Форма входа

Категории раздела

Замок до 1917 года. [5]
Замок в советскую эпоху. [3]
Место замка в новой России. [4]
Легенды о замке. [24]
Хозяева замка и их наследники [40]
Правда об Ольденбургских [7]
Подборка статей Н. В. Ильинского
Род Ольденбургских [11]
Материалы из книги Л.Образцовой "Ольденбургские"

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 950

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Суббота, 27.04.2024, 00:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » История замка Ольденбургских. » Место замка в новой России.

Легенды Рамонского замка


Репортеры «ВК» побывали на нелегальной экскурсии. Нелегальной - потому что де-юре замок принцессы Ольденбургской в Рамони находится на перманентной реставрации, в аварийном состоянии (нужное подчеркнуть) и доступ туда посторонним запре­щен. Это подтвердила и начальник государственной инспекции охраны историко-культурного наследия Воронежской области Татьяна Старцева: «Реставрация не закончилась, здание находится в аварийном состоянии, и, на мой взгляд, доступ людей туда совершен­но невозможен. К сожалению, объект находится в федераль­ной собственности, и мы на сложившуюся ситуацию по­влиять никак не можем. Я знаю, что Воронежская об­ласть обратилась с письмом в территориальное управление Агентства по управлению фе­деральным имуществом, что­бы Рамонский замок в досу­дебном порядке был передан в собственность области. Но на сегодняшний день пока все это остается в собственности РФ. Кто проводит там экскур­сии и занимается незаконной коммерческой деятельностью, мне не известно».

Экскурсии по замку уже три года водит ООО «Рамонский центр по развитию туризма «Жемчужина» и большого сек­рета из своей коммерческой деятельности не делает.
Рекла­ма экскурсий размещена в са­мом центре Воронежа (у «Утюж­ка»), а на воротах самого замка объявления для посетителей и расценки противоестествен­ным образом соседствуют со строгим предупреждением: «Посторонним лицам проход на территорию памятника ЗАПРЕ­ЩЕН!». По субботам желающих посетить замок увозит «ГАЗель» от Никитинской библиотеки, во все остальные дни, кроме поне­дельника, можно приехать в Рамонь самостоятельно и опять же попасть на экскурсию. Цены: 260 рублей (с «ГАЗелью») и 60 рублей (самовывоз).

Там пускают


Именно такими словами развеяла мои сомнения по поводу доступа на территорию замка барышня, ответившая по указанному в рекламе телефо­ну. Сначала я попытался по­пасть в замок дорогим путем (от Никитинки), но «ГАЗель» на­брала необходимое количество страждущих еще до указанного срока и уехала. А мы с фотогра­фом стояли как дураки, время от времени пугая прохожих: «Вы не на экскурсию в Рамонь?». Во вторник мы с тем же фотогра­фом приехали в гости к прин­цессе самостоятельно, и на этот раз все получилось. У во­рот замка молодой человек принял наши деньги и выдал билеты, оформленные честь по чести: там стояла печать орга­низации и значилась уплаченная сумма (последнее меня особенно волновало в свете переговоров с редакционной бухгалтерией). Чуть поодаль, за козлами, застланными поли­этиленом, скучала дама. Я предположил, что это экскурсо­вод, и не ошибся. «Вы на экс­курсию? Погуляйте пока вокруг. Сходите вон туда, там навесной мостик», - предложила дама. Сходили, посмотрели изящный мостик. Чудесные кованые перила (вообще кованого в замке много, и все чудесное. Дела­лось на оружейном заводе в Туле), по краям кирпичные столбы. На каждом кирпиче вы­царапано чье-нибудь имя. На каждом! И на перилах тоже. С мостика виден дощатый забор вокруг замка, щедро украшен­ный граффити.


Когда-то от замка принцес­сы Ольденбургской сбегала вниз к реке по крутому, зарос­шему деревьями склону лест­ница со смотровой площадкой и гротом. Часть пролетов ее осыпалась, на их месте прото­птаны отвесные тропинки. Грот на месте - в нем принцесса Ольденбургская держала медведей. Сейчас в нем груды му­сора за ржавыми решетками. Отсюда к замку вели две лест­ницы, окаймлявшие грот и площадку изящными полукружьями. Левая осыпалась, правая еще действует. Поднявшись по ней, упираешься в пресловутый забор. Из надписей на нем вид­но, что рамонская молодежь времени даром не теряет. Во всех смыслах.


