Репортеры «ВК»
побывали на
нелегальной экскурсии. Нелегальной - потому что де-юре замок принцессы
Ольденбургской в Рамони находится на перманентной реставрации, в
аварийном
состоянии (нужное подчеркнуть) и доступ туда посторонним запрещен. Это подтвердила и начальник
государственной инспекции охраны историко-культурного наследия
Воронежской
области Татьяна Старцева: «Реставрация не закончилась, здание находится в
аварийном состоянии, и, на мой взгляд, доступ людей туда совершенно
невозможен.
К сожалению, объект находится в федеральной собственности, и мы на
сложившуюся
ситуацию повлиять никак не можем. Я знаю, что Воронежская область
обратилась
с письмом в территориальное управление Агентства по управлению
федеральным
имуществом, чтобы Рамонский замок в досудебном порядке был передан в
собственность области. Но на сегодняшний день пока все это остается в
собственности РФ. Кто проводит там экскурсии и занимается незаконной
коммерческой деятельностью, мне не известно».
Экскурсии по замку
уже три года
водит ООО «Рамонский центр по развитию туризма «Жемчужина» и большого
секрета
из своей коммерческой деятельности не делает.
Реклама экскурсий размещена в самом центре Воронежа (у «Утюжка»), а на
воротах самого замка объявления для посетителей и расценки противоестественным
образом соседствуют со строгим предупреждением: «Посторонним лицам проход на
территорию памятника ЗАПРЕЩЕН!». По субботам желающих посетить замок увозит «ГАЗель» от Никитинской библиотеки, во все
остальные дни, кроме понедельника, можно приехать в Рамонь самостоятельно и опять же попасть на
экскурсию. Цены: 260 рублей (с «ГАЗелью») и 60 рублей (самовывоз).
Там пускают
Именно
такими словами развеяла мои сомнения по поводу доступа на территорию замка барышня, ответившая по указанному в рекламе телефону. Сначала я попытался
попасть в замок дорогим путем (от
Никитинки), но «ГАЗель» набрала
необходимое количество страждущих
еще до указанного срока и уехала. А
мы с фотографом стояли как дураки, время от времени пугая прохожих: «Вы не
на экскурсию в Рамонь?». Во вторник
мы с тем же фотографом приехали в гости к принцессе самостоятельно, и
на этот раз все получилось. У ворот
замка молодой человек принял наши деньги и выдал билеты, оформленные честь по чести:
там стояла печать организации и значилась уплаченная сумма (последнее
меня особенно волновало в свете переговоров с редакционной бухгалтерией). Чуть поодаль, за козлами,
застланными полиэтиленом, скучала дама. Я предположил,
что это экскурсовод, и не ошибся.
«Вы на экскурсию? Погуляйте пока
вокруг. Сходите вон туда, там навесной мостик»,
- предложила дама. Сходили,
посмотрели изящный мостик. Чудесные
кованые перила (вообще кованого в замке много, и все чудесное. Делалось
на оружейном заводе в Туле), по краям кирпичные столбы. На каждом кирпиче выцарапано чье-нибудь имя. На каждом!
И на перилах тоже. С мостика виден дощатый
забор вокруг замка, щедро украшенный граффити.
Когда-то
от замка принцессы Ольденбургской сбегала вниз
к реке по крутому, заросшему деревьями склону лестница со смотровой площадкой и гротом. Часть
пролетов ее осыпалась, на их месте протоптаны отвесные тропинки. Грот на месте - в
нем принцесса Ольденбургская держала медведей. Сейчас в нем груды мусора за
ржавыми решетками. Отсюда к замку вели две
лестницы, окаймлявшие грот и площадку
изящными полукружьями. Левая осыпалась, правая еще действует. Поднявшись по ней,
упираешься в пресловутый забор. Из
надписей на нем видно, что рамонская молодежь времени даром не теряет.
Во всех смыслах.
