Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 950

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Среда, 24.04.2024, 23:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Поэзия, искусство, культура » Искусство, культура

Рамонь театральная
В 2004 году испол­нилось бы 45 лет некогда блистательному Рамонскому народному театру. К сожалению, как такового сегодня его не существует. Попытки последу­ющих поколений возобновить традиции театра не увенчались продолжением. Однако ныне здравствуют бывшие актеры «Рамонского народного», впи­савшие свои имена в историю нашего поселка и запомнивши­еся великолепным исполнением ролей в пьесах русских и советс­ких драматургов. Вспомним об этом...
 
Ниточка самодеятельного творчества рамонцев тянется от знаменитого приезда в Рамонь в 1919 году агитпоезда «Октябрьс­кая революция» во главе с Миха­илом Ивановичем Калининым. Его беседы с молодежью вдохно­вили и увлекли ее на добрые дела, в том числе на создание группы синеблузников, которая выступа­ла в клубах-читальнях ближай­ших сел - Айдарова, Староживотинного, Березова.
 
В спектаклях синеблузников принимала участие Валентина Николаевна Мартынова - фель­дшер Рамонской ЦРБ и будущая актриса Рамонского народного театра. В этих спектаклях она уча­ствовала вместе с Константином Массалитиновым - впоследствии композитором, заслуженным де­ятелем искусств РСФСР. Первой ролью ее была героиня в сказке «Спящая красавица».
 
Любопытный случай вспоми­нал редактор районной газеты военных лет Федор Артемьевич Евсиков. В декабре 1939 года, го­товясь к 100-летию Рамонского сахарного завода, редакция «За большевистский урожай» запла­нировала материал о художе­ственной самодеятельности на Рамонском сахарном заводе, ко­торый редактор М. А. Адаменко поручил подготовить Ф. А. Евсикову.
 
Федор Артемьевич попросил заведующего клубом Константи­на Васильевича Куща составить список артистов драматического кружка. Много лет спустя Федор Артемьевич обнаружил в своем архиве этот пожелтевший листок с фамилиями любимцев рамонской театральной публики. Это - Василий Сергеевич и Екатерина Александровна Абахины, Алек­сандр Николаевич Марчевский, супруги Георгий Сергеевич и Мария Захаровна Голевы, Елена Михайловна Адаменко, Мария Николаевна Талдыкина, Ольга Сергеевна Зыкина, Берта Лаза­ревна Богомольная. С пометкой «выполняют особые обязаннос­ти» были написаны фамилии Ва­силия Ивановича Мазного - по­мощника режиссера, организато­ра репетиций. Против фамилии Веры Федоровны Соболевой - суфлер. Наибольшими обязанно­стями был наделен Константин Васильевич Кущ - актер, режис­сер, руководитель драматическо­го коллектива.
 
Клуб, где выступали рамонские артисты, до войны находил­ся в помещении нынешнего сахар­ного склада и хранилища мешко­тары, а после - в здании нынеш­ней «Кулинарии». После войны Рамонь восстанавливалась, и па­мятным событием было открытие в 1951 году клуба «Сахарник» в бывшей каретной принцев Ольденбургских - шикарном помеще­нии с залом и балконом на 300 мест, сценой, оркестровой ямой, фойе. Юридически он принадле­жал сахарному заводу. Руковод­ство осуществлял профсоюзный комитет. По линии же районного отдела культуры также был вве­ден свой штат. Однако это двоев­ластие не мешало работе клуба. Активность молодежи была за­видной.
 
Режиссуру и постановку пер­вой пьесы А. Н. Островского «По­здняя любовь» взяла на себя заведующая детским садом Нина Александровна Кодак - большая любительница драматического искусства. В Рамони она жила с дочерью Нелли, которая также играла в драмкружке. Главную роль в пьесе исполняла жена ди­ректора сахзавода Вычерова. Она много помогала в организации декораций, пошиву костюмов. Комедийную роль исполнил сле­сарь сахзавода Н. Ф. Чусов. На спектакле присутствовал сам ди­ректор завода и районное началь­ство...
 
Первым заведующим клубом с января 1952 года был назначен Василий Иванович Гончаров, только что демобилизовавшийся из Советской Армии. Во втором спектакле драмкружка «Реви­зор», поставленном к 100-летию со дня смерти Н. В. Гоголя, он сыграл роль городничего. Роль Хле­стакова исполнил В. Веремей, а слуги - Н. И. Булавин. Зрителям был показан только второй акт, так как на постановку всей пьесы не хватало актеров.
 
Участники постановки "Васса Железнова" М. Горького 1953 г.
 
В июле 1953 года Василия Ивановича Гончарова сменила Таисия Петровна Елисеева (Асе­ева), направленная на должность заведующей клубом в Рамонь после окончания Ленинградской высшей школы профсоюзного движения При ВЦСПС, где она активно участвовала в художе­ственной самодеятельности и, таким образом, обладала не только талантом, но и практи­ческими навыками.
 
"Стряпуха", июнь 1962 г.
 
Постановщик, режиссер и ак­триса Т. П. Елисеева за короткое время поставила свыше двадцати спектаклей советских драматур­гов и классиков русской литера­туры. Она обладала организатор­ским талантом, активностью, азартом и напористостью в дос­тижении цели. С большим успе­хом прошли спектакли «Макар Дубрава» Корнейчука, «Блудный сын» Роннета, «Последние» Горь­кого, «Шесть тополей» Сторожева, «Перемены в желанном» Локоткова и другие.
 
Постановщика горьковских спектаклей Т. П. Елисееву за зас­луги в развитии советского искус­ства наградили Почетной гра­мотой Верховного Совета РСФСР, а в 1978 году - знаком ВЦСПС «За достижения в само­деятельном искусстве».
 
С 1954 по 1957 годы В. И. Гон­чаров также обучался в Ленинг­радской высшей школе профсо­юзного движения при ВЦСПС, где участвовал в драматическом кружке, исполняя роли в пьесах «Платон Кречет», «На полустан­ке», «Хороший конец» и др.
 
По возвращении из Ленингра­да он работал инструктором РК КПСС, заведующим отделом культуры райисполкома, а затем стал лидером профсоюзного дви­жения Рамони на протяжении двадцати пяти лет. Одновремен­но он играл в драмкружке. Это роли Трубача в спектакле «Егор Булычев и другие», Белугина в пьесе «Женитьба Белугина», Нила в «Мещанах», помещика Смирнова в пьесе Чехова «Мед­ведь», партийного работника в «Блудном сыне», агронома в спектакле «Перемены в Желанном», парторга в спектакле «Что пожнешь, то и обмолотишь» и др.
 
В 50-60-е годы в театре труди­лись: Т. П. Елисеева, В. М. Марты­нова, В. И. Гончаров, К. Н. Сальни­ков, Н. К. Егоров, В. Г. Дмитриева, А. А. Ковалевская, Б. Ляхман, Л. Я. Ростопшина, И. И. Паринов, М. Е. Хлопонина, Г. М. Дорохин, А. Н. Черезов, С. С. Антюхин, В. Т. Талдыкин, И. И. Смык, Лев и Галина Антоновы, Е. М. Чусов, Б. Д. Ур и многие другие.
 
Сцена из спектакля "Чужой ребенок" Шкваркина
 
О некоторых участниках теат­ра вспоминает В. И. Гончаров: «Страстным любителем театра, талантливым исполнителем с ред­ким тембром голоса был маши­нист паровоза Константин Нико­лаевич Сальников. Он был куми­ром публики. Сыграл десятки ро­лей, мастерски донося до зрителя горьковские образы полицмей­стера Коломыйцева, капитана Железнова в пьесе «Васса Железнова», председателя колхоза Романюка и Макара Дубравы по пьесам Корнейчука, профессора Тумановского в «Машеньке» и др. Вершиной его драматическо­го искусства было исполнение роли Егора Булычева в пьесе М.Горького «Егор Булычев и другие».
 
Активной участницей была Валентина Николаевна Марты­нова. Самой удачной ее ролью была роль Вассы Железновой, которую она с блеском сыграла на сцене. Режиссерам много пришлось с нею поработать, чтобы добиться характера жес­токой, властной женщины, спо­собной пьяницу и развратника мужа «загнать в петлю». Затем она создала образы Кручининой в «Без вины виноватые», Каба­нихи в «Грозе» по пьесам М. Горького, обаятельные обра­зы в спектаклях «Слава» по Гу­севу и «Платон Кречет» Корней­чука, Раневской в чеховской пье­се «Вишневый сад», председате­ля сельсовета Натальи Ковшик в «Калиновой роще» Корнейчука и др.
 
Режиссером и исполнителем нескольких ролей был бывший актер-профессионал Московско­го театра имени Моссовета Ни­колай Константинович Егоров. После семейных неурядиц он вы­нужден был переехать из Моск­вы в Рамонь, на свою родину, по­кинутую в детстве. Работал он в птицесовхозе «Рамонский» на разных должностях: директором, снабженцем, заведующим МТФ. Как бывалого незаурядного ак­тера его тянуло на сцену. Но сна­чала он несколько скептически относился к рамонскому коллек­тиву. Еще бы, бывшему актеру ведущего московского театра иг­рать в самодеятельном коллек­тиве!
 
Однажды ему предложили ра­боту режиссера театра с предос­тавлением отдельной комнаты в заводском общежитии. Он согла­сился. Успешно поставил не­сколько спектаклей. Сам сыграл солидные роли. Отличался от нас хорошими артистическими мане­рами, прекрасно поставленной речью и дикцией. Он был вежлив в разговорах, отлично знал театр и московских актеров. В пьесе М. Горького «Мещане» сыграл одну из главный ролей в паре с Т. П. Елисеевой. Исполнение было удачным и памятным. Лев Дмит­риевич Антонов в основном иг­рал социальных героев и любов­ников. Талантливый актер. Роли ему давались сходу. Играл вирту­озно, с подъемом и изобретатель­ностью.
 
Людмила Яковлевна Ростопшина (Казьмина) к своим ролям относилась с большой требовательностью и тщательной подготовкой. Тексты запоминала досконально. Обла­дая красивой внешностью, с блес­ком играла молодых женщин, в том числе помещицу-вдову Пано­ву с ямочками на щеках в воде­виле по А. Чехову «Медведь» (в паре с «медведем» - Смирновым в исполнении В. И. Гончарова - прим. автора).
 
Евгений Михайлович Чусов исполнил несколько классичес­ких ролей с блеском и аплодис­ментами зрителей. А. А. Ковалев­ская - страстная, заводная, не­утомимая любительница театра. Играла больше характерные роли - старушек, сплетниц, спе­кулянток и прочих интересных с точки зрения театралов, персона­жей. В 1978 году она была на­граждена знаком ВЦСПС «За достижения в самодеятельном искусстве».
 
Ольга Чернышова - любимица публики. Виртуозно исполняла роли веселых, жизнерадостных женщин. Исключительно талант­лива. Помимо театра с большим успехом выступала в концертах, исполняя песни из репертуара Клавдии Шульженко.
 
По-своему трудолюбивы и талантливы были супруги Париновы - Иван Иванович и Миля, Н. И. Булавин, В. В. Колесникова, М. П. Кащенко, В. Суров и мно­гие другие. В разные годы в дра­матическом коллективе участво­вали более тридцати человек. При грубом подсчете нас посе­тило более шести тысяч человек. В 1955 году в 15-летнем возра­сте в театр была приглашена школьница Людмила Гуженкова на роль Веры по пьесе М. Горько­го «Последние». Впоследствии она сыграла в пьесе А. Н. Остров­ского «Не все коту масленица», в спектакле по пьесе Комова и Ма­кеева «Чудак-человек».
 
Все эти люди отдавали свои вечера и выходные дни, чтобы скрасить часы отдыха рамонцев, в меру своего таланта нести сло­во классиков русской драматур­гии и молодых советских авторов в массы трудящихся».
 
В 1955 году коллектив на об­ластном смотре занял 1 место. В октябре 1958 года драмкружок показал пьесу М. Горького «Пос­ледние» и вновь завоевал 1 мес­то. Выступали на многочислен­ных смотрах и конкурсах, нео­днократно награждались грамо­тами и денежными премиями.
 
В 1959 году рамонскому драм­кружку Указом Президиума Вер­ховного совета РСФСР было присвоено звание народного театра. «За развитие советского искусст­ва» его наградили Почетной гра­мотой. В день присвоения звания «народного» коллектив показал пьесу А. Корнейчука «Макар Дуб­рава». Затем в репертуар театра вошли пьесы К. Симонова, А. Ар­бузова, М. Шатрова, В. Розова, Г. Мдивани, Сафронова, Лаврен­тьева и др.
 
Кроме многоактных пьес го­товили одноактные или отдель­ные сценки, с которыми артисты могли выступать в смешанных концертах, куда включались пес­ни, пляски и маленькие спектак­ли (или отрывки из них). Одно время В. И. Гончаров и Н. И. Булавин выступали с юмористически­ми и сатирическими монолога­ми, подражая известным юмори­стами Штепселю и Тарапуньке. Кроме того, Н. И. Булавин мас­терски читал басни И. А. Крыло­ва и С. Михалкова, а В. И. Гонча­ров - стихи Владимира Маяков­ского, Александра Твардовско­го, которые хорошо знал и лю­бил. Замечательно исполняла отрывок из поэмы Твардовского «Страна Муравия» Таисия Пет­ровна Елисеева.
 
С концертами артисты объеха­ли весь район: выступали в клу­бах, на полевых станах, фермах, в красных уголках.
 
После присвоения почетного звания народного театра между Рамонским народным театром и артистами Воронежского драма­тического театра (ныне имени А. В. Кольцова) сложились тесные творческие связи. В Рамонь ста­ли приезжать шефы-консультан­ты. Особая заслуга в этом народ­ного артиста РСФСР А. П. Чернова, а также С. Ожигина, Б. Цука­нова, Н. Бобылева, Е. А. Смирно­ва. У рамонских актеров появи­лась возможность получать на­прокат театральные костюмы. В типографии стали печатать при­гласительные билеты, програм­мы. В районной газете регулярно публиковали рецензии на спек­такли.
 
В Рамонь приезжал главный художник Воронежского драмтеатра Данилов - большой знаток русско-советского театра. Он чи­тал лекции об истории театра, начиная со скоморохов до вели­ких режиссеров Станиславского и Немировича-Данченко. Извест­ный воронежский писатель Константин Локотков написал пьесу «Перемены в Желанном» о совре­менной жизни и работе одного из совхозов страны. Пьесу предло­жили Рамонскому театру. Пред­ложение было принято. Автор сам побывал в Рамони, несколь­ко раз артисты были у него в гос­тях в Воронеже. Спектакль про­шел с успехом. Вскоре театр от­метил своих старейших участни­ков Валентину Мартынову и Кон­стантина Сальникова. В своем бенефисе они показали отрывки из сыгранных ими пьес, в частно­сти, из «Вассы Железновой» М. Горького. «Их артистическая деятельность стала их второй профессией», - говорили о них рамонцы. Например, К. Н. Саль­ников только в Рамони за девять лет сыграл более двадцати ролей. Он правдиво и мастерски донес до зрителя горьковские образы.
 
В. Н. Мартынова также создала ряд запоминающихся и волную­щих образов, названных выше.
 
В 1961 году местный автор, за­вуч и учитель русского языка и литературы Рамонской средней школы Мария Петровна Кащен­ко написала пьесу «Что пожнешь, то и обмолотишь». Она ездила в Москву для утверждения ее к по­казу.
 
Один из экземпляров подпи­сал сам Константин Симонов!
 
Рамонский народный театр приглашали выступать в Воро­нежском драматическом театре: была показана пьеса «Васса Железнова», а также побывали на Воронежском телевидении, где в прямом эфире в помещении теле­студии с предварительными ре­петициями были показаны спектакли «Макар Дубрава», «Стря­пуха» и «Что пожнешь, то и об­молотишь». Несколько раз в Рамонь приезжала труппа Воро­нежского драматического теат­ра. Ставили спектакли «Правда хорошо, а счастье лучше» Остро­вского, «Коварство и любовь» Шиллера и др. И первыми зрителями были, конечно, самодея­тельные артисты.
 
Большой школой был про­смотр по телевидению фильмов-спектаклей МХАТА, театра им. А. С. Пушкина и др. , которые в 60-е годы широко демонстриро­вались. Вот такими были буд­ни и праздники театра, которо­му суждено было дорасти до уди­вительных высот, чтобы играть труднейшие в психологическом плане пьесы М. Горького, А. Н. Островского, когда многие профессиональные театры избегали подобных постановок. И надо за­метить, что делалось все это на общественных началах.
 
Т. П. Асеева, В. И. Гончаров, Л. П. Ситникова (Гуженкова) и М. П. Кащенко в гостях у клуба "У животворного ключа". Февраль 2003 г. ДК ВНИИСС.
 
P.S. В феврале 2003 года в ли­тературно-краеведческом клубе «У животворного ключа» в ДК ВНИИСС состоялся вечер под названием «Рамонь театраль­ная», в котором приняли учас­тие Т. П. Асеева, В. И. Гончаров, Л. М. Ситникова (Гуженкова) и М. П. Кащенко. Они рассказали об истории театра, поделились своими незабываемыми впечат­лениями.
Людмила ОБРАЗЦОВА.
 «Голос Рамони» от 2 марта 2004 года
Категория: Искусство, культура | Добавил: istram (07.07.2009)
Просмотров: 3081 | Рейтинг: 5.0/12
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024