Второй подход к экскурсово­
ду обернулся советом: «А те­перь обойдите вокруг замка. На той стороне терраса красивая». Терраса действительно преле­стна: капители кованых стол­бов, поддерживающих ее стек­лянную крышу, украшены ви­ноградными гроздями. Затей­ливые чугунные усики оплетают перила. Здесь хочется пить чай июльскими вечерами. Но выхо­дящие на террасу окна разбиты и затянуты металлической сеткой, а двери заколочены. В углу двора, у забора скучает биотулет, запертый на висячий замок.

Наконец собралось доста­
точное количество повидав­ших и мостик, и террасу, и дама ввела нас в Замок, в небольшом холле сразу за входными дверьми (здесь была гардеробная) ус­тановлен небольшой стенд с фотографиями хозяйки дома и исторической информацией. Рядом для антуража помеще­ны прялка и ржавый остов пишущей машинки (судя по пла­стмассовым клавишам, совет­ского образца). На этом фоне экскурсовод рассказала нам историю Евгении Ольденбургской - удивительной женщины, которую угораздило жить в эпоху перемен.

Сладкая жизнь


Евгения Максимилиановна
Ольденбургская (в девичестве Романовская) была обыкновенной русской принцессой, правнучкой Жозефины, жены Наполеона Бонапарта, и пле­мянницей Александра Второго. Титул и корону она получи­ла, выйдя замуж за принца Александра Петровича Ольденбургского, правнука императора Павла, а до этого была простой герцогиней. На свадьбу император Александр подарил молодым имение Рамонь, которое представляло собой малозаселенную местность. Местный помещик Косов выстроил на месте нынеш­него замка двухэтажный дом, а внизу, у реки, поставил са­харный завод с допотопной технологией. Поскольку Алек­сандр Петрович, принц Ольденбургский, был далек от сельского хозяйства (талант­ливый медик, он открывал в России пастеровские лечеб­ницы и большую часть време­ни проводил в Чумном форте Кронштадта,  где разрабаты­вал вакцины от чумы, холеры и других страшных заболева­ний), Рамонью занялась его жена, Евгения Максимилиа­новна.

Она была женщина незау­рядная. Активная благотвори­тельница, член и председа­тельница множества обществ - от императорского автомобильного, основанного в 1903 году, до Благотворительного общества призрения интелли­гентных тружениц, помогавше­го престарелым гувернанткам и учительницам, «не могущим по старости или болезни сво­им трудом заработать сред­ства к жизни». При дворе прин­цесса Ольденбургская счита­лась экстравагантной особой: она носила полумужские кос­тюмы от Тайер светло-серого, или бежевого цвета и ездила на велосипеде. Евгения Мак­симилиановна покровитель­ствовала искусствам, возглав­ляла соответствующее обще­ство и открыла в Санкт-Петер­бурге большое количество ху­дожественных школ. Была по­печительницей больницы для бедных и женской гимназии, которой в 1899 году было при­своено ее имя. Находилась гимназия на Лафонской улице Санкт-Петербурга. В 1952 году улицу переименовали в Про­летарской Диктатуры.


Пролетариат-то принцессу Ольденбургскую и погубил - как и многое другое в России. Хотя начиналось все замеча­тельно: прибыв в Рамонь, Ев­гения Максимилиановна пер­вым делом купила у Косова сахарный завод. Привезла из Германии современное обору­дование, наладила производство, открыла рафинадный цех, протянула к заводу желез­нодорожную ветку. Затем скупила земли – от границы с Липецкой областью до Дона и усадьбы Веневитинова - и заложила фруктовые сады.. Ког­да поспели фрукты, принцесса открыла конфетную фабрику, где производилась до 400 видов конфет. Сахар и фрукты у принцессы были свои, какао для шоколадной глазури привозили по железной дороге. Фруктовый жом тоже шел в дело: Ольденбургская основа­ла воловни, где откармлива­лось до тысячи голов, и протя­нула к ним электрическую под­весную дорогу с вагонетками. Построила в Рамони электро­станцию, водонапорную башню (действует до сих пор), школу для крестьянских детей и больницу. Работникам сво­им   принцесса   платила   на рубль больше, чем помещики отчего крестьяне со всей ок­руги охотно у нее трудились.


