Форма входа

Категории раздела

Происхождение городища Рамень [5]
Познание Родины одна из увлекатейнельших наук.
Дела Петра I. [8]

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 950

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Вторник, 30.04.2024, 17:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Далекое прошлое » Дела Петра I.

Зарождение российского флота.
 Петр Первый, готовясь в 1695 году к походу на Азов, избрал местом строительства военного флота реку Во­ронеж. Здесь был в изобилии строевой лес и удобный выход больших кораблей на Дон в вешний разлив. К то­му же воронежцы имели опыт в строительстве речных судов. По берегам реки расположились судостроитель­ные верфи в Воронеже, Чертовицах, Рамони, Ступине, сюда направляли мастеровой люд со всех концов страны.
 
На рамонской пристани суда строились «кумпанствами» бояр Никиты Стрешнева и Бориса Шереметева. Работами руководили иноземные мастера. В «Книге за­писной корабельному строению» 1696 года можно про­читать такие строки: «Думный дворянин Иван Петро­вич Савелов да дьяк Никита Павлов приехали в Воро­нежский уезд для развода лесов на корабельное строе­ние мая в 15 день. Лес отвели на корабельное строение на кумпанства бояр Никиты Константиновича и Бориса Петровича в урочище у Чистого озера мая 21 числа. И тех кумпанств люди и плотники и работники в бору в станы стали того ж числа. Из бору лес почали возить на корабельное строение на рамоньскую пристань июля с 20 числа. Кумпанства боярина Бориса Петровича мас­тер Корнилис Сорнс корабль заложил июля с 26 числа. Кумпанства боярина Никиты Константиновича мастер Ян Ярик корабль заложил июля с 30 числа».
 
Ступинская судостроительная пристань, на которой работало «гостиное» (купеческое) кумпанство, основана годом позже. В мае 1697 года тот же думный дворянин Савелов в своей «отписке» докладывал: «На строение 10 барбарских кораблей, которые строить гостям, отве­дено и отмеряно в Воронежском уезде на берегу реки Воронежа против села Ступина мерою вдоль 100 са­жен, поперег 20 сажен».
 
В том же году «гостиное кумпанство заложило на Ступине» 10 кораблей. Каждый из них имел свое на­звание: «Думкрат», «Камень», «Слон», «Рысь», «Стра­ус», «Журавль Стрегущий», «Сокол», «Собака», «Ар­фа», «Гранат Аполь». На первых восьми — по 44 пуш­ки, на двух последних — по 36. Лишь один «Думкрат» имел длину 160 футов (49 метров), остальные — по 104—107 футов.
 
Из судов, построенных на чертовицкой верфи, извес­тен большой корабль «Геркулес» с 52 пушками, дли­ною 125 футов.
 
На рамонской пристани делали корабли малых раз­меров. Так, например, 15 сентября 1702 года «на Ра­мони» греком Иваном Федотовым заложена  14-пушечная шнява (вид брига) «Таймолар» длиною в 60 футов (18,3 метра), рассчитанная на 60 человек.
 
История сохранила любопытный факт, связанный с именем знаменитого мореплавателя, выходца из Дании Витуса Ионассена   (Ивана Ивановича)   Беринга.
Шнява "Таймолар".
Еще будучи мало известным офицером русского фло­та на Балтике,, молодой Беринг прибыл весной 1711 го­да в Воронеж для участия в Азовском походе против турок. Вместе с большими воронежскими кораблями шнява «Таймолар» под командованием капитана-пору­чика Беринга спустилась к устью Дона, вышла в откры­тое море навстречу турецким галерам. Турки, ранее ис­пытавшие на себе мощь русского флота, уклонились от боя. После передачи Азова Турции по мирному договору 1711 года шнява «Таймолар» была переведена в Чер­кассы Беринг отбыл на Балтику.
 
