Форма входа

Категории раздела

Замок до 1917 года. [5]
Замок в советскую эпоху. [3]
Место замка в новой России. [4]
Легенды о замке. [24]
Хозяева замка и их наследники [40]
Правда об Ольденбургских [7]
Подборка статей Н. В. Ильинского
Род Ольденбургских [11]
Материалы из книги Л.Образцовой "Ольденбургские"

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 951

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Пятница, 03.05.2024, 17:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » История замка Ольденбургских. » Место замка в новой России.

«Диво кружевное и не только…»

Л. А. Образцова и Г. М. Сокольская у экспонатов выставки.
Надо сказать, что в старину в России самые красивые само­дельные вещи передавались по наследству, ими гордились, их демонстрировали знатокам ру­коделия. Большинство русских дворян держали личные «деви­чьи» - мастерские по кружевным и белошвейным работам, производству полотна. В Воронеж­ской губернии работали мелкие кружевные, вышивальные и ковровые заведения.

В слободе Талах Богучарского уезда была организована Писаревская школа прядения и ткачества. В селе Староживотинном действовала учебно-ткац­кая мастерская Великой княги­ни Ольги Александровны Ольденбургской, управляла кото­рой госпожа Нарышкина, в Рамони - мастерская принцессы Е. М. Ольденбургской.

- Барская усадьба в селе Го­рожанке Рамонского района, как и многие старинные усадь­бы, сохранившиеся до наших дней, окутана множеством тайн, легенд, загадок. Барский дом был построен Александром Алексеевичем Веневитиновым - родственником новоживотинновских Веневитиновых. Когда-то в имении существовала шко­ла-мастерская, - уточнила в бе­седе Л. А. Образцова.


На средства помещиков Чоко
ловых в Горожанке была откры­та учебная школа-мастерская Екатерины Николаевны Чоколовой под названием «Мебель, ков­ры, вышивка и кружева». Если углубляться в историю самой ма­стерской, то следует сказать, что из архивных источников извест­но, что «в ковровом и кружевном отделениях обучались ткать ков­ры и вязать кружева крестьянс­кие девочки в возрасте от десяти до шестнадцати лет под руковод­ством опытных наставниц. Мате­риальная польза мастерских вы­разилась для крестьян в том, что каждая девочка, научившаяся кружевному или ковровому искус­ству, получала в месяц от двух до пяти рублей жалованья. От мно­гих крестьян приходилось слы­шать, что у них «девка дороже мужика: девка и хлеба купит, дев­ка и подать заплатит». В мастерс­ких девочки обучаются, кроме рукоделия, грамоте, арифметике, Закону Божьему и церковному пению. Матери, привлекаемые заработком детей, охотно посы­лают их в школу. Мастерицы про­изводили чрезвычайно приятное впечатление».

И Екатерина Николаевна Чоколова, и Евгения Максимилиа­
новна Ольденбургская были по­гружены в красоту ковровых узоров, рисунков, были знакомы с ткацким искусством других стран. Яркие, колоритные образ­цы ткачества с многочисленны­ми узорами, цветочными постро­ениями были прекрасным укра­шением интерьеров. Известно, что чудесные горожанские ковры выставляли на различных московских и петербургских яр­марках. И везде они имели ог­ромный успех. Однажды две де­вушки были направлены наби­раться мастерства в Москве и там получили заказ от петербуржцев на изготовление ковра «Адам и Ева». По рассказам старожилов, этот ковер попал на Всемирную выставку художественных изде­лий в Париже и был куплен Лув­ром. За свою работу они полу­чили по золотым сережкам. Имя одной из них Наталья Васильев­на Клепова (Гладнева) (1882-1976). В восемнадцать лет она вышла замуж и переехала из Го­рожанки в Гудовку.

Дочери Натальи Васильевны
Гладневой продолжили дело ма­тери. Старшая дочь Мария Ива­новна Гладнева (1917-2002 г.г.) всю жизнь проработала учитель­ницей начальных классов в Хох­ле. Была женщиной деятельной, жизнерадостной, примерной хо­зяйкой, хорошим организатором, что помогло ей создать в Хохле ковровую мастерскую. Один из ковров мастера-ковродела Ма­рии Ивановны Гладневой хра­нится в Воронежском областном краеведческом музее.

Младшая дочь Анна Иванов­
на Гладнева (1919-2004 гг.) так­же ткала ковры, имела безуп­речный художественный вкус. По качеству исполнения и слож­ности рисунка ручные ковры в целом не превзойдены. Искусство ручного ковроткачества нашло продолжение у нынеш­них потомков семьи Гладневых - Галины Владимировны Гладневой, проживающей в Воронеже.

Прекрасным плетением кру­жев владела и Вера Ивановна Жильцова (1886-1983 гг.). Она прожила более 90 лет и ее внуч­ка Галина Владимировна за­помнила бабушку с катушкой белых ниток в руках, из которых она вязала подзорники, круже­ва, скатерти, салфетки и прочие «изыски». В Горожанской шко­ле-мастерской Вера Ивановна получила неплохое образова­ние. Впоследствии она перееха­ла в Рамонь. Внучку Галю она учила не только вязать салфет­ки, но и пить чай из блюдца, при­учала к хорошим манерам.


