стрешнева и Бориса Шереметева. Работами руководили иноземные мастера. В «Книге записной корабельному строению» 1696 года можно прочитать такие строки: «Думный дворянин Иван Петрович Савелов да дьяк Никита Павлов приехали в Воронежский уезд для развода лесов на корабельное строение мая в 15 день. Лес отвели на корабельное строение на кумпанства бояр Никиты Константиновича и Бориса Петровича в урочище у Чистого озера мая 21 числа. И тех кумпанств люди и плотники и работники в бору в станы стали того ж числа. Из бору лес почали возить на корабельное строение на рамоньскую пристань июля с 20 числа. Кумпанства боярина Бориса Петровича мастер Корнилис Сорнс корабль заложил июля с 26 числа. Кумпанства боярина Никиты Константиновича мастер Ян Ярик корабль заложил июля с 30 числа».
Ступинская судостроительная пристань, на которой работало «гостиное» (купеческое) кумпанство, основана годом позже. В мае 1697 года тот же думный дворянин Савелов в своей «отписке» докладывал: «На строение 10 барбарских кораблей, которые строить гостям, отведено и отмеряно в Воронежском уезде на берегу реки Воронежа против села Ступина мерою вдоль 100 сажен, поперег 20 сажен».
В том же году «гостиное кумпанство заложило на Ступине» 10 кораблей. Каждый из них имел свое название: «Думкрат», «Камень», «Слон», «Рысь», «Страус», «Журавль Стрегущий», «Сокол», «Собака», «Арфа», «Гранат Аполь». На первых восьми — по 44 пушки, на двух последних — по 36. Лишь один «Думкрат» имел длину 160 футов (49 метров), остальные — по 104—107 футов.
Из судов, построенных на чертовицкой верфи, известен большой корабль «Геркулес» с 52 пушками, длиною 125 футов.
На рамонской пристани делали корабли малых размеров. Так, например, 15 сентября 1702 года «на Рамони» греком Иваном Федотовым заложена 14-пушечная шнява (вид брига) «Таймолар» длиною в 60 футов (18,3 метра), рассчитанная на 60 человек.
История сохранила любопытный факт, связанный с именем знаменитого мореплавателя, выходца из Дании Витуса Ионассена (Ивана Ивановича) Беринга.
Шнява "Таймолар". |
Еще будучи мало известным офицером русского флота на Балтике,, молодой Беринг прибыл весной 1711 года в Воронеж для участия в Азовском походе против турок. Вместе с большими воронежскими кораблями шнява «Таймолар» под командованием капитана-поручика Беринга спустилась к устью Дона, вышла в открытое море навстречу турецким галерам. Турки, ранее испытавшие на себе мощь русского флота, уклонились от боя. После передачи Азова Турции по мирному договору 1711 года шнява «Таймолар» была переведена в Черкассы Беринг отбыл на Балтику.
Искусным корабельным мастером и любимцем Петра Первого был простой русский умелец Федосий Скляев. Они вместе учились корабельному делу в Голландии. Когда Федосий, возвращаясь из-за границы, задержался в Москве, Петр с нетерпением ожидал его в Воронеже. В письме, посланном в Москву 2 декабря 1698 года, царь писал: «Зело ждал паче всех Скляева, потому что он лучший в сем- мастерстве». |
Насколько Скляев пользовался признанием и доверием, видно на примере проверки качества построенных десяти ступинских кораблей. Петр Первый включил в комиссию себя под именем Питера Михайлова, а во главе ее поставил Федосия Скляева. Федосий составил подробную «роспись мастерскую» на переделку каждого корабля. После этого, 13 июня 1701 года, корабельному мастеру Яну Терплею царь указал: «Гостиных кумпанств 10 кораблей барбарских, которые на Ступине, переделать тебе по рассуждению мастеров и по росписям».
В 1703 году Федосий поставил «на Ступине пильную мельницу» (водяную лесопильню). По этому поводу адмирал Ф. М. Апраксин писал царю: «... и будет в том великая прибыль в работе и в лесах»3. За большие заслуги Петр жаловал Скляева землями за Доном и приписал ему крестьян из села Староживотинного. По владельцу земли пошло название пяти деревень нашего района: 1-е Скляево, 2-е Скляево и так далее.
Совсем другим путем шел к «почету» и богатству сметливый дворянин Антон Лаврентьевич Веневитинов, владелец села Животинного. Он сам напросился быть смотрителем лесов. В грамоте, выданной Петром Первым в 1696 году на его челобитную, записано: «Велено воронежцу Антону Веневитинову быть в Воронежском да Усманском уездах для надсматриванья и обереженья тех лесов, которые годятся на струговое и лодочное дело и к иным судам на строение и велено ему выбрать для сбереженья и сторожи в селах и деревнях человека по два, чтоб тех лесов не рубили и не жгли и никакой порухи никто не учинили». И потекли в карман смотрителя лесов взятки и штрафы. Вскоре темные дела Веневитинова вскрылись, и Петр отправил его на поселение в Азов.
Антон Веневитинов был потомком атамана «детей боярских» Терехи (Терентия) Веневитинова, жалованного в 1622 году землей в воронежских «дачах», близ сельца Животинного, основанного на «Животинном колодезе» (ручье). Разбогатевший Антон Веневитинов переселил своих крестьян в 1698—1700 годах на берег Дона, основав село Новоживотинное, а сын его Федор вскоре перенес сюда церковь из Старого Животинного. Так обосновались на Дону дворяне Веневитиновы, доведшие крестьян села Новоживотинного и деревни Моховатки к началу XX века до полной нищеты и вымирания. Об этом подробнее речь пойдет дальше.
Все тяготы строительства флота легли на плечи русского мужика. Непосильный труд, плохие условия жизни часто были причиной болезней и побегов людей в донские казачьи городки.
Работы на судостроительных верфях продолжались до 1711 года. К тому времени строительство флота началось на реке Неве. 17 июля 1711 года Петр указал: «По получению сего указу корабельные работы на Воронеже ныне остановить».
Период кораблестроения сыграл положительную роль в хозяйственной жизни края. Увеличились посевы льна и конопли на парусное полотно и канаты. Возросли стада овец, шерсть которых шла на солдатское сукно. Недалеко от Рамони появились две суконные фабрики, одна на речке Буровлянке (ныне с. Богданове), вторая — в глубине леса в поселке Бор, на речке Лесной (ныне искусственное озеро).
В 1700 году учреждено регулярное почтовое сообщение между Воронежем и Москвой. Указ Петра устанавливал строгий порядок доставки почты: «город от города и стан от стану в указанные числа и часы и чети безо всякого замедления». По рамонской земле мчались почтовые кареты из Хлевного до Воронежа без останов.
|