Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 951

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Воскресенье, 05.05.2024, 02:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Поэзия, искусство, культура » Искусство, культура

Из истории российской открытки
В конце прошлого года в Рамони появились новогодние открытки с видами нашего легендар­ного дворца, портретами Ольденбургских, «мостика любви», выполненные воронежским издательством «Альбом». Красочные, со вкусом изданные, они удивили и порадовали мно­гих рамонцев. Мне же они напомнили открытки, выпускаемые «Общиной святой Евгении», состоявшей под покровительством принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской.
 
 
В России почтовые открыт­ки появились в конце XIX - начале XX века, и сразу завоевали большую популяр­ность. Именно «Община святой Евгении» впервые в истории Рос­сии начала издавать их больши­ми тиражами, Небезынтересна история возникновения этой из­дательской группы. В 1880-е годы известный русский художник Гав­риил Павлович Кондратенко от­правился на пленэр в Крым, где встретил нищенку, бывшую сест­ру милосердия. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов сестры милосердия ухаживали за ранеными, но после ее окончания оказались без средств к существо­ванию. Встреча произвела на жи­вописца сильное впечатление, и он решил им помочь. Вернувшись в Петербург, Гавриил Павлович организовал благотворительную выставку в пользу сестер мило­сердия, привлек к этой проблеме внимание влиятельных людей. В итоге в 1882 году был организо­ван «Санкт-Петербургский попе­чительный комитет о сестрах Красного креста». Заботу об этой благотворительной организации взяла на себя принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. В честь ее небесной покрови­тельницы, святой Евгении, орга­низация и получила название «Община святой Евгении».
 
 Для существования «Общины» потребовались деньги: на строи­тельство больницы, содержание приюта для престарелых сестер и организацию подготовительных курсов для обучения молодых се­стер на случай войны. В поисках средств в 1896 году «Община свя­той Евгении» приступила к изда­тельской деятельности. Круг ее был достаточно широк, но основ­ная деятельность была связана с искусством и с художественной стороной в целом.
 
Свою работу «Община» нача­ла с подготовки и выпуска откры­ток, посвященных столетнему юбилею А. С. Пушкина. Вначале был объявлен конкурс на созда­ние рисунков для открыток, по­священных великому поэту. По его итогам была издана серия от­крыток-иллюстраций к произве­дениям Пушкина, а также его фо­тографии. Надо заметить, что часть тиража «пушкинской се­рии» открыток впервые продава­лась наборами в художественных конвертах.
 
Открыт­ка «Общины святой Евгении».
 
Самый плодотворный период издательской деятельности «Об­щины» по распространению и популяризации в России русского и зарубежного искусства начался с приходом в издательскую дея­тельность художников группы «Мир искусства». Они начали выпуск открыток с произведени­ями современных художников - Виктора Васнецова, Михаила Добужинского, Елизаветы Бем, Ев­гения Лансере, Александра Бенуа - создателя художественной груп­пы «Мир искусства» и многих их единомышленников. Издатели обратились к репродуцированию произведений живописи и скульптуры из собраний Эрмитажа, Русского и Румянцевского музе­ев, Третьяковской галереи и Ору­жейной палаты, Музея Академии художеств, открыв тем самым еще одну новую страницу в исто­рии русской открытки.
 
Перечислить и назвать все темы открыток, к которым обра­щалась «Община святой Евге­нии», нелегко. Сюжеты были са­мые разнообразные: виды горо­дов и различных мест, портреты выдающихся государственных деятелей, военных, актеров, писа­телей, композиторов и художников, жанровые сценки, изображе­ния животных и растений. Очень популярными были открытки с портретами членов императорс­кой семьи (Александра III, импе­ратрицы Марии Федоровны) и с историческими портретами рус­ских полководцев (А.В.Суворова, М.И.Кутузова), выпущенные се­рией из двенадцати работ. Инте­ресной оказалась серия открыток, посвященная Петру I. Отдельную серию представляли известные архитектурные памятники. Осо­бенной любовью и популярнос­тью пользовались открытки с на­родными типажами и в целом сю­жеты, связанные с особенностями русской жизни. В первую очередь это были торговцы на улице са­мыми разными товарами или просто прохожие. Одна из серий представляла народные костюмы различных губерний страны. Наиболее популярными были от­крытки, изображавшие детские головки и сцены с детьми. Сло­вом, открытки существовали на все случаи жизни, и были рассчи­таны на самый разный «вкус и цвет».
 
