Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 950

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Вторник, 16.04.2024, 19:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Усадьбы и их владельцы » Бор

Бор - история
В конце XVII века, когда Петр I основал на реке Воронеже судостроительные верфи, в Усманском бору на речке Лесной (ныне искусственное озеро), началась заготовка строительного леса. В «Книге записной корабельному строению» 1696 года говорится: «... люди и плотники и работники в бору в станы стали... Из бо­ру лес почали возить на корабельное строение на рамонскую при­стань июля с 20 числа». Двумя-тремя годами позже на речке Лесной по указу царя построена суконная фабрика в виде камен­ного здания с колоннами. При фабрике возник поселок фабричных крепостных мастеровых. Нарицательное слово «бор» стало собственным для этого поселка.
 
В конце XVIII века хозяином фабрики стал один из воронеж­ских владельцев суконных мануфактур Василий Тулинов, а затем его дочь Елизавета Толстая.
 
п. Бор раскинулся в сосновом бору.
 
По ревизской переписи 1850 года в поселке было 90 дворов, 734 жителя. К концу крепостного времени суконная фабрика пришла в упадок и прекратила работу. Многие жители покинули поселок, ушли в поисках работы. «Воронежский календарь» на 1874 год указывает: «В местечке Бору 225 жителей (105 мужско­го, 120 женского пола)». Рядом с поселком в 1901 году прошла железнодорожная ветка Графская - Рамонь, появилась станция Бор.
 
В книге «Россия» (1902 г.) можно прочитать строки: «Рамонь соединена со станцией Графской также и прекрасной лесной до­рогой, на полпути находится имение госпожи Ермоловой Бор - любимая дачная местность воронежцев, расположенная на поля­не у живописного озера». По свидетельству старожилов, здесь держали специальных лошадей для получения лечебного кумыса. Этим «курортом» могла пользоваться только воронежская знать.
 
Ильинский Н.В. Из истории наших сел. // Знамя Ленина. - 1986 г. - 4 января
 
Еще в 1677 году Воронежский воевода Волков в своем требовании к костенскому приказному писал: «И тебе б, господине, по указу Великого Государя к тому струговому делу костенцев плотников и кузнецов и работных всяких людей, с лошадьми и с топоры и со всякими струговыми припасами и с их запасы, выслать в Воронежский уезд в село Рамонь, на Волчью пристань.»
 
На Рамонской пристани суда строились «кумпанствами» бояр. Работами руководили иноземные мастера.
 
Сосновый бор
 
В «Книге записной корабельному строению» 1696 года можно прочитать такие строки: « Думный дворянин Иван Петрович Савелов да дьяк Никита Павлов приехали в Воронежский уезд для развода лесов на корабельное строение в 15 день. Лес отвели на корабельное строение на кумпанства боояр Никиты Константиновича и Бориса Петровича в урочище у Чистого озера мая 21 числа. И тех кумпанств люди и плотники, и работники в бору в станы стали того же числа. Из бора лес начали возить на корабельное строение на Рамонскую пристань июля с 20 числа».
 
Располагая «станы» работников, видимо, выделили место в бору на берегу реки Лесной, которая образовала во впадине озеро. Очень удобное место для работы и жизни работных людей. Для флота кроме корабельных сосен необходимы и металлические изделия и сукно для одежды, а также канаты и парусина. Поэтому жителей сел Нелжи, Ступино и Пчельники обязали сеять коноплю, лен и разводить в большом количестве овец.
 
В этом-то «стане» выделывали парусину, сукно, канаты.
 
Чтобы обеспечить флот всем необходимым, вероятно, существовало много мануфактур и в других местах. Но в Бору была построена основательная ткацкая мануфактура, кирпичная, из 2-х цехов.
 
Один цех размещался в здании, где до недавнего времени был детсад. Сейчас здесь квартиры. Цех был большой, он тянулся до самого озера. Второй цех был расположен перпендикулярно первому, тоже из кирпича, двухэтажный. Недалеко от мануфактуры располагалось общежитие для работных людей и кузница. Невдалеке небольшая часовня. На озере Верхнем изготовленное сукно мыли. Вблизи от озера было кирпичное здание, где сукно и полотно просушивали. Для подвоза сырья на мануфактуру и кузницу требовалось значительное количество подвод и лошадей. Дороги связывали Бор с п.Рамонь и с с.Пчельники. Это были лесные, грунтовые дороги с деревянным мостом через реку Лесная.
 
Крестьяне близлежащих сел Пчельники, Ступино и Нелжа доставляли не только сырье, но и продукты питания для работников. Где-то должна была быть печь для выпечки ржаного хлеба, где-то варили щи или кашу.
 
Все тяготы строительства флота легли на плечи русского мужика. Непосильный труд, плохие условия жизни часто были причиной болезней и побегов людей в донские казачьи городки.
 
Работы на судостроительных верфях продолжались до 1711 года. К тому времени строительство флота началось на реке Неве. 17 июля 1711 года Петр I указал: «По получению сего указу корабельные работы на Воронеже ныне остановить.»
 
Период кораблестроения сыграл положительную роль в хозяйственной жизни края. Увеличились посевы льна и конопли на парусинное полотно и канаты. Возросли стада овец, шерсть которых шла на солдатское сукно. Недалеко от Рамони появились две суконные мануфактуры одна на речке Буровлянке «с.Богданово», вторая - в глубине леса в п.Бор, на речке Лесной «ныне искусственное озеро».
 
В 1701 году была благоустроена московская дорога для лучшей «гоньбы».
 
Значительно позже устаревшие здания цехов в п.Бор были разобраны, из остатков кирпича построены дачи, где отдыхали купцы из Воронежа и помещики. На озере были оборудованы купальни, раздельные для мужчин и женщин. Там же находилась лодочная станция для прогулок по озеру, а также красивая аллея из акаций и сирени.
 
В 1900 году п.Бор с прилегающим к нему участком леса был куплен у дворянина Графа купцом Романихиным.
 
Он и владел п. Бор как местом отдыха. В 1905 году через п.Бор пролегла железная дорога, которая связала Рамонь со станцией Графская. Так места для охоты и бортничества жителей близлежащих сел при Петре Великом превратились в поселок, связанный с историей российского кораблестроения на реке Воронеж.
Исследования Пушкарева М.
п. Бор
Категория: Бор | Добавил: istram (16.01.2010)
Просмотров: 3736 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/16
Всего комментариев: 3
3 Александр  
Не факт. Эта ошибка не единожды попадалась. Может, и в оригинале была.

2 istram  
Александр, это скорее всего моя ошибка -исправил. Материал сканирую и возможно не доглядел при редактировании.

1 Александр  
Юрий, здравствуйте. Почему-то часто фамилия Тулинов искажается. Вот и здесь во втором абзаце стоит "Туликов". Раньше, когда только у этой семьи обреталась фамилия, там, действительно были её варианты. Но в конце 18-го века она уже была - Тулинов.
Может это просто автор исследования ошиблась?
С уважением, Александр.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024