Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 950

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Вторник, 30.04.2024, 14:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Поэзия, искусство, культура » Искусство, культура

Художник Э. Ефанов о себе (зрелость)
Э. Ефанов, училище - 1955 год
Так что при поступлении в училище у меня были уже работы акварелью, маслом и естественно - карандашом. Я благодарен судьбе за годы, проведенные в Елецком художественном училище. Именно в нем я созрел как начинающий художник. Низкий поклон моим родителям, школьным учителям и конечно преподавательскому составу Елецкого художественного училища: нашему курсовому руководителю Валентину Андреевичу Дудченко, Николаю Николаевичу Маревскому, Берте Арнольдовне Геллеровой, Николаю Константиновичу Ростовцеву и всеми обожаемому Виктору Семеновичу Сорокину. Директором был, добрейший душевный человек, Николай Николаевич Просянкин.
 
Училище располагалось в трех этажном здании в центре г. Ельца, неподалеку от действующего храма, куда мы иногда заглядывали, за что получали нагоняй от партийного ока училища. Внутренняя роспись храма была осуществлена по эскизам самого Виктора Васнецова. Наша жизнь была очень активной. При училище был отличный хор, существовал драмкружок, литературный кружок. Многие хорошо пели (под руководством Алексея Петровича Лукса), некоторые закончили консерватории. У меня тоже обнаружился неплохой баритон и мне он настоятельно рекомендовал поступать в Саратовскую консерваторию.
Но основное призвание пересилило. Возвращаюсь к нашим семейным мытарствам (иначе никак не назовешь). За годы учения в Ельце наша семья сменила три места жительства: г. Задонск, п. Тербуны, затем Бор. Чем объяснить такие частые переезды? Не знаю, может быть  все  дело в «мягкотелости» отца. Короче говоря, все это надоело моему родителю и он уже самостоятельно решил окончательно обосноваться в Рамони.
 
Это было в 1958 году. Вначале устроился корректором в местную газету, затем старшим рабочим на кагатное поле при Рамонском сахарном заводе. Вот наступил 1957 год и он принес нам, учащимся, большую беду. Дело в том, что решением Министерства было сокращено 11 училищ, в том числе и наше. Не предать словами состояние в коем мы прибывали в то время. Вспомнилось все доброе, что нас связывало в этом училище. Первое это летние практики, второе поездки в   Москву посещение Третьяковки, Пушкинского музеев. Периодические (усеченные правда) выставки союзного масштаба расположенные в актовом зале и по мастерским училища, ежегодные «отчетные» выставки наших преподавателей, что для Саратова явилось новостью (после наших выступлений на общеучилищных собраниях). Итак пришло время расставания с милым нам всем училищем, с его пропахшими красками мастерскими, с нашими наставниками. И так нас оказалось трое дипломников из Воронежа. Я, Анатолий Буреев, Иван Бураков. Мы с Анатолием получили отсрочки на год, с тем чтобы мы защитили дипломы.
 
В Саратове отличный художественный музей им. Радищева, мы там подолгу «пропадали». После защиты нам дали еще по месяцу отдохнуть и призвали на службу. Помню, нам вручили билеты на пароход и мы отправились вверх по Волге в г. Куйбышев (ныне Самара). Служили мы в разных полках, но в одной дивизии. Там же в одной из частей той же дивизии проходил службу выпускник Пензенского худ. Училища Беднов Виктор Андреевич, ныне заслуженный художник РФ. Изредка мы собирались вместе в одном из клубов части для обсуждения «нагоревших» оформительских вопросов. Все мы одногодки (с 38 г). Службу Беднов В. А. закончил раньше нас на год, по-видимому поступил в училище после семилетки. Меня обрадовало сообщение моих  младших ельчан о том,  что  мой диплом был подарен саратовскому государственному университету в честь какого-то юбилея. В увольнение мы с удовольствием посещали местный художественный музей. Был он по беднее Саратовского, но и там были представлены работы художников прошлого века.
 
В армии были оформлена комната боевой славы, а также солдатская столовая, где наряду с копиями работ, с репродукциями были и мои «фантазии» на вольные темы. В красках я не нуждался благодаря зав. клубом капитану Муфелю.
 
Настала весна 60-го года. Я был демобилизован и приехал к себе в долгожданную Рамонь. Надо было приодеться, и я подрядился оформить фойе местного кинотеатра «Колос». Начал с повторения своей дипломной работы «Проводы русской зимы» (Масленица) размер: 1,5мхЗм. И вот тут-то судьба подала мне шанс. В Рамонский райком обратились два художника-москвича. К сожалению, запомнил одного, ведущего живописца той поры, Цейтлина. Они приехали за каким-то документом или справкой о том, чтобы им создали условия для работы в селе Староживотинное, писать портреты советских колхозников. Посмотрели на мою работу и пригласили с ними поработать. Я тушевался, замялся и остался на месте. Дело в том, что я еще не заработал себе на костюм, туфли, ходил во всем солдатском, в неизменных «кирзачах».
Э. Ефанов, п. Рамонь
1956 год
 
Далее, в начале 60-го года, я решил вернуться в Саратов, где устроился на работу в художественный фонд.  Проработал, где-то около года. В конце года, 8-го августа, зарегистрировал брак с Людмилой Чугайновой. Она тоже уже работала в Саратовском художественном фонде. Работа ее была по профилю: скульптура малых форм. Мне не везло, поручали черную работу.
 
Помню бесчисленные планшеты, какие-то схемы. Одна только работа была выполнена с удовольствием, портрет К. Э. Циолковского. Меня  даже похвалили Настал 61 год, самый трудный для нашей семейной пары. Жена забеременела, беременность проходила очень тяжело. Мои родители написали мне, что готовы принять нас и оказать посильную помощь. Отец договорился с профсоюзом рамонского сахарного завода, у них оказалась вакансия художника народного театра при клубе Сахарников.
 
Семья Э. Ефанова
п. Рамонь - 1964 год
18-го мая 1962 года у нас родился сын Константин. В конце 64 года мне неожиданно прислал письмо Виктор Беднов. Как он меня отыскал? В письмах он часто вспоминал наши армейские встречи, беседы о искусстве, делился своими достижениями на этом поприще. Приглашал меня к себе в Мордовию. Я сразу же отозвался на это. Был я у него два раза. Особенно продуктивной оказалась вторая поездка.
 
Он арендовал в деревне «Красный молот» школу, собрал группу из пяти человек, мы там все работали взахлеб. Отпуск мой был двухнедельный, но и этого было достаточно, чтобы не бросать своего призвания. Виктор посещал и меня. В Рамони он так же был два раза. Завязалась дружеская переписка, которая продолжается и по сей день (правда сейчас мы общаемся больше по телефону).
 
В 1967 году, когда мы с женой работали над образом знаменитого рамонца Сергея Ивановича Мосина, нас подбадривал и даже несколько раз позировал мой друг, Виктор Андреевич Беднов. Я организовал свою первую персональную выставку в фойе клуба сахарников в 1965 году. Это явилось пусть маленьким, но каким-то событием в культурной жизни Рамони.
А в конце 1967 года, в нижнем зале Дворца Ольденбургских, была вторая выставка на открытие которой были приглашены художники Воронежа: Михаил Иванович Лихачев, Масабих Фатхулисламович Ахунов, Юрий Федорович Внодченко, Зиновей Ефимович Попов, Петр Денисович Пономарев. Вскоре появилась небольшая заметка в журнале «Художник», где, правда с опечаткой, говорилось о выставке профессионального художника В. П. Ефанова (жив еще был академик живописи Василий Прокофьевич Ефанов) в пос. Рамонь Воронежской области. Вскоре, после моей персональной выставки, в этом же зале разместилась картинная галерея рамони (инициатива моя). Предоставили работы многие живописцы Воронежа, подарил свою работу М. И. Лихачев. Но ... это продолжилось месяца четыре.
 
Специалисты заметили, что потолок над залом начал провисать и срочно надо было демонтировать краеведческий музей, что располагался над картинной галереей и саму галерею. (Реставрационные работы идут до сих пор). Да, по окончании второй выставки, у меня выпросили две работы для Суздальского музея народного творчества. «Полдень», «Большая вода». В том же 1967 году состоялось торжественное открытие памятника - бюста С. И. Мосину. По этому поводу была помещена небольшая заметка в газете «Правда» (на первой странице). В 1972 году я устроился в Художественный фонд Воронежского Союза художников, по настоятельной просьбе или совету, моего Воронежского друга Анатолия Яковлевича Бунеева, с ним мы учились вместе, служили в одной дивизии и наконец-то начали совместную работу по оформлению Дома культуры ВНИИСС. Здесь уместно еще раз выразить слова огромной благодарности своим собратьям по искусству.
 
В 1972 году я впервые участвовал в областной (молодежной) художественной выставке. Затем в 1974 году на региональной выставке Черноземья в г. Орле картиной «К Весне», которую отметил в своей статье Петр Петрович Никифоров, искусствовед. В том же году еду на «Академическую дачу» им. И. Е. Репина. Руководителем потока был известный живописец В. Ф. Токарев. Первый заезд продлился три месяца подряд. Меня оставили еще на месяц. Принимающий поток академик живописи Ю. П. Кугач осмотрев мои работы сказал следующие: «глаз поставлен, есть сердечность, теплота – не хватает конструктивности». После я спрашивал у ребят, что такое конструктивность? Те только пожимали плечами. Позже я сам «дошел» до этого.
 
"Зимка", 2001 год, хм. 45х50 см
 
В 1977 году я участник республиканской    художественной выставки «Мое Нечерноземье». Мой пейзаж был приобретен Министерством культуры РФ. В том же 1977 году я снова на «Академической даче» - руководил потоком замечательный художник и человек В. Ф. Загонек. Для себя отмечу, что посещение дома творчества «Академическая дача», придало мне больше уверенности. Позволило освободиться от того балласта, кой напоминал о себе постоянно. Сказалось одиночество, в которое я попал находясь в Рамони, выполняя отнюдь не творческую работу.
 
В 1977 году меня приняли в члены СХФР вместе с Ю. П. Саниным. Рекомендации  мне  дали  М. И. Лихачев, Ю. Ф. Внодченко, А. П. Еременко. И отмечу свой последний заезд в Дом творчества -это 1982-83 гг. декабрь-январь, руководителем потока был живописец из Ульяновска В. Сафронов - этот творческий поток был военным. Писали генералов, работали над батальными полотнами. Я же остался верен себе, продолжал писать этюды, на основе которых возникали работы на пейзажные темы.
 
Итак я участник выставок в г. Воронеже с 1972 года, зональных с 1974 года, республиканских-1977 года, персональных 1975 г, 1990 г. Так же участник трех международных выставок в Германии -1993 г., в Польше – 1995 г., США - штат Тенесси – 2000 г.
 
Мои работы находятся в частных коллекциях России, Франции, Германии, Финляндии, Корее, Китае и США. Награды - юбилейная медаль за доблестный труд 1970 г. Диплом правления С. Х. РФ – 1995 г. и присвоение мне звания «Заслуженный гражданин Рамонсокго района» - в мае 2008 г., решением Совета народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области.  Удостоверение  за  номером   11.
Эдуард Ефанов. 2008 год
Категория: Искусство, культура | Добавил: istram (22.04.2009)
Просмотров: 2686 | Рейтинг: 4.7/15
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024