Открыт­ка «Общины святой Евгении».
 
«Община» также выпускала видовые открытки, то есть от­крытки, состоящие из фотогра­фии или соединения нескольких фотографий. Нередко изображение дополнялось печатными типографическими виньетками или рисунком. Это были мотивы Петербурга и его окрестностей, Моск­вы, а также очень любимой тог­да провинции, в том числе и Рамони. Любовью пользовались открытки с видами Кавказа и Крыма, которые посылали домой отдыхающие, виды Урала и Си­бири. Всего в открытках «Общи­ны» было представлено более 200 географических пунктов и около 3000 сюжетов.
 
В России в то время художе­ственных галерей было немного, и они зачастую располагались в крупных городах, передвижные выставки были нечасты. Открыт­ки же свободно можно было пересылать внутри страны и за ее пределами. В связи с этим стано­вится важной роль открыток в художественном просвещении народа и влиянии ее на воспита­ние хорошего вкуса. Ко всему этому полиграфическое исполне­ние их было очень высоким. По­купатели знали, что открытки «Общины святой Евгении» - это всегда хорошая печать и безуп­речный художественный вкус и все, что издает «Община» - это настоящие шедевры русского пе­чатного искусства. Такое мнение подтверждает один из рецензен­тов начала XX века, отмечая, что у этих открыток лишь один не­достаток - «их жаль посылать на почту».
 
Помимо открыток «Община» издавала книги. Это были также высокохудожественные издания. Их макеты были оригинальными и новаторскими. Одним из самых замечательных дореволюцион­ных изданий «Общины» была книга «1812 год в баснях Крыло­ва». Затем вышли книги «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина, с ил­люстрациями М.Врубеля и «Мед­ный всадник» А.С.Пушкина с ил­люстрациями А.Бенуа. Были из­даны путеводители по Павловс­ку и Петербургу, по Эрмитажу, монографии искусствоведа С.Эр­нста о Н.Рерихе и К.Сомове. Одну из частей печатной продук­ции «Общины» составлял графи­ческий дизайн: издатели печата­ли самые различные портреты, календари и альбомы, каталоги к выставкам. Еще выпускались ху­дожественно оформленные по­чтовые конверты, в которых мож­но было рассылать визитные кар­точки. Их так и называли: «вмес­то визитов». Помимо этого изда­вался журнал «Открытое пись­мо», в котором печатался иллюс­трированный перечень открыток. Его редактором был известный архитектор, директор библиотеки Академии художеств Федор Гус­тавович Беренштам.
 
... Последний каталог откры­ток «Общины» был составлен на 1 января 1915 года. В книге И. Степанова «За тридцать лет. 1896-1926», вышедшей в 1928 году, говорится, что за тридцать лет существования издательства «Общины святой Евгении» было выпущено более 6500 открыток (к 1930 году их числу достигло 7000). Тиражи каждой из откры­ток составляли в среднем 10000 экземпляров. Помимо этого за годы существования «Общины» было издано более 150 книг, альбомов, бро­шюр, каталогов и про­спектов.
 
После революции, в 1920 году издатель­ство было переимено­вано в Комитет Попу­ляризации Художе­ственных Изданий или сокращенно - КПХИ при Государ­ственной Академии истории материаль­ной культуры и в та­ком виде просуще­ствовало до 1930 года.
 
Посмотреть открытки «Общины святой Евгении».
 
Людмила ОБРАЗЦОВА.
"Голос Рамони" от 19 января 2007 г.
Категория: Искусство, культура | Добавил: istram (03.03.2009)
Просмотров: 3181 | Рейтинг: 5.0/16
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024