Второй подход к экскурсоводу обернулся советом: «А теперь обойдите вокруг замка. На той стороне терраса красивая». Терраса действительно прелестна: капители
кованых столбов, поддерживающих ее стеклянную
крышу, украшены виноградными гроздями.
Затейливые чугунные усики оплетают перила. Здесь хочется пить чай июльскими вечерами. Но выходящие на
террасу окна разбиты и затянуты металлической сеткой, а
двери заколочены. В углу
двора, у забора скучает биотулет, запертый
на висячий замок.
Наконец собралось
достаточное количество
повидавших и мостик, и террасу, и дама ввела нас в Замок, в небольшом холле
сразу за входными дверьми (здесь была
гардеробная) установлен небольшой стенд
с фотографиями хозяйки дома и исторической
информацией. Рядом для антуража помещены
прялка и ржавый остов пишущей машинки (судя
по пластмассовым клавишам, советского образца). На этом фоне экскурсовод
рассказала нам историю Евгении Ольденбургской - удивительной женщины, которую угораздило жить
в эпоху перемен.
Сладкая жизнь
Евгения
Максимилиановна Ольденбургская (в девичестве Романовская) была обыкновенной
русской принцессой, правнучкой Жозефины,
жены Наполеона Бонапарта, и племянницей Александра Второго. Титул и корону она получила, выйдя
замуж за принца Александра Петровича Ольденбургского,
правнука императора Павла, а до этого
была простой герцогиней. На свадьбу
император Александр подарил
молодым имение Рамонь, которое представляло собой малозаселенную местность. Местный помещик Косов выстроил на месте нынешнего замка двухэтажный дом, а внизу, у реки, поставил сахарный завод
с допотопной технологией. Поскольку Александр
Петрович, принц Ольденбургский, был далек от сельского
хозяйства (талантливый медик, он открывал в России пастеровские лечебницы и большую часть времени проводил в Чумном форте Кронштадта, где
разрабатывал вакцины от чумы,
холеры и других страшных заболеваний), Рамонью занялась его жена,
Евгения Максимилиановна.
Она была женщина незаурядная.
Активная благотворительница, член и председательница множества обществ - от
императорского автомобильного, основанного в 1903 году, до Благотворительного
общества призрения интеллигентных тружениц, помогавшего престарелым
гувернанткам и учительницам, «не могущим по старости или болезни своим трудом
заработать средства к жизни». При дворе принцесса Ольденбургская считалась
экстравагантной особой: она носила полумужские костюмы от Тайер светло-серого,
или бежевого цвета и ездила на велосипеде. Евгения Максимилиановна
покровительствовала искусствам, возглавляла соответствующее общество и
открыла в Санкт-Петербурге большое количество художественных школ. Была попечительницей
больницы для бедных и женской гимназии, которой в 1899 году было присвоено ее
имя. Находилась гимназия на Лафонской улице Санкт-Петербурга. В 1952 году улицу
переименовали в Пролетарской Диктатуры.
Пролетариат-то
принцессу Ольденбургскую и погубил - как и многое другое в России. Хотя
начиналось все замечательно: прибыв в Рамонь, Евгения Максимилиановна первым
делом купила у Косова сахарный завод. Привезла из Германии современное
оборудование, наладила производство, открыла рафинадный цех, протянула к
заводу железнодорожную ветку. Затем скупила земли – от границы с Липецкой областью до Дона и усадьбы Веневитинова - и
заложила фруктовые сады.. Когда поспели фрукты, принцесса открыла конфетную
фабрику, где производилась до 400 видов конфет. Сахар и фрукты у принцессы были
свои, какао для шоколадной глазури привозили по железной дороге. Фруктовый жом
тоже шел в дело: Ольденбургская основала воловни, где откармливалось до
тысячи голов, и протянула к ним электрическую подвесную дорогу с вагонетками.
Построила в Рамони электростанцию, водонапорную башню (действует до сих пор),
школу для крестьянских детей и больницу. Работникам своимпринцессаплатилана рубль больше, чем
помещики отчего крестьяне со всей округи охотно у нее трудились.
Евгения
Максимилиановна не расставалась с блокнотиком, в который записывала разные
деловые идеи - рецепты новых конфет и т. д. Как-то встретились ей крестьянские
дети и угостили вишней. -Вкусная вишня, - заметила Ольденбургская, отведав. -
Чья это? - Мараськина, - отвечали дети.
Принцесса
сделал пометку в блокноте, затем разыскала Мараську и скулила весь урожай.
Вскоре в столичных магазинах появилась новая карамель с вишневым соком -
«Мараськина».
В
1905 году, во время революции, довольные крестьяне подожгли лесопилку, от
нее занялись конфетные склады, горевшие две недели. Вся продукция фабрики,
уже выкупленная и оплаченная (рамонские конфеты шли в основном на экспорт и
были хорошо известны в Европе), в виде расплавленной массы стекла к реке. Евгения
Максимилиановна Ольденбургская оказалась разорена. Николай Второй велел оставить
принцессе - погорелице замок, остальное продали с аукциона. Конфетное производство
купил некий Шварц, перевез оборудование в Воронеж на ул. Кольцовскую, но до 1917
года продавал конфеты под маркой Рамонской фабрики - брэнд, как сейчас говорят,
был раскрученный. Для принцессы крах дела ее жизни стал сильным ударом: она легла
и вскоре скончалась».
Прошедшее время
Замок
в староанглийском стиле был построен 125 лет назад. В проектировании принимал
участие известный петербургский архитектор Николай Бенуа, а строили рамонские
крестьяне: одни резали деревянные формы для кирпичей, другие месили глину,
третьи укладывали ее в формы и утрамбовывали ногами - чтобы ни единого
пузырька воздуха не оставалось. Со всей округи были собраны куриные яйца - их
добавляли в раствор. Результат налицо - прошло более века, а замок стоит себе
преспокойно, в его стенах метровой толщины ни трещинки.
«Здесь
была каминная». - сказала экскурсовод, когда мы оторвались от стенда с прялкой
и по небольшой лестнице поднялись в центральную залу первого этажа. Правая стена ее украшена громадным камином, в
котором можно запросто зажарить кабана или оленя. Последних, возможно, здесь
и жарили - на другом берегу реки Ольденбургская организовала что-то вроде
заказника: огородила обширный участок и выпустила туда 11 6лагородных
пятнистых оленей, привезенных из Европы. Круглый год за животными ухаживали
специально приставленные работники, а поздней осенью из Санкт-Петербурга
приезжали друзья Ольденбургских на охоту. Благодаря стараниям работников и
умеренности охотников оленье поголовье в Рамони росло. Сейчас олени,
помещенные в Рамонский заповедник, вымирают по непонятным причинам.
Камин
увенчан чешуйчатой остроугольной крышей, похожей на крыши
замковых башен.
Напротив - широкая деревянная лестница на второй этаж. «Мореный дуб! - с
гордостью
пояснила экскурсовод, - Ольденбургская сама рассчитывала высоту и
ширину
ступеней, чтобы дамам, поднимавшимся по лестнице в бальных платьях, не
наступали на подол». Из мореного дуба сделаны все деревянные части
замка:
двери, оконные рамы, потолочные балки. На оконных рамах кое-где
сохранились
изящные бронзовые ручки. В одной из комнат второго этажа сохранился
даже
Паркет - экскурсантов специально в неё завели и предложили представить,
что
такой же лежал повсеместно.
