Форма входа

Категории раздела

Начало XX века. [20]

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 950

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Понедельник, 29.04.2024, 00:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Начало XX века » Начало XX века.

Ради не знавших детства
Почти 90 лет назад в Ольгине была организована Рамонская детская трудовая колония имени Н. К. Крупской.
 
ПРЕДИСЛОВИЕ
 
Усадьба Ольгино

После Октябрьской революции одной из главных задач нашего государства была борьба с детской беспризорностью. По всей России повсеместно открывались детские дома и колонии. К нача­лу 1921 года в Воронежской гу­бернии насчитывалось 10 школ-коммун - и свыше 190 детских до­мов. Дома открывались зачастую в бывших барских усадьбах. В одну из таких усадеб в Рамони -в бывшее имение Ольденбургских Ольгино - была командиро­вана сотрудница ГубОНО Прас­ковья Семеновна Щелкова. При­быв на место, она осмотрела усадьбу и потом составила «От­чет о командировке по осмотру дворца Ольгино и совхоза Оль­гино», в котором писала:

«Здание дворца Ольгино состоит из двух этажей. Окна выбиты, стена ниж­него этажа разрушена, но заби­та досками. Полы паркетные и из досок хорошие. Потолок и стены дубовые. Комнат в нижнем этаже шесть - столовая, буфетная, боль­шая комната для игр, две неболь­шие спальни на 20 коек, одна -для прислуги, две большие тер­расы. Второй этаж имеет девять комнат: одна комната заведующего, одна комната большая, че­тыре спальни на 30 коек, три не­большие комнаты для воспитате­лей, а также ванная, три кладо­вые и пять балконов. Кухня на­ходится отдельно, есть русская кафельная печь для выпечки хле­ба. Есть также отдельная прачеч­ная. Вода подается два раза в день с сахарного завода... Дво­рец расположен на холме, над рекой Воронеж. Он окружен фруктовым парком и ягодным садом... Земли имеется 13 деся­тин. Посеяны бурак, картофель, морковь, капуста, пшеница. Есть две коровы для служащих, отпус­кают по 1,5 литра молока. Посуды никакой. Есть два длинных стола для обеда. Мебель кроме коек можно получить в Березов­ской волости. Сообщение рабо­чим поездом один раз в неделю по средам из Воронежа до Граф­ской и до Рамони. Переезд че­рез реку лодками и паромом. Поезда приходят в 12 ночи. Рядом с имением «Рамонь» нахо­дится больница, почта, есть теле­фон в селе Березове с Воронежем. На месте продуктов ника­ких... В окрестностях деревни Животинное, Айдарово, Рамонь, Париново, Березово, Ивница, Борки, Лопатки, Гудовка. В команди­ровку выехала 3 мая по выдаче мне денег и бумаг. До среды на станции Графская ждала поезда. Ночью приехала в Рамонь. В чет­верг утром была на хуторе и в селе Березове. Утром в пятницу вышла пешком до Бора. В пят­ницу была на Графской станции и вечером вернулась в Воронеж». На отчете стоит резолюция: «При­ступить к немедленной организа­ции колонии артельно-трудовой, поручив П. С. Щелковой».
 
ОТКРЫТИЕ КОЛОНИИ В ОЛЬГИНЕ
 
 Детская трудовая колония была открыта 24 июня 1921 года. Она получила имя Н. К. Крупской. Колония обслуживала районы са­харных заводов Воронежской, Тамбовской и Орловской губер­ний. Первоначально она имела характер санаторного учреждения для больных, слабых и наследственно отягощенных детей рабо­чих сахарных заводов. Впослед­ствии постановлением Воронежс­кого Союза сахарников она была реорганизована в школу-коммуну для сирот и беспризорных Союза. Она прославилась далеко за пре­делами Воронежской области сво­им передовым опытом работы по воспитанию беспризорных детей и введением Дальтон-плана, еще до появления в печати известной книги Дьюи, Штейнгаузена и Парклерст.
 
Новому учреждению было дано право быть включенным в сеть опытно-показательных учреждений. Возглавил его опытный пе­дагог и организатор Евгений Ро­бертович Клот. Кроме него в ко­лонии работали педагоги Елена Владимировна Романова, Петр Семенович Шеменев, Леонид Фе­дорович Базилевский, Николай Орефьевич Баранов и другие. «Воспитанники колонии, - писал Е. Р. Клот в докладной записке гу­бернскому отделу народного об­разования, - недавние беспризорники, педагогически запущенные дети. До поступления в колонию они либо побирались, либо жили на иждивении рабочих в казармах, либо зарабатывали свой кусок хлеба услужением. Среди приня­тых детей в колонию не удалось отметить ни одного совершенно здорового рёбенка. У всех было острое истощение, увеличение живота, анемия. Сплошь все были больны часоткой в запущенной форме». В колонию было приня­то 46 человек от 6 до 16 лет - 22 девочки и 24 мальчика. По семей­ному положению дети подразде­лялись на круглых сирот - 54,5, имеющих отца -10,8, имеющих мать - 28,2, обе­их родителей - 6,5 %.
 
Все дети были ослабле­ны и, в первую очередь, внима­ние уделялось физическому воспитанию. Оно заключа­лось в разви­тии разных ги­гиенических навыков по­вседневной жизни, участии в летних садо­во-огородных работах, вод­ном закаливании и др. Поддерживалась гиги­ена питания. Дети получали весь­ма доброкачественную пищу че­тыре раза в день. С учителем ес­тествознания Л. Ф. Базилевским они совершали экскурсии в сады сахзавода, Русановское училище, Рамонское лесничество. Дети на­слаждались свободой и солнцем, доверием и любовью взрослых.
 
