Форма входа

Категории раздела

Происхождение городища Рамень [5]
Познание Родины одна из увлекатейнельших наук.
Дела Петра I. [8]

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 950

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Вторник, 30.04.2024, 15:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Далекое прошлое » Дела Петра I.

Эмблемы на корме Воронежских кораблей

Корабли, построенные на Воронежской земле, отличались от построенных на Балтийском море и в Архангельске роскошью и оригинальностью в отделке. Это были настоящие произведения искусства. Каждый корабль имел имя и девиз, исходя из которых разрабатывалась эмблема корабля, размещавшаяся на его корме. Девизы и эмблемы воронежских кораблей царь утверждал лично. Документы подтверждают, что для выбора девизов и эмблем кораб­лей зачастую использовались зарубежные гербовники и эмблема­тические сборники. В 1705 г. по указу Петра в Амстердаме была издана книга «Эмблемы и символы», которая впоследствии играла основную роль при выборе символов и девизов кораблей.

В таблице приводятся некоторые примеры таких символов и девизов.

 
Имена
кораблей
Девизы кораблей
Эмблема
Описание
символа
Аист
Желал бы и всех их погубитью

Аист, пожирающий змею
Воронеж
Со временем

Три пальмы на трех горах.
Виноградная
ветвь
После слез происходит плод.

Виноградная лоза, источающая сокю
Геркулес
Безумное дерхновение

Дитя, мечомугрожающееГеркулесуили с ним битьсяхотящее.
Дельфин
Ничего же без совета.

Дельфин на якоре и весло.
Единорог
Пред очами гнев.

Единорог.
Рысь
Победа любит прилежание
Нет изображения
Рысь с лавровою ветвью.

Скорпион
Смертию его
многие исцеляются
Скорпион
Спящий лев
Сердце его бдит.

Лев спящий
Старый орел
Не гласом, но
делами моими.

Орел
Старый дуб
Обновляет надежду

Старый пень, вновь прозябающий.
Супица
Умереть или выиграть.

Копье с тремя коронами.
Три рюмки
Держите во всех делах меру

Рюмки, на столе стоящие.
Не известно
Злое злым питается

Ехидна ест паука
Не известно
Терпение все преодолевает.

Бобр, грызущий дерево.

 
Не известно
Божия сила с нами

Корона над крестом.
Не известно
Сладость сокрыта
под крепким.

Белка, грызущия орехи

В таблице эмблемы представлены схематично. На самом же деле, как свидетельствуют архивные материалы, эти рисунки, перед тем, как наносить их на корму, были дополнены, доработаны и выглядели иначе. Так, например, корабль «Старый дуб» имел эмблему после доработки, утвержденную Петром I, на которой было изображено «...Восхождение солнца из-за горизонта под отрасль дуба с подписанием "обновляет надежду". А корабль «Старый Орел» после доработки рисунка имел уже эмблему Орла на дереве, собирающегося лететь. С подписью «Не гласом, но делами». Эти резные картины на корме корабля были композиционной доминантой, вокруг которых дополнительно производилась богатая.резная работа по дереву, дополняющая фигурами божеств и зверей из легенд и мифов. Так, к примеру, корма первого линейного корабля России  «Божие Предвидение» была украшена скульптурными изображениями. Декор кормы имел центрическую композицию, подчеркнутую в центре полукруглого гакоборта овальным щитом с изображением коленопреклоненной фигуры апостола Петра. На фоне моря с кораблем - летящий голубь с миртовой ветвью. Вокруг щита располагались резные фигуры играющих Путти с дельфинами. Изогнутый кормовой балкон с балясинами в виде кариатид органично переходил в штульцы, образуя как бы основание для четырех амуров, поддерживающих кровлю. Кроме того, этот балкон украшали львиные маски. А завершали композиционное решение кормы три фонаря, искусно выполненных мастерами. Наряду с кормой так же богато украшались носовая и боковые части корабля, а также палуба и каюты. На наш взгляд, в настоящее время собрано достаточно материалов по Петровскому судостроению, чтобы восстановить облик каждого корабля, построенного в период зарождения Военного флота й России. И здесь судомоделистам, художникам предоставляется достаточно большой объем работы, очень важный для отечественной истории. Хотелось бы в очередной юбилей нашего Военно-Морского флота увидеть на книжных полках магазинов материалы по истории развития флота Российского государства, а не других государств, как это было при праздновании 300-летнего юбилея ВМФ.

В первое десятилетие XVIII века судостроение на верфях Воронеж­ского края активно продолжало совершенствоваться. На притоке реки Воронеж речке Тавровка построено было Тавровское адмиралтейство, на верфях которого уже в 1707 году закладывались корабли, среди них были и 80-пушечные. Спустя два года на реке Осереде, впадающей в р. Дон, заложена была Новопавловская верфь и адмиралтейство.

Корабли, фрегаты, шнявы, галеры и другие суда, запланированные к постройке в 1710-1711 гг. в связи с обострившимися отношениями с Турцией, к 1712 году в основном все были построены.

В эти годы Азовский флот, несмотря на трудности, был готов к действиям против Турецкого. Так, в письме от 4 июля 1711г. командующий Азовским флотом вице-адмирал К. Крюйс из Троицкого докладывал Петру I: «...Господин Великий Адмирал (Ф. М. Апраксин. - Прим. авт.) как на морские, так и на сухопутные дела доброе определение учинил, что с божию помощью в добром состоянии обретаемся. Нежели неприятель охоту иметь будет к нам прибыть, мы готовы его добро встретить... ».

С учетом проведенного ремонта кораблей в Азовском флоте в 1711 г. в боеготовом состоянии находилось, не считая мелких судов, 30 вымпелов, в том числе 7 кораблей и 2 фрегата, и это несмотря на то, что планируемый перевод кораблей и военных судов из Воронежа, Таврова и Устья в Азов не был осуществлен.

В кампанию же 1712 года Азовский флот готовился в 132 вымпела выступить против Турецкого. Для комплектования военных судов флота планировалось набрать 20 060 человек, но в связи с подписанием мирного договора между Россией и Турцией в морских сражениях этим судам участвовать не пришлось.

Так, государством был предпринят ряд мер для проведения работ по консервации судов, оставшихся на верфях и базах Воронежского края. 20 июня 1712 года Петр I издал Указ о заготовке 19 500 лубов на крышки для кораблей, шняв, галер и других плавсредств. Как гласил документ: «...дабы не упустить удобного времени сохранить от ветхости труды и интерес царского величества...».

Ответственными за работы назначены были мастера Иван Немцов и Макей Черкасов. Корабли и суда были в установленные сроки законсервированы. И еще многие годы стояли на южных рубежах государства, готовые в любой момент после расконсервации по сиг­налу пойти в бой для выполнения свойственных им задач.

Несмотря на отдельные неудачи первая четверть XVIII века для России была ознаменована блестящими победами русского оружия и дипломатии. Россия получила желаемый выход в Балтийское море. Доля участия людского и промышленного потенциала Воронежско­го края в достижении этих побед была значительна.

В. И. Расторгуев

«Воронеж – Родина Русского ВМФ»

Воронеж 2002 г.

Категория: Дела Петра I. | Добавил: istram (15.11.2011)
Просмотров: 6509 | Рейтинг: 5.0/11
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024