Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 950

Статистика


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Пятница, 29.03.2024, 00:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Поэзия, искусство, культура » Искусство, культура

Ненадёжная профессия - художник


Иван Васильевич Клюн (Клюнков). Автопортрет
Иван Васильевич КЛЮН (КЛЮНКОВ) – русский художник, теоретик искусства, представитель русского авангарда. В начале 90-х годов XIX века работал на сахарном заводе в Рамони

Спустя годы, когда Клюн уже был довольно известным художником, он вспоминал рамонскую природу, которая ока­зала на него огромное впечат­ление, парк и дворец на высо­ком берегу реки Воронеж и осо­бенно старинные часы-куранты на башне, бой которых вызывал в нем лирические настроения и мысли, переносившие его в прошедшие времена. К сожалению, имя выдающегося художника на долгое время было предано забвению, и только в недавнее время оно снова начало приоб­ретать признание: была орга­низована персональная выстав­ка работ художника, изданы его работы по теории искусства, за­писки и воспоминания.

Иван Васильевич Клюн, по­жалуй, один из самых недооце­нённых и незаслуженно забы­тых представителей русского авангарда.

С малых лет

Он родился в семье плотника в деревне Большие Горки Вла­димирской губернии 1 сентября 1873 года и уже с малых лет про­явил интерес к рисованию. Од­нако в детстве получить худо­жественного образования он не смог. Причин на это было не­сколько. Во-первых, семья Ива­на не была особенно зажиточ­ной, поэтому родители будуще­го художника вряд ли могли обе­спечить ему занятия рисовани­ем, да и, наверняка, стремились дать единственному наследни­ку более надёжную профессию.

К тому же, Иван происходил из старообрядческой среды, что, с одной стороны, можно расценивать как некоторую преграду на пути его становления как худож­ника. Однако, с другой стороны, вероятно, именно среда, в кото­рой Иван провёл свои детские годы, определила то направле­ние искусства, в котором он стал работать уже в зрелости.

В 1881 году вся семья худож­ника переселилась на Украину, а позже Иван Васильевич перее­хал к дяде во входившую в это время в состав Российской им­перии Польшу. Именно в Киеве и Варшаве он получил первона­чальное художественное образование. Тем не менее, в юности будущий художник начал осва­ивать работу бухгалтера, бла­годаря чему в начале 1890-х го­дов бывший сослуживец при­гласил Ивана Васильевича на должность своего помощника в имение Ольденбургских в Воронежской губернии.

Первая любовь

Пребывание Ивана Василье­вича Клюна в Рамони и работа в должности помощника бухгал­тера на сахарном заводе отно­сится примерно к 1892-1893 го­дам. Рамонская земля остави­ла и романтический след в био­графии художника. Здесь он по­знакомился с «молодой девицей, брюнеткой, очень красивой и с темпераментом», встречу с которой Клюн позже описал в своих воспоминаниях. Девушка иногда навещала своего дядю, работавшего кассиром на са­харном заводе, а сама происхо­дила из семьи богатого подряд­чика из Воронежа. Отец девуш­ки, имевший собственный дом с фруктовым садом на Садовой улице (ныне ул. Карла Маркса), пригласил молодого бухгалтера бывать у них дома и даже был не против выдать за него един­ственную дочь. Но Клюн вдруг взял расчёт и уехал из Рамони. Этот поступок он позже объяс­нил «бессознательным стрем­лением к более значительным интересам», а, следовательно, страхом связать свой потенциал узами, которые могли бы поме­шать его раскрытию.

В русском авангарде

Во время пребывания в Рамо­ни Клюн продолжал занимать­ся рисованием. Поэтому неу­дивительно, что после переез­да в 1898 году в Москву он на­чал посещать частные студии Ф.И. Рерберга, В. Фишера, И.И. Машкова. В 1907 году произо­шла судьбоносная встреча Ива­на Васильевича с выдающимся представителем русского аван­гарда, художником и теорети­ком искусства Казимиром Се­вериновичем Малевичем, определившая дальнейшие интере­сы Клюна в области искусства. Именно Малевич ввёл Клюна в художественные круги русского авангарда.

Однако было бы однобоким и неправильным считать, что только Малевич оказал влияние на Клюна. Это было в полной мере взаимное воздействие на художественные интересы друг друга. Познакомившись у Фёдо­ра Рерберга, Клюн и Малевич стали друзьями и соратниками в области искусства. Под влияни­ем Клюна, Казимир Северинович увлёкся религиозными сю­жетами, начав работать в стили­стике, основанием которой слу­жил русский лубок.

Под псевдонимом

Огромное влияние на Клю­на произвела организованная редакцией журнала «Золотое руно» в 1908 году выставка со­временной французской живо­писи. Кроме того, молодой ху­дожник был знаком с собрани­ем произведений французского искусства российского коллек­ционера С.И. Щукина. Резуль­татом такого знакомства ста­ло увлечение Клюна импрес­сионизмом и постимпрессио­низмом. Большое впечатление на молодого художника также оказали выставки представите­лей русского авангарда «Бубно­вый валет», о которой В.В. Ма­яковский впоследствии в работе «Я сам» вспоминал: «Выставки «Бубновый валет». Диспуты… Газеты стали заполняться футуризмом. Тон был не очень веж­ливый». Именно в этот период и появился псевдоним художника «Клюн» (настоящая его фами­лия Клюнков), которым он, очевидно, опасаясь осложнений на службе, стал подписывать свои работы.

