Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 950

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Вторник, 23.04.2024, 16:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Поэзия, искусство, культура » Наука, медицина

Дорогой учитель наш


В 1949 году я окончил Айдаровскую семилетнюю школу и поступил в 8 класс Рамонской средней школы. Еще учась в Айдарове, я слышал от старших своих товарищей об учителе ма­тематики Рамонской шко­лы Григории Ивановиче Романенко. Мне говорили, что это очень квалифицирован­ный преподаватель, много и успешно работающий с учениками, отличный шах­матист. Говорили также о несколько странной манере общения его с учениками, о трудном «вживании» его в его в роль преподавателя математики старших клас­сов, неприятии его на пер­вых порах учениками, глу­пых шутках учеников над ним, его бурной реакции на эти шутки и т.п. К 1949 году эти трудные для него начальные этапы работы были, в основном, уже преодолены, и он стал по­пулярным и авторитетным среди старшеклассников учителем.

Первый урок, где я встретился с ним, был обычным - он знакомился с нами, поскольку в класс пришло сразу человек 10 но­веньких из других школ. По­том Григорий Иванович ус­троил контрольную по ал­гебре. Решая предложенные задачи и примеры, я обра­тил внимание, что они мне чем-то знакомы. Но где и когда я их видел?
За эту контрольную я получил «4», а Григорий Иванович спросил, не знакомы ли мне эти задания. Оказалось - это выпускная контрольная, которую давали на экзаме­не в 7 классе. За лето мы все ее основательно подза­были, и успехи у всех были похуже, чем на весеннем экзамене. Так проверил нас при поступлении в его класс Григорий Иванович,

Уроки он вел интересно, давал решать много задач, аналогичных тем, что пред­лагались на экзаменах, раз­бирал типовые ошибки. При этом он часто пользо­вался журналом «Математи­ка в школе», где обобщал­ся опыт преподавателей всей страны. Так было на протя­жении всех лет моего обу­чения в Рамонской школе - в 8, 9 и 10 классах, В 10 классе интенсивность нашей работы существенно возрос­ла, что пошло нам на пользу. К выпускным эк­заменам уровень нашей подготовки был достаточно высок, а отдельные учащи­еся - Оля Гризодубова, Юра Галковский, Владик Мартынов - могли решить практически любую задачу, хотя они тогда были очень сложные, с элементами гео­метрии и тригонометрии.


Кстати, именно такие зада­чи нам предлагались при по­ступлении в Московский Энергетический институт, где я потом учился. И имен­но подготовка, полученная под руководством Григория Ивановича, позволила мне, Оле Гризодубовой, а впос­ледствии еще нескольким выпускникам нашей школы поступить в этот очень слож­ный и престижный по тем временам вуз. Да и вообще, у выпускников Рамони с математикой проблем было мало - почти все успешно сдавали экзамены в лучшие вузы страны - московские, ленинградские, киевские, воронежские. Заслуга Григо­рия Ивановича в этом не­сомненна. Отмечу, что когда к нам приходили при пере­водах ребята из других школ, даже воронежских, они ока­зывались подготовленными гораздо слабее нас и не мог­ли «подтвердить» свои про­шлые, порой высокие оцен­ки по математике.


Любимыми учениками Григория Ивановича были Оля Гризодубова, Юра Галковский, Владик Мартынов, Юра Попов, Володя Куксов (я здесь имею в виду только наш выпуск, в других выпус­ках были свои лидеры). Они отличались успехами как в математике, так и в шахма­тах, любовь к которым при­вил им опять же он. Они час­то оставались после уроков для занятий в математичес­ком или шахматном кружках (я ходил только в математи­ческий).


Шахматы после ма­
тематики были еще одной страстью Григория Иванови­ча. Играл он много, участво­вал во всевозможных турни­рах, соревнованиях, первен­ствах. Добивался при этом за­метных успехов. Вершиной его здесь было звание кандидата в мастера спорта по шахма­там. Играл он в Рамони, бе­зусловно, лучше всех. Един­ственным полноправным его конкурентом был А. Л .Мазлумов с селекционной станции. Счет в их встречах был при­мерно равным, и они люби­ли играть друг с другом. Час­то А. Л. Мазлумов приглашал Григория Ивановича к себе на селекционную специаль­но поиграть в шахматы, при­чем присылал за ним транс­порт.