Декоративно-прикладное ис­кусство в виде вязания кружев­ных салфеток стало своеобраз­ным хобби Галины Владими­ровны Жильцовой. Салфетки ее художественно выдержан­ны, великолепны, радуют глаз. У нее хорошо развит художе­ственный вкус, видение пред­мета. Вообще вязание салфеток - достаточно кропотливая рабо­та, которая требует большого терпения. Нужно владеть не только техникой, но и чувство­вать, пропускать изделие через себя. Черно-белую салфетку из журнала Галина Владимировна мысленно представляет в опре­деленном цвете, размере, сти­ле. В современном кружеве, развивающем богатые художественные традиции русского кружева, она стремится исполь­зовать русские типы узоров, а также новые орнаментальные мотивы. Слияние ажурных орна­ментов и узоров, разнообразие ритмических построений, не­вольно создает впечатление, что кружевные салфетки на­столько прозрачны, воздушны, тонки, как будто светятся: лег­кость и эластичность рождают поистине сказочное творение, а любовь к своему увлечению - это великолепие.


Однако вернемся к Ольденбургским. По словам Л. А. Образ­цовой, ковровая мастерская Ольденбургских в Рамони так­же славилась на всю округу. К иным из них рисунки придумы­вала сама принцесса. Ныне со­хранилось здание, в котором располагалась мастерская. Там не только ткали ковры, но и вы­шивали, вязали изделия. В не­которых семьях сохранились полотенца с вышитыми иници­алами Ольденбургских прин­цесс, которые они по случаю раздавали крестьянам. На выс­тавке представлена эксклюзив­ная салфетка из дворца Оль­денбургских. Или как её назва­ла Л. А. Образцова, жемчужина выставки. Салфетку отрестав­рировали, отбелили. Правда, непонятно, чем она связана: то ли крючком, то ли спицами. Это - бренд выставки.


Здесь можно также увидеть уникальные предметы - подлин­ные открытки, выполненные рукой Великой княгини Ольги Александровны. На переднем плане небольшой белый квадрат - для письма, с обратной сто­роны - место для адреса. Экспо­нируются масляные полотна Ольги Александровны - два ее портрета, портрет сыновей Ти­хона и Гурия и племянниц Ма­рии, Татьяны, Ольги и Анастасии - дочерей Николая
II. Они пре­доставлены воронежским кол­лекционером Евгением Федо­ровичем Панковым.

Также любители старины по­знакомились с работой, вы­жженной принцессой Евгенией Максимилиановной Ольденбургской.


Иногда в нашей жизни не хва­
тает радости, добра и красоты. Создавая произведения декора­тивно-прикладного искусства или любуясь предметами старины, мы создаем себе праздник. Празд­ник души. Прекрасно, что старые традиции организации подобных выставок теми же Ольденбургскими живут и бережно сохраня­ются и в наши времена.

Остается добавить, что сал­фетки предоставлены Н. Г. Михиной, Л. А. Образцовой,
B. C. Березниковой.

На выставке есть возмож­ность полюбоваться прекрасны­ми вязаным подзором (дар Е. И. Хрюкиной), покрывалом - кру­жевным чудом! - из дворца Ольденбургских в Ольгине (предо­ставлено Г. М. Сокольской), ска­тертями ручной работы Пелагеи Михайловны Лебедевой (1883-1972 гг.) (предоставлена Т. А. Колосовой), Н. И. Тулуповой (50-е годы), салфетками Г. В. Жиль­цовой, шалями работы
B. C. Бе­резниковой. Поражает своей изумительной красотой ска­терть ручной работы, которая принадлежала Марии Георги­евне Муращенко (1895-1984 гг.), воспитаннице Ольгинской гим­назии в г. Павловске 1914 г. дар Т. В. Валковой). А от ковра руч­ной работы А. И. Гладневой глаз невозможно оторвать. Сколько в нём изыска, великолепия!

- Сегодня наш музей похож на модный салон салфеток, кружев, покрывал, - отметила, открывая выставку, руководитель музея Людмила Алексеевна Образцова. - И блистает он всеми цветами радуги. Кружевные салфет­ки салатные, красные, розовые, сиреневые, жёлтые, белые, кремовые, серые, голубые... так хороши собой, что можно любоваться ими продолжительное время. Их больше 50 штук.

Выступая на открытии выс­тавки, Г. М. Сокольская поблаго­дарила Л. А. Образцову - хранительницу музея - за тонкий ху­дожественный вкус в подготов­ке этой выставки.


- Сегодняшняя выставка – уже третья в этом году, - сказала Галина Михайловна. - И каждая по-своему хороша! Выставка кружев позволила нам окунуть­ся в мир прошлого, познакомиться с настоящими мастерами по вязанию кружевных изделий.

Коллекционер из г. Вороне­жа Е. Ф. Панков познакомил присутствующих с личной кол­лекцией, в которой собраны многие предметы из дворца Ольденбургских.

Нина БОГДАНОВА

«Голос Рамони» от 13 апреля 2010 года

Категория: Место замка в новой России. | Добавил: istram (15.04.2010)
Просмотров: 2135 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024