В 1910 году Клюн стал чле­ном общества «Московский са­лон», из которого он вышел в 1916 году. В 1913 году не без уча­стия Малевича Клюн сблизил­ся с участниками группы аван­гардистов «Союз молодёжи» и даже участвовал в их послед­ней выставке. «Союз молодёжи» была одной из авторитетней­ших групп представителей рус­ского авангарда, занимавшейся не только организацией выста­вок и изданием статей по теории искусства, литературных произ­ведений Хлебникова, Крученых, Бурлюков, Гуро, переводов ра­бот по современному европей­скому искусству, но и организо­вавшей библиотеку, в которую выписывалась заграничная ли­тература, вела работу в области театра. В это время под влияни­ем К.С. Малевича и В.Е. Татли­на Клюн работал в направлении кубо-футуризма над скульпту­рой и живописью, принимал уча­стие во многих важнейших аван­гардных выставках. Помимо прочего в этот период он увлёк­ся созданием коллажей.

Художник-супрематист

В 1915 году Клюн принял уча­стие в работе над созданием бу­клета А.Е. Крученых «Тайные пороки академиков». Его автор­ству принадлежат литография и статья «Примитив в 20 столе­тии». Кроме того, в том же году он принял участие в «Первой футуристической выставке Трам­вай В» и в «Последней футури­стической выставке картин 0,10», в каталоге которой был опубли­кован его манифест. Уже на «По­следней футуристической вы­ставке картин 0,10» Клюн был представлен как представитель малевичевского супрематизма. С этого периода в его творче­ской биографии наступил период увлечения беспредметным искус­ством, который, по признанию историков искусства, стал од­ним из самых ярких в его жизни. Это совместная работа с другими художниками-супрематистами в кустарных артелях в деревнях Вербовка и Скопцы, участие в 1916 году в возглавляемой Мале­вичем группе «Супремус» и в од­ноименном неизданном журнале.

Весной 1919 года Клюн пред­ставил 62 работы супрематиче­ской живописи и графики под общим названием «Искусство цвета» на выставке «Беспред­метное творчество и супрема­тизм», на которой художник объявил о своем разрыве с су­прематизмом.

Супрематический рисунок. 1920-е годы

Профессор Клюнков

С 1918 по 1921 год Клюн - про­фессор ГСХМ-Вхутемаса, с 1921 года он член-корреспондент ГАХНа, в 1920 году стал чле­ном Института художественной культуры, который из-за твор­ческих разногласий вскоре вы­нужден был покинуть. В 1927 году Клюн по состоянию здоро­вья вышел на пенсию с должно­сти бухгалтера.

Во второй половине 1920-х Клюн вернулся к фигуративной живописи, определив свое ис­кусство как «конструктивный реализм». Работы, созданные в этом направлении, он впервые продемонстрировал на выстав­ке общества «Четыре искус­ства» в 1926 году. Позиция Клю­на этого периода вызывала рез­кую критику со стороны недав­него соратника Малевича. В 1927 году Клюн вступил в «Об­щество русских скульпторов», на одной из выставок которо­го он представил беспредмет­ную скульптуру «Электрификация». В это же время он оформ­лял малотиражные книги Кру­ченых, рисовал плакаты Совки­но и цветы для Треста зеленых насаждений.

Особенный интерес пред­ставляет его исследователь­ская работа, которую он вёл 1924-1925 годах в формально-исследовательском отделе Му­зея живописной культуры, где изучал взаимосвязь цвета и формы. Результатом этой рабо­ты стали, представленные в 1925 году на первой выставке Обще­ства станковистов, работы, на­писанные по выработанному им цвето-световому принципу.

В опале

В середине 1930-х, после того как работы Клюна подверглись критике за «формализм», а в 1934 году был арестован сын ху­дожника Георгий, как и боль­шинство советских художни­ков он был вынужден перейти к традиционно-фигуративной жи­вописи, которая не принесла ему успеха. С конца 1930-х Клюн пи­сал натюрморты и пейзажи в сти­ле реализма, которые он щедро раздаривал знакомым.

В это же время он работал по заказу Института лесного хозяй­ства. Заказчики были очень до­вольны, однако эти работы уже не удовлетворяли самого Клюна. Он с горечью писал в своем дневнике, что всегда выступал за передовые формы в жизни и искусстве и хо­чет оставаться искренним.

В 1939 году умерла жена ху­дожника. В 1942 году на фрон­те погиб его сын Георгий. Сам Иван Васильевич умер 13 дека­бря 1943 года в Москве.

Сергей РЯПОЛОВ.

Специально для газеты

«Голос Рамони от 16 ноября 2012 года

Категория: Искусство, культура | Добавил: istram (16.11.2012)
Просмотров: 1963 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024