Евгения Максимилиановна не расставалась с блокноти­ком, в который записывала разные деловые идеи - ре­цепты новых конфет и т. д. Как-то встретились ей крестьянс­кие дети и угостили вишней. -Вкусная вишня, - заме­тила Ольденбургская, отведав. - Чья это? - Мараськина, - отвеча­ли дети.


Принцесса сделал пометку в блокноте, затем разыскала Мараську и скулила весь уро­жай. Вскоре в столичных ма­газинах появилась новая кара­мель с вишневым соком - «Мараськина».


В 1905 году, во время революции, довольные крестьяне подожгли лесопилку, от нее за­нялись конфетные склады, го­ревшие две недели. Вся про­дукция фабрики, уже выкуплен­ная и оплаченная (рамонские конфеты шли в основном на экспорт и были хорошо известны в Европе), в виде расплавлен­ной массы стекла к реке. Евге­ния Максимилиановна Ольден­бургская оказалась разорена. Николай Второй велел оста­вить принцессе - погорелице замок, остальное продали с аукциона. Конфетное производство купил некий Шварц, перевез оборудование в Воро­неж на ул. Кольцовскую, но до 1917 года продавал конфеты под маркой Рамонской фабри­ки - брэнд, как сейчас гово­рят, был раскрученный. Для принцессы крах дела ее жизни стал сильным ударом: она легла и вскоре скончалась».


Прошедшее время 


Замок в староанглийском стиле был построен 125 лет на­зад. В проектировании прини­мал участие известный петер­бургский архитектор Николай Бенуа, а строили рамонские крестьяне: одни резали дере­вянные формы для кирпичей, другие месили глину, третьи укладывали ее в формы и ут­рамбовывали ногами - чтобы ни единого пузырька воздуха не оставалось. Со всей округи были собраны куриные яйца - их добавляли в раствор. Ре­зультат налицо - прошло бо­лее века, а замок стоит себе преспокойно, в его стенах метровой толщины ни трещинки.


«Здесь была каминная». - сказала экскурсовод, когда мы оторвались от стенда с прялкой и по небольшой лестнице поднялись в центральную залу первого этажа. Правая стена ее украшена громадным камином, в котором можно запросто за­жарить кабана или оленя. Пос­ледних, возможно, здесь и жа­рили - на другом берегу реки Ольденбургская организовала что-то вроде заказника: огоро­дила обширный участок и выпустила туда 11 6лагородных пятнистых оленей, привезен­ных из Европы. Круглый год за животными ухаживали специ­ально приставленные работни­ки, а поздней осенью из Санкт-Петербурга приезжали друзья Ольденбургских на охоту. Благодаря стараниям работников и умеренности охотников оле­нье поголовье в Рамони росло. Сейчас олени, помещенные в Рамонский заповедник, выми­рают по непонятным причинам.


Камин увенчан чешуйчатой остроугольной крышей, похожей на крыши замковых башен. Напротив - широкая де­ревянная лестница на второй этаж. «Мореный дуб! - с гор­достью пояснила экскурсовод, - Ольденбургская сама рас­считывала высоту и ширину ступеней, чтобы дамам, поднимавшимся по лестнице в бальных платьях, не наступали на подол». Из мореного дуба сделаны все деревянные части замка: двери, оконные рамы, потолочные балки. На оконных рамах кое-где сохранились изящные бронзовые ручки. В одной из комнат вто­рого этажа сохранился даже Паркет - экскурсантов специально в неё завели и предложили представить, что такой же лежал повсеместно. 