Представлять вообще
приходится многое:
печи,
облицованные шикарными изразцами, укрыты от нескромных взглядов грубыми
дощатыми
щитами. И, чтобы полюбоваться изразцами, приходится по-детски
приникать к
щелям между досок. Те, кому щели не хватило, представляют. Кстати
проблема
отопления в замке решена гениально: от большой подвальной печи в толще
cтен проложено десять
дымоходов. От
них по всему зданию, как капилляры, расползаются дымоходики,
прогревающие
стены. Те, в отличие от батарей, остывают медленно. И никаких тебе
продувок - опрессовок...
В обычные дни печь топили дубовыми поленьями, перед приездом гостей жгли фруктовые деревья - для
аромата.
Рядом с печью
находилось специальное помещение куда сердобольная принцесса на
зиму переводила медведей из грота, Отопительная система работала еще и
как
«прослушка»: на втором этаже, рядом с кабинетом Евгении Максимилиановны
есть небольшая
«комната-ухо». Находясь в ней и открыв неприметную заслонку в углу,
можно было
услышать, о чем roвopят
в любом из
помещений. На
первом этаже,
помимо каминной, располагались гостиная, столовая, музыкальная
гостиная и
бильярдная. Наверху – кабинет
Александра
Петровича (в котором тот никогда не бывал), танцзал и покои хозяйки
замка:
спальня, кабинет с уже известным читателю
«ухом», уборная с душем (в
стене
сохранилась бронзовая доска с отверстиями для кранов и надписями: «Горячая», «Холодная», «Душъ») и
небольшая
часовенка. Принцесса Ольденбургская была женщина не только деловая, но
и.
набожная.
«Стены
танцевального зала были оформлены шелком, пол выложен паркетом, на нем
стояли
электрические фонари на кованых
подставках»
- сказала экскурсовод, вводя нас в большую пустую комнату с
ободранными
стенами. У одной из них стоял ржавый деревообрабатывающий станок.
Сейчас в замке нет ни воды, ни
электричества, в
свободной от указки руке экскурсовод сжимала китайский фонарик. В
некоторые
комнаты нас не водили - там отваливается штукатурка. По той же причине
нет
официальной экскурсии на смотровую площадку, расположенную на верхушке
замковой башни. «Ведущая туда лестница находится в аварийном состоянии,
и я
вас туда не веду. Там уж как хотите, под вашу ответственность», -
предупредила
дама и объяснила, как пройти. Мы прошли.
Лестница оказалась вполне приличная
(видали и пострашнее), только крутая и длинная... - но открывшийся вид стоил
затраченных усилий. Из островерхой крыши, окаймленной изящными зубцами, торчал
громоотвод, привязанный к корявой палке. Торчал он. разумеется, криво. На
прощание нам рассказали легенду - что ж за замок без привидений или, на худой
конец, без легенды? В надвратной башне Ольденбургская установила швейцарские
часы с золотыми стрелками и циферблатом. Каждый час соединенные с механизмом
колокола вызванивали мелодию. Шла как-то мимо замка кликуша, послушала принцессины
колокола и напророчила: «Звоните, гремите... Настане время, и в 7-35 вы
рухнете!». Часы дожили до Хрущева, затем часть надвратной башни обвалилась разрушив
механизм (колокола и позолота исчезли сразу после революции). Стрелки на
циферблате в момент катастрофы показывали 7.35. Башню восстановили, взамен
швейцарских часов установили советские, злектрические - с вокзала. Они, конечно
не ходят, но стрелка на внутреннем, обращенном к замку циферблате показывают
роковой час. «Это корреспонденты приезжали, фотографировали и стрелки
подвели», - пояснила экскурсовод. Внешние часы показывают черт знает что.
Антон ВАЛАГИН. «Воронежский курьер» от 1 августа 2009 года
Были несколько дней назад в замке, а именно 29.09.11 г. Сделали очень много снимков. На одном из снимков, возле замка, очень чётко прослеживается дымка с чёткими очертаниями объекта. Визуально дымка или туманный объект не просматривался. Ранее скептически относились к подобным явлениям, но после поезди в Рамонь изменили свою точку зрения.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]