Многие из моих одно­кашников обязаны Г. И. Романенко своей любовью к этой игре, которая для них оказа­лась любовью на всю жизнь. Григорий Иванович был темноволосый, невысокого роста, некрупного сложения, очень подвижный. Иногда иг­рал с ребятами в волейбол на школьном дворе, встречались мы с ним летом и на реке, он принимал участие во всевозможных субботни­ках вместе со школьниками.


Я пишу о Григории Ива­новиче как его бывший уче­ник, учителя-профессионалы могли бы написать что-либо другое. Но мы его любили за веселый нрав, даже, если хотите, за попытки устано­вить со школьниками това­рищеские отношения, сокра­тить дистанцию между нами. Чисто интуитивно он приближался к педагогике со­трудничества, о которой так много говорит современное учительство.


Что касается упомянутых странностей характера Григо­рия Ивановича, то это были скорее странности его спосо­ба общения с учениками. Так, он мог, например, сказать за­путавшемуся при ответе у доски ученику: «Юра, а в аудитории смех!», или «Вынь руки из штанишек!» (если кто-то машинально совал во время ответа руки в карма­ны), или «Парень-то ты хо­роший, но больше двойки я тебе поставить не могу! Про­читай в учебнике Киселева такую-то страницу и т.п. Од­нажды объясняя новый ма­териал, Григорий Иванович, стоя у доски, запутался сам. Немедленно из класса раздал­ся возглас: «Парень-то ты, Гриша, хороший, жаль мне тебя, но больше двух я тебе поставить не могу, и не про­си даже! А где в учебнике Ки­селева прочитать этот мате­риал, ты и сам знаешь луч­ше меня. Садись, Гриша!» Григорий Иванович покрас­нел до корней волос, не смел повернуться лицом к клас­су, и спас его только зво­нок на перемену. Он, ничего не произнеся, опрометью выскочил из класса. История эта имела продолжение. Че­рез урок Григорий Иванович вызвал своего «обидчика» Ю. Попова (он, естественно, узнал его по голосу) к дос­ке с тем же материалом. И Юра запутался так же, как и Григорий Иванович. Те­перь торжествовал после­дний - повторив слова, ска­занные Юрой урок назад, он сказал: «Ты мне двойку позавчера поставил за этот материал, а сам его не ра­зобрал и не выучил. Теперь я тебе ставлю двойку, и ты у меня ничего другого не проси. А где прочитать в учебнике это - поищи сам!». Завершая эти заметки скажу, что из всех наших преподавателей на пикник на Радчине после выпуск­ного вечера мои однокласс­ники пригласили лишь двоих, своих учителей - Н. В. Буйленко и Г. И. Романенко. У меня хранится фотография тех лет - на лодке В. Мартынова сидят они оба с ак­кордеоном Николая Васильевича. Мы ве­село провели тогда эти полдня июня 1952 года, прощаясь и друг с другом, и с нашими любимы­ми и уважаемыми педагогами, образы которых для нас на­всегда связаны с тем важным этапом на­шей жизни.


В 1979 годуя при­
ехал в Рамонь, мы собрались отметить 27-летие окончания школы. Вылезли с женой из автобуса и пошли к школе. Вдруг в окне второ­го этажа увидели своих то­варищей одноклассников и с ними Григория Ивано­вича. Вся компания «выва­лилась» нам навстречу. Впе­реди бежал Григорий Ива­нович. Добежал до меня, и я подхватил его на руки, пронес на руках несколь­ко шагов через грязь до сухого места. Эффект был для меня совершенно нео­жиданным: Григорий Иванович расплакался со сло­вами: «Как же высоко при­знание заслуг учителя, как он должен гордиться, если бывший ученик несет его на руках на виду у всей улицы!». Когда я подхватил его на руки, то об этом и не думал - просто от радо­сти поднял на руки доро­гого нам всем учителя. А он увидел в этом более глу­бокий смысл. Думаю, что здесь он был прав! Ведь на моем месте, наверное, лю­бой из нас поступил бы также и, именно, в знак признания неоценимых заслуг учителя перед нами.
Э. ГАЧИНСКИЙ,
г. Москва.
«Голос Рамони» от 27 июля 1999 года.
Категория: Наука, медицина | Добавил: istram (14.03.2010)
Просмотров: 899 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024