Рамонский сахарный завод предоставил свои мастерские. Имелся земельный участок, где ребята могли выращивать овощи и имели возможность устроить особый показательный цветник. Им прививались и другие трудо­вые навыки: они сами убирали помещения, обучались швейным и хозяйственным делам.
 
Система организации учебно-воспитательной работы была ос­нована, как сказано выше, на принципе индивидуального обучения, по системе Дальтон-плана. Это означало, что учащимся предос­тавлялась свобода как в выборе занятий, так и в использовании своего учебного времени. Роль учителя по существу сводилась к роли консультанта. В колонии эта система существовала в форме бригаднолаборатного метода. По выражению Крупской, «дальтонская работа явилась комбинацией коллективного и индивидуально­го труда учащихся».
 
Немалое значение имело общественно-политическое воспитание. Воспитанники участвовали в проведении революционных праздников не только у себя в колонии, но и в рабочих и комсомольских организациях. Суще­ствовала и своя комсомольская организация, куда входили 12 че­ловек. 30 детей вступили в отряд юных пионеров.
 
Хорошим начинанием стала научная организация детского труда через детское самоуправление. Существовало так назы­ваемое учебно-организационное бюро - мозг колонии. В его со­став входили дети от 15 лет. С помощью взрослых они органи­зовывали все работы, разрабаты­вали производственный план и распределяли его между лабора­ториями, контролировали издание журнала. Никакими администра­тивными и судебными полномо­чиями бюро не обладало, одна­ко всегда имело свое мнение. Так, однажды в приют привели трехлетнюю девочку. По возрас­ту заведующий не мог ее принять, но колонисты постановлением бюро и общего собрания взяли ее на иждивение.
 
Учащиеся выпускали журнал «Рабочее детство», а в 1923 году были поданы несколько статей в газету «Комсомолец». Пионерс­кий клуб также выпускал свою газету. Детей возили в Воронеж в типографию, где они знакомились с техникой газетного дела, что им очень нравилось.
 
Однажды у детей появилось желание поставить спектакль в пользу голодающих Поволжья. Оно послужило импульсом к дальнейшему развитию творче­ства у всего детского коллектива. Ребята сдвигали кровати одеялами отделяли сцену, приглаша­ли зрителей, и спектакль начинал­ся. Часто это были инсцениров­ки сказок, но обычно спектакль шел исключительно из области фантазии самих артистов. Девоч­ки изображали говорящих кукол, неудачливых путешественниц, ша­ловливых детей, мальчики вели войны, судили, расстреливали и изгоняли врага. К первой годовщине колонии была по­ставлена пьеса-феерия, для ко­торой роли были созданы соглас­но индивидуальности каждого артиста. Потом дети принялись за создание сво­их пьесок, ска­зок. Темой слу­жили ранее слы­шанные истории, бытовые описа­ния своей деревни, воспоминания событий рево­люции и гражданской войны. Их фантазии не было предела!
 
Иногда устраивались литера­турные вечера, на которых также разыгрывали пьески, читали стихотворения. Любимыми темами были пословицы, загадки, шарады.
 
 В 1923 году Воронежский Союз сахарников опубликовал журнал с красочной обложкой «Детское творчество», в котором показал де­ятельность рамонских колонистов. Этот журнал хранится в Воронеж­ском областном архиве. В нем на­печатаны несколько наивные их произведения - сказки «О двух во­рах» Николая Морозова, «Несчас­тье» 11-летнего Льва Вакуленко, «Ваня» 11-летнего Маковея. В стихотворении «Весна» Михаил Попов писал:
 
О, как мила тогда природа,
Когда деревья шепчут мне
Под шум и разговор природы,
Что они видели во сне.
После того, как все сковала
Зима холодным грозным льдом,
Когда природа почивала
Немым и крепким мертвым сном,
Как мило слушать песни пташек,
Как любо слушать, что «весна»,
И крик счастливеньких синичек:
Идет весна! Сама весна!
 
 В 1924 году состоялся первый выпуск учащихся - 9 человек. Для продолжения образования все они выбрали сельскохозяйственную специальность.
 
Евгений Робертович Клот опубликовал свою методическую статью о работе с детьми - беспризорниками в журнале «На путях к новой школе», в которой изложил опыт рамонских педагогов. Статью одобрили, а ЦК проф­союза сахарников признал тру­довую деятельность колонии образцовой. Н. К. Крупская на­шла статью также очень интерес­ной.
 
Педагогический коллектив ко­лонии сумел направить развитие и воспитание детей в нужное русло. «Интересы собравшихся в ко­лонии детей, - писал Е. Р. Клот, - преломлялись лишь на куске хле­ба. В большинстве не знавшие детства, ласки, заботы, они впервые столкнулись с иным общественным отношением к ним и этими новыми ощущениями были поглощены целиком».
 
НА НОВОМ МЕСТЕ
 
 В 1924 году Е. Р. Клот был обес­покоен тем, что Воронежский ГубОНО не произвел прием колонии в свое ведение, объясняя это финансовыми трудностями. Со­гласно постановлению Совета На­родного хозяйства Рамонский са­харный завод также далее не мог содержать ее. В связи с этим Рамонская опытно - показательная школа-коммуна имени Н. К. Круп­ской переехала в г. Задонск, раз­местилась в доме бывшей поме­щицы Савельевой и стала назы­ваться Задонской семилетней опытно-показательной школой имени Н. К. Крупской.
 
В 1926 году Евгений Роберто­вич тяжело заболел и находился на излечении в психиатрической больнице. Через год он скончал­ся. Заведующей школой была на­значена завуч, преподаватель род­ного языка и литературы Елена Владимировна Романова.
Л. А. Образцова
Категория: Начало XX века. | Добавил: istram (16.05.2009)
Просмотров: 1746 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024