Представ­лять вообще приходится многое: печи, облицованные шикарными изразцами, укрыты от нескромных взглядов грубыми дощатыми щитами. И, чтобы полюбоваться изразца­ми, приходится по-детски при­никать к щелям между досок. Те, кому щели не хватило, пред­ставляют. Кстати проблема отопления в замке решена ге­ниально: от большой подваль­ной печи в толще cтен проложено десять дымоходов. От них по всему зданию, как капилля­ры, расползаются дымоходики, прогревающие стены. Те, в отличие от батарей, остывают медленно. И никаких тебе продувок - опрессовок... В обычные дни печь топили дубовыми поленьями, перед приездом го­стей жгли фруктовые деревья - для аромата.
Рядом с печью находилось специальное поме­щение куда сердобольная принцесса на зиму переводила медведей из грота, Отопительная система ра­ботала еще и как «прослушка»: на втором этаже, рядом с кабинетом Евгении Максимилиановны есть небольшая «ком­ната-ухо». Находясь в ней и открыв неприметную заслонку в углу, можно было услышать, о чем roвopят в любом из помещений. На первом этаже, по­мимо каминной, располага­лись гостиная, столовая, музы­кальная гостиная и бильярд­ная. Наверху – кабинет Александра Петровича (в котором тот никогда не бывал), танцзал и покои хозяйки замка: спаль­ня, кабинет с уже известным читателю

«ухом», уборная с душем (в стене сохранилась бронзовая доска с отверстия­ми для кранов и надписями: «Горячая», «Холодная», «Душъ») и небольшая часовенка. Прин­цесса Ольденбургская была женщина не только деловая, но и. набожная.


«Стены танцевального зала были оформлены шелком, пол выложен паркетом, на нем сто­яли электрические фонари на кованых подставках» - сказала экскурсовод, вводя нас в большую пустую комнату с ободранными стенами. У одной из них стоял ржавый деревооб­рабатывающий станок. Сейчас в замке нет ни воды, ни элект­ричества, в свободной от указ­ки руке экскурсовод сжимала китайский фонарик. В некото­рые комнаты нас не водили - там отваливается штукатурка. По той же причине нет офици­альной экскурсии на смотро­вую площадку, расположенную на верхушке замковой башни. «Ведущая туда лестница нахо­дится в аварийном состоянии, и я вас туда не веду. Там уж как хотите, под вашу ответ­ственность», - предупредила дама и объяснила, как пройти. Мы прошли.
Лестница оказа­лась вполне приличная (вида­ли и пострашнее), только крутая и длинная... - но открывшийся вид стоил затраченных усилий. Из островерхой кры­ши, окаймленной изящными зубцами, торчал громоотвод, привязанный к корявой палке. Торчал он. разумеется, криво. На прощание нам рассказа­ли легенду - что ж за замок без привидений или, на худой конец, без легенды? В надвратной башне Ольденбургс­кая установила швейцарские часы с золотыми стрелками и циферблатом. Каждый час со­единенные с механизмом ко­локола вызванивали мелодию. Шла как-то мимо замка клику­ша, послушала принцессины колокола и напророчила: «Звоните, гремите... Настане вре­мя, и в 7-35 вы рухнете!». Часы дожили до Хрущева, затем часть надвратной башни обвалилась разрушив механизм (колокола и позолота исчезли сразу после революции). Стрелки на циферблате в мо­мент катастрофы показывали 7.35. Башню восстановили, взамен швейцарских часов установили советские, злектрические - с вокзала. Они, конечно не ходят, но стрелка на внутреннем, обращенном к замку циферблате показывают роковой час. «Это корреспон­денты приезжали, фотографировали и стрелки подвели», - пояснила экскурсовод. Внешние часы показывают черт знает что.
Антон ВАЛАГИН.
«Воронежский курьер» от 1 августа 2009 года
Категория: Место замка в новой России. | Добавил: istram (30.03.2010)
Просмотров: 14986 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/23
Всего комментариев: 1
1 Merinos  
Были несколько дней назад в замке, а именно 29.09.11 г. Сделали очень много снимков. На одном из снимков, возле замка, очень чётко прослеживается дымка с чёткими очертаниями объекта. Визуально дымка или туманный объект не просматривался. Ранее скептически относились к подобным явлениям, но после поезди в Рамонь изменили свою точку зрения.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024