Искусным корабельным мастером и любимцем Пет­ра Первого был простой русский умелец Федосий Скляев. Они вместе учились корабельному делу в Голлан­дии. Когда Федосий, возвращаясь из-за границы, задер­жался в Москве, Петр с нетерпением ожидал его в Во­ронеже. В письме, посланном в Москву 2 декабря 1698 года, царь писал: «Зело ждал паче всех Скляева, пото­му что он лучший в сем- мастерстве».
Насколько Скляев пользовался признанием и дове­рием, видно на примере проверки качества построенных десяти ступинских кораблей. Петр Первый включил в комиссию себя под именем Питера Михайлова, а во гла­ве ее поставил Федосия Скляева. Федосий составил под­робную «роспись мастерскую» на переделку каждого ко­рабля. После этого, 13 июня 1701 года, корабельному мастеру Яну Терплею царь указал: «Гостиных кумпанств 10 кораблей барбарских, которые на Ступине, переделать тебе по рассуждению мастеров и по роспи­сям».
 
В 1703 году Федосий поставил «на Ступине пильную мельницу» (водяную лесопильню). По этому поводу ад­мирал Ф. М. Апраксин писал царю: «... и будет в том великая прибыль в работе и в лесах»3. За большие за­слуги Петр жаловал Скляева землями за Доном и при­писал ему крестьян из села Староживотинного. По вла­дельцу земли пошло название пяти деревень нашего района: 1-е Скляево, 2-е Скляево и так далее.
 
Совсем другим путем шел к «почету» и богатству сметливый дворянин Антон Лаврентьевич Веневитинов, владелец села Животинного. Он сам напросился быть смотрителем лесов. В грамоте, выданной Петром Пер­вым в 1696 году на его челобитную, записано: «Велено воронежцу Антону Веневитинову быть в Воронежском да Усманском уездах для надсматриванья и обереженья тех лесов, которые годятся на струговое и лодочное дело и к иным судам на строение и велено ему выбрать для сбереженья и сторожи в селах и деревнях человека по два, чтоб тех лесов не рубили и не жгли и никакой порухи никто не учинили». И потекли в карман смотри­теля лесов взятки и штрафы. Вскоре темные дела Ве­невитинова вскрылись, и Петр отправил его на поселение в Азов.
 
Антон Веневитинов был потомком атамана «детей боярских» Терехи (Терентия) Веневитинова, жалован­ного в 1622 году землей в воронежских «дачах», близ сельца Животинного, основанного на «Животинном ко­лодезе» (ручье). Разбогатевший Антон Веневитинов пе­реселил своих крестьян в 1698—1700 годах на берег До­на, основав село Новоживотинное, а сын его Федор вско­ре перенес сюда церковь из Старого Животинного. Так обосновались на Дону дворяне Веневитиновы, доведшие крестьян села Новоживотинного и деревни Моховатки к началу XX века до полной нищеты и вымирания. Об этом подробнее речь пойдет дальше.
 
Все тяготы строительства флота легли на плечи рус­ского мужика. Непосильный труд, плохие условия жиз­ни часто были причиной болезней и побегов людей в донские казачьи городки.
 
Работы на судостроительных верфях продолжались до 1711 года. К тому времени строительство флота на­чалось на реке Неве. 17 июля 1711 года Петр указал: «По получению сего указу корабельные работы на Во­ронеже ныне остановить».
 
Период кораблестроения сыграл положительную роль в хозяйственной жизни края. Увеличились посевы льна и конопли на парусное полотно и канаты. Возросли ста­да овец, шерсть которых шла на солдатское сукно. Не­далеко от Рамони появились две суконные фабрики, од­на на речке Буровлянке (ныне с. Богданове), вторая — в глубине леса в поселке Бор, на речке Лесной (ныне искусственное озеро).
 
В 1700 году учреждено регулярное почтовое сооб­щение между Воронежем и Москвой. Указ Петра уста­навливал строгий порядок доставки почты: «город от города и стан от стану в указанные числа и часы и чети безо всякого замедления». По рамонской земле мчались почтовые кареты из Хлевного до Воронежа без останов.
 
Категория: Дела Петра I. | Добавил: istram (13.01.2009)
Просмотров: 5776 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.8/22
Всего комментариев: 1
1 Viktormelkovskovd  
Спасибо инфа полезная и нужна, по больше бы таких проектов.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024