Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 950

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Четверг, 25.04.2024, 11:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Поэзия, искусство, культура » Искусство, культура

Первая частушечница России и Рамонский край

Необычайно разнообразно народно-песенное искусство моего родного Воронежского края. Как сокровище берегут его, преумножают многочисленные профессиональные и самодеятельные народные коллективы: хоры, оркестры, ансамбли.

Но особая роль в сохранении неповторимых певческих особенностей нашего края принадлежит женшинам-песенницам – ярким, самобытным талантам, которых взрастила наша родная земля.

Мой реферат посвящен именно такой нашей национальной героине, истинно русской всей своей душой, мыслями, разговором, манерой исполнения. Певице, которая несла в народ любовь к нашему Отечеству, своими душевными, бойкими удалыми песнями и частушками волновала и будила душу русского человека.

Её творчество, полное настоящего юношеского задора, искрометности, юмора никогда не оставляло и не оставляет равнодушным ни одного человека, несет людям вдохновение, ощущение радости, энтузиазма, воспитывает любовь к жизни. Голос этой певицы современники назвали «зовом самой русской земли»

Моя исследовательская работа посвящена первой частушечнице России Марии Николаевне Мордасовой (01.02.1915 г. – 25.09.1997 г.р.), Народной артистке СССР (1983 г), Герою Социалистического труда (1987), солистке Воронежского Государственного русского народного хора, руководителю частушечной группы этого хора, Почетному гражданину города Воронежа, тесно связавшею свою судьбу с Воронежским и Рамонским краем.

Имя этой певицы давно со мной рядом. Я сама пою с детства, с детского сада, где моим любимым музыкальным руководителем была родная племянница Марии Николаевны Мордасовой – Яркина Вера Дмитриевна. Великолепный педагог и музыкант, влюбленный в русскую песню, она привила нам любовь к устному народному творчеству.


И в Рамонской гимназии народная песня стала постоянным моим спутником – пять лет я была солисткой детского фольклорного ансамбля «Околица». Отчетливо помню фольклорный праздник в нашем лицее, на котором почетной гостьей была Вера Дмитриевна Яркина. Она подарила нашему краеведческому музею материалы из семейного архива Яркиных, сборники песен Марии Николаевны Мордасовой. Нами были записаны и помещены в фонды школьного краеведческого музея воспоминания Веры Дмитриевны и её родного брата – Яркина Бориса Дмитриевича – тоже родного племянника Марии Николаевны Мордасовой, а теперь доцента и заведующего кафедрой музыкального воспитания  Воронежского педагогического университета. Уже известного в Воронежском крае композитора и режиссера. Его воспоминания о М.Н. Мордасовой помогли мне в работе над этим рефератом.


Тема реферата привлекала меня своей новизной. Мы привыкли работать над материалами, рассказывающими о героях военных событий, происходивших в нашей стране и в Воронежском крае. А здесь речь шла об удивительной женщине, создавшей всю свою жизнь русскую песню и частушку. В тоже время, мне как члену совета краеведческого музея, нужно было помочь в обобщении существующих материалов по устному народному творчеству. В этой работе мне помогали энциклопедические издания, статьи наших областных газет, сборники песен и частушек Марии Мордасовой, материалы из фондов нашего школьного краеведческого музея. Особую роль в выборе темы сыграла моя поездка в квартиру-музей Марии Николаевны Мордасовой, которую я совершила в месте со своим 8 «б» классом весной 2006 г.


II. Из русской певческой деревни.

Родилась Мария Николаевна в 1915 г. в деревне Нижняя Мозовка Лысыгорского района Тамбовской области в бедняцкой многодетной крестьянской семье. Четырнадцать детей было в ней, да еще дед с бабкой и родители: отец – Яркин Николай Степанович и мать – Прасковья Прокофьевна. Обычная семья – каких немало было в наших прежних деревнях. Но вся  прочитанная мной литература  говорила о том, что это была особая семья. Заметное отличие семьи Яркиных от других было известно всей деревне – уж больно любили петь.

«Дедушка, - вспоминала сама Мария Николаевна, - никогда молча не ходил – всегда песня с ним; лапти плел мастерски – они у него только отлетали, и работал он обязательно с песней.

Мать по общему признанию была лучшей певуньей в целой округе, ее любили и уважