Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 950

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Пятница, 29.03.2024, 11:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Усадьбы и их владельцы » Карачун

О названии села Карачун
Анализ известных материалов о происхождении названия села Карачун показывает, что, за исключением работ воронежского историка профессора В. П. Загоровского, они сводятся, в основ­ном, к его объяснению в связи со значением этого слова в русском или тюркском языках. В данной статье автор на фоне историчес­ких событий в Воронежском крае раскрывает историю возникнове­ния современного наименования села и показывает наличие в нем древнеславянских корней.
 
Церковь Владимирской иконы Божией Матери. 1881 год. с. Карачун
 
На территории Рамонского района Воронежской области на­ходится село Карачун, расположенное на правом нагорном бе­регу реки Воронеж. Происхожде­ние его названия относится к од­ному из самых сложных и нео­днозначных вопросов истории района. Его сложность состоит в том, что документов с официаль­ным упоминанием села, датиро­ванных ранее «Дозорной книги» 1615 года, пока не найдено. А множество значений этого слова в русском и других языках, а так­же различных точек зрения на возникновение данного названия придают вопросу неоднозначный характер.
 
Рассматривая обозначенную тему, нельзя обойти изучение из­вестных по ней работ историков и краеведов. В. П. Загоровский предполагал, что в древнерус­скую эпоху по имени Корочун было названо урочище у реки Воронеж. После основания г. Во­ронежа здесь возникли Карачунский мужской монастырь и село Карачун. Он отмечал, что из-за частицы «кара», которая перево­дится как «черный», слово «кара­чун», на первый взгляд, кажется тюркским. Объяснения второй его части - «чун» - В. П. Загоровс­кий не находил, а трансформа­цию близкого по звучанию тюр­кского «карасу» (черная вода) в русское «карачун» считал воз­можной, но маловероятной.
 
 По мнению воронежского ис­торика В. А. Прохорова, название села имеет тюркское происхождение, так как первая часть этого слова - «кара» - означает черный. Вместе с тем вторая его часть не­ясна. Возможно, что она произно­силась как «чан» - сторона. В этой связи село Карачун возникло в урочище, которое могло сохра­нить татарское название - «Чер­ная сторона».
 
Тюркской версии происхож­дения слова «карачун» придер­живался и рамонский краевед Н. В. Ильинский. Он писал, что тюркское «карачун», означаю­щее гибель, смерть, издавна употреблялось в русском языке. Его первая часть «кара» означа­ет черный, вторая часть непонят­на. Название села указывает, что в этих местах в древности проис­ходили кровавые трагические события.
 
Рамонский краевед Л. А. Об­разцова пишет, что в старорус­ском языке слово «карачун» обо­значало гибель, смерть, место, связанное в прошлом с трагичес­ким событием, а выражение «ка­рачун пришел» - смерть, погибель пришла, умер. Она также замеча­ет, что это слово образовано от понятия нога, шаг и означает пос­ледний шаг, внезапную смерть. Кроме того, «существует также версия, связанная с гончарным промыслом».
 
Народные предания хранят еще ряд предположений о проис­хождении названия села. Соглас­но одному из них, «карачун» -«черная смерть», так как слово­образующей в нем является час­тица «чун», которая происходит от слова «чума» (смерть). Объяс­няется это тем, что во второй по­ловине XIV - первой четверти XV века на Руси свирепствовала эпи­демия чумы, которая пришла с Балтики в 1351 году и дважды вспыхивала в рязанских землях, в состав которых входил тогда во­ронежский край. Одним из мест, где произошло массовое зараже­ние монголо-татар чумой, могло находиться в районе современно­го села Карачун. Вот и дали та­тары этой местности такое назва­ние. После этого они, приходя к водным источникам, бросали в них корни аира, который, по их мнению, очищал воду, и она ста­новилась безопасной для упот­ребления. С тех пор аир прижил­ся в реках Дон, Воронеж и Усмань и растет в них поныне.
 
Мой бывший сосед по улице Пушкинской в Рамони Алексей Федорович Куксов, родившийся и выросший в селе Карачун, слы­шал от своего деда легенду о том, что при переправе через реку Во­ронеж в районе расположения современного села у знатного та­тарского мурзы утонул конь по кличке «Карачар». В память о нем мурза повелел именовать эту местность «Карачаром». Впос­ледствии данное название транс­формировалось в «Карачун».
 
 Все известные версии о проис­хождении названия села Карачун интересны и имеют право на существование. Они показывают, что народная память хранит мно­го преданий, связанных с событи­ями, происходившими на рамонской земле много веков назад. Пока такая память жива, не бу­дут забыты дела ее первых посе­ленцев, которые защищали эту землю ради будущего своих по­томков.
 
Слово «карачун», которое раньше часто писалось как «корочюн» или «корочун», впервые встречается в русских летописях. Например, в Новгородской лето­писи под 1143 годом находим, что «... всю осень до Корочюна шли дожди, и было тепло». В Ипатьевской летописи в 1202 году упоминается некто Корочюн со своим сыном Витомиром в Галиче. Воскресенская и Нов­городская летописи в списке рус­ских городов XIV - первой поло­вины XV века указывают «... на сей стороне Дуная, на усть Днес­тре над морем: .... Корочунов камень». Как видно из летопис­ных сведений, слово «карачун» имело на Руси несколько значе­ний: календарная дата, имя и гео­графическое название.
 
Версия автора заключается в следующем: название села Кара­чун произошло от одноименного наименования реки (урочища), которое появилось в древнерус­скую эпоху (VIII-XII вв.) в междуречье Воронежа и Усмани, на­против современного места рас­положения села. Сначала это на­звание получил мужской монас­тырь, основанный в конце XVI века на правом берегу реки Воронеж. Затем оно было перенесено на село, выросшее из возникшей возле монастыря слободы.
 
Это подтверждается истори­ческими документами. Напри­мер, 14 августа 1652 г. к Усманскому валу (участок Белгородской черты) «между Красным и Корочунским острожками севернее г. Усмани подходили около 500 та­тар». В вестовой отписке усманского воеводы В. Белелюбского находим, что 8 августа 1660 г. «... в пятом часу дня приходили к валу татары меж Корочунского и Демшинского городка от города верст с 6 и больше». В 1676 году усманский воевода Караулов док­ладывал воеводе Останову: «И я, г-не, ожидать тебя стану с ратны­ми людьми на речке Излегоще, у Корочюнского городка». В. П. Загоровский писал, что в 1669 году, когда Белгородскую черту осматривал и описывал А. Ероп­кин, «на валу между реками Усманью и Боровицей находились 5 стоялых острожков: Красный, Карачунский, Демшинский, Излегощинский и Боровской» (с юго-востока на северо-запад). Остатки этого вала сохранились до настоящего времени. В пере­писке Разряда о постройке усманских крепостей за 1683-1685 гг. упоминается «о построении сло­боды на реке Карачунская Разсоша подле земляного вала». Автор обращает внимание читателей, что это название ни в одном из опубликованном ранее источни­ков не встречается. Вместе с тем оно является ключевым в рас­сматриваемом вопросе.
 
Анализ приведенных сведений показывает, что Карачунский го­родок (острожек) находился примерно в 6,5 км севернее г. Усмань. От села Карачун до него было око­ло 26 км на северо-восток. Назва­ние укрепленного городка на валу произошло от имени реки Кара­чунская россоха. Утверждая это, сошлюсь на мнение авторитетно­го ученого в области топонимики Э. М. Мурзаева, который отмечал, что города и селения у славян, как правило, получали имена рек, на которых они располагались.
 
Автор полагает, что название реки Карачунская россоха воз­никло до монголо-татарского нашествия на Русь, около VIII-IX века. В окрестностях современно­го села Карачун люди жили издревле. Воронежский археолог А. Д. Пряхин отмечает городище первых веков нашей эры в районе села Сенное, а также Пекшевское городище V-III вв. до нашей эры - первых веков нашей эры. Заселение берегов реки Воронеж славянами, как считают А. Д. Пряхин и А. З. Винников, началось во второй половине VIII века. Россоха, по отношению к реке - это место, где сливаются две речки, или небольшой ручей, впадающий в реку. Возможно, что Карачунская россоха получи­ла название по имени некоего сла­вянина Карачуна, который под­нимался по реке Излегоще и, встретив справа ее приток, дал ему свое имя. В ходе заселения славянами Воронежского края от названия реки или имени Кара­чун могло получить наименова­ние урочище, расположенное воз­ле этой реки. Не исключено, что Карачунская россоха (урочище) названа по месту культового поклонения славян языческому богу Карачуну, где стоял его деревян­ный образ. В настоящее время утверждать, как это было в древ­ности, достаточно сложно. Вмес­те с тем наименование реки (мес­тности) сохранилось в народной памяти. Таким образом, назва­ние, связанное со словом «кара­чун», первоначально возникло в древнерусскую эпоху, до монго­ло-татарского вторжения на Русь, как наименование реки (урочи­ща) в междуречье Воронежа и Усмани. Оно продолжало существовать во время монголо-татар­ского нашествия и после него.
 
Осенью 1237 года через Воро­нежский край прошел один из от­рядов Батыя. Военный историк В. В. Каргалов пишет, что, по до­несению венгерского монаха Юлиана, монголы разделили свое войско на несколько частей, одна из которых остановилась «против реки Дона, недалеко от замка Воронеж, также княжества рус­ских». Название «Карачун» в до­кументах этого периода не встречается. Тем не менее, Л. Н. Гуми­лев, С. А. Аннинский, В. В. Карга­лов считают, что под Воронежем обитали бродники - потомки пра­вославных хазар и предки низо­вых казаков, которые заселяли лесистые места в поймах реки Воронеж и ее притоков.
 
Междуречье Дона, Воронежа и Усмани входило в «Дикое поле» - южнорусские лесостепи и степи, которые запустели во время на­шествий на Русь кочевых наро­дов: хазар, печенегов, половцев, монголо - татар. Вместе с тем ака­демик М. Н. Тихомиров писал, что «... Поле никогда не испыты­вало полного запустения». Ли­пецкий историк В. Л. Егоров от­мечает, что после образования Золотой Орды южнее границы ее северных улусов была буферная зона, в которую входил Елец -русский анклав на ордынской территории, подчинявшийся та­тарским властям.
А. ЖИЛЬЦОВ
Категория: Карачун | Добавил: istram (22.06.2009)
Просмотров: 7350 | Рейтинг: 5.0/26
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024