Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 950

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Понедельник, 29.04.2024, 02:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Справочник » Хронологический справочник

Дела Петра Великого
Петр I
1695 год. Осень. После неудачного пешего похода на Азов Петр I решил построить "на Воронеже" к следующей весне военный флот и с его помощью повторить поход на крепость.
 
1695 год. Декабрь. Начало подготовительных работ на Во­ронежской верфи. Собрались тысячи работных людей из дру­гих городов, готовили лес, свозили его к месту строительства, тесали доски.
 
1696 год. 29 февраля. Петр I прибыл в Воронеж для непос­редственного участия в строительстве судов и подготовки во­енного похода на турецкую крепость Азов.
 
1697- 1696 год. 2 апреля. Начало спуска на воду готовых судов. Торжественно спущены первые галеры, в том числе и «Принципиум». Весной в Воронеже было готово 2 боевых корабля, 23 галеры, 4 брандера. Всего 1500 судов, в том числе струги (морские лодки). 23 апреля - начало движения флота в сторону Азова по рекам Воронеж и Дон. 3 мая Петр I разместился на галере «Принципиум» («Начало») в качестве командира 1 отряда из 8 галер. Всем флотом символически он поручил командо­вать адмиралу Лефорту.
 
ГАЛЕРА - плоскодонное гребное судно с узким длинным носом. На корме - рубленый домик-каюта. Имела 48 весел, могла ходить под парусом.
 
 ГАЛЕАС - военные корабли большего размера, чем галеры, с очень длинными веслами. На каждое весло помещалось семь гребцов. В носовой и кормовой частях корабля располагались пушки.
 
 БРАНДЕРЫ - военные зажигательные суда. Снаряжались так, что загорались сразу, т.к. внутри и снаружи наполнялись бочками и ящиками с горючим веществом, смоляными факела­ми. Подожженные с помощью селитры и серы с поднятыми па­русами направлялись на неприятельский флот.
 
1696 год. 19 июля. Турецкая крепость Азов, расположенная в устье Дона, капитулировала. Выход в Азовское море был от­крыт. После взятия Азова продолжалось интенсивное корабле­строение не только в Воронеже, но и на ближайших судовер­фях: в Чертовицком, Рамони, Ступине. Петр I ставил перед со­бой задачу закрепить за Россией побережье Азовского моря.
Домик Петра I в Воронеже.
С картины В. П. Трофимова
 
1696 год. 30 июля. Иностранные мастера Ян Ярик и Корнелиус Сорное из «кумпанства» бояр Шереметьева и Стрешнева зало­жили на Рамонской пристани («Волчья пристань» - ныне предпо­ложительно луг на правом берегу реки Воронеж напротив улицы Чапаева) два боевых корабля. В то время «кумпанство» - группа бояр и купцов, обязанных строить корабли за свой счет.
 
1696 год. 20 августа. «Велено воронежцу Антону Веневити­нову быть в Воронежском и Усманском уездах для надсматривания и сбережения тех лесов, которые годятся на струговое и лодочное дело и к иным судам на строение... чтоб тех лесов не рубили и не жгли и никакой порухи не учиняли». Такой наказ дан помещику села Староживотинное Антону Веневитинову. И потекли в карман смотрителя лесов взятки и штрафы. Вско­ре темные дела Веневитинова вскрылись, по приказу Петра он был бит плетьми и отправлен в Воронежский острог, а оттуда, с выбитыми зубами и выбритой головой, его погнали в Азов на каторжные работы.
 
1697 год. «На Ступине» заложены 10 боевых кораблей дли­ною от 30 до 49 метров, вооруженных 36 или 44 пушками. Стро­ил их мастер «гостиного» (купеческого) кумпанства Ян Терплей. Для ускорения работ русский плотник Федосей Скляев установил на реке «пильную мельницу» (водяную лесопильню).
 
«Пиловальную мельницу на Белоколодезье сделал, чаять сея осени заработают. Так же и другую на Ступине делать начал только не поспеть...»
 
1697 год. Петр I с лучшим корабельным мастером Федосеем Скляевым обучался кораблестроению в Голландии и Англии. На следующий год Скляев продолжил обучение в Венеции.
 
 
Воронеж. Корабельная верфь.
 
1698 год. С 19 ноября до середины декабря Петр 1 строил в Воронеже вместе с Федосеем Скляевым корабль «Предестинация» («Предвиденье»).
 
58-пушечный корабль «Предестинация» получил высокую оценку иностранцев. Изумляла отделка корабля. Нос заканчи­вался золоченой фигурой обнаженной богини, стены кают были покрыты ореховым деревом.
 
1699 год. 25 апреля. Петр I в Воронеже экзаменовал молодых дворян, обучавшихся корабельному делу за границей.
 
1699 год. Прошло 3 года после взятия Азовской крепости, но до сих пор не был заключен мирный договора Турцией. 27 апреля 1699 накануне оформления мирного договора, чтобы турки были более сговорчивы, Петр направился из Воронежа через Азов в Азовское море с мощной флотилией больших боевых кораблей к турецкой крепости Керчь, чтобы показать тур­кам мощь русского флота и одновременно отправить Черным морем на специальном корабле «Крепость» российское посоль­ство в Константинополь для переговоров.
 
Конец XVII века. Для снабжения военного флота солдатс­ким сукном Петр I основал в нашем крае суконные фабрики. Одну на реке Буровлянке в новой деревне того же названия (ныне Богданово). Для работ на фабрике была переселена часть крестьян из села Березово. Вторую фабрику построил в Усманском бору на берегу речки Лесной (ныне искусственное озеро). Образовался поселок заводских крепостных рабочих под на­званием Бор. В XVIII веке фабрика принадлежала Тулинову, а в начале XIX века - его дочери Елизавете, по мужу Толстой. В середине прошлого столетия фабрика была закрыта.
 
1700 год. 27 апреля. В Воронеже состоялся спуск на воду пятидесяти восьми пушечного корабля «Предестинация», пост­роенного царем по его чертежам вместе с Федосеем Скляевым без участия иностранцев. Как лучшего мастера, Петр I жало­вал Федосея землей за Доном, где впоследствии образовалось 5 селений под названием Скляево.
 
Корабль "Гото Предистинация".
Построен в Воронеже в 1700 г.
 1700 год. На Чертовицкой пристани построен боевой корабль «Геркулес» на 52 пушки длиной 38 метров.
 
1700 год. Петр I учредил по Московской дороге регулярное почтовое сообщение с Москвой. Указом установлены строгие правила доставки писем «город от города, стан от стану... без замедления». Для этого на станциях держали специальных ло­шадей. Последней станцией перед Воронежем было Хлевное, а позже село Староживотинное. Московская дорога имела важное государственное значение. По ней Петр I посетил Воронеж 11 раз. Его пребывание в Воронеже в общей сложности состав­ляет более 400 дней.
 
1701 год. Петр I занялся улучшением грунтового московско­го тракта. Через два года голландский путешественник Корне­лий де Бруин, проезжая по этой дороге из Москвы в Воронеж, описал ее так: «От Москвы до Воронежа на каждой версте сто­ит верстовой столб, на котором по-русски и по-немецки выс­тавлен 1701 год, время поставки этих столбов. Между этими столбами, довольно высокими и окрашенными красной крас­кой, посажено по 19-20 молодых деревьев по обеим сторонам дороги...Сказанные версты и деревья тем более полезны, что без них зимой трудно было бы найти дорогу, покрытую снегом, и при этом в России и ночью ездят так же, как и днем».
 
1701 год. 23 марта - 8 июня. Петра I в поездке по окрестно­стям Воронежа сопровождал Александр Меньшиков и вице-адмирал Крюйс (норвежец на русской службе).
 
1702 год. 15 сентября. «На Рамони» заложено греком Ива­ном Федотовым небольшое судно-шнау (бриг) «Таймолар», длиной 18 метров, шириной 5 метров, осадкой 2 метра.
 
1703 год. 5 февраля. Приезд Петра I в Воронеж с большой свитой иностранных гостей, дипломатов, купцов. Царь возил гостей к устью Воронежа, где зимовало много кораблей.
 
1708 - 1709 годы. Учреждена Петром I Азовская губерния, одна из восьми российских новых административных единиц. Она за­нимала огромную территорию в южной части России, включая Воронежский край с его уездами. Административным центром до 1711 (до передачи Азова Турции) был город Азов, а затем с 1711 года - Воронеж. В 1725 году Азовская губерния переименована в Воронежскую при сохранении размера территории.
 
1709  год. 13 февраля. Петр I прибыл в Воронеж с целью перевода адмиралтейства в Тавров.
 
1711 год. В связи с началом новой русско-турецкой войны Петр I распорядился отправить весной из Воронежа в Азов для пополнения Азовской флотилии все годные к плаванию корабли. В этом походе приняло участие судно-бриг «Таймолар», построенное на Рамонской верфи в 1702 году. Командо­вание бригом принял прибывший с Балтийского флота 30-лет­ний капитан-поручик Витус Беринг, датчанин по национально­сти, находившийся на русской службе с 1703 года, прославив­шийся впоследствии как знаменитый мореплаватель.
 
1711 год. 17 июня. Поступил приказ Петра I. «По получе­нию сего указа корабельные работы на Воронеже ныне остано­вить.. .» Кораблестроение переносилось в Тавров и на Балтику.
 
1722 год. Царь Петр I заехал в Воронеж на пути из Персид­ского похода на одни сутки. Это был последний приезд Петра I в Воронеж.
 
28 января 1725 года. Умер Петр Великий. Незадолго до смер­ти он и Федосей Скляев начали строить на Петербургской вер­фи стопушечный линейный корабль «Петр I и II». Достраивал его после смерти царя сам Скляев. Выполняя посмертную волю Петра I, в феврале 1725 года Скляев заложил 54-пушечный ко­рабль «Выборг», но достроить его не успел. 10 мая 1728 года великий корабельный мастер скончался.
Категория: Хронологический справочник | Добавил: istram (10.02.2009)
Просмотров: 5386 | Рейтинг: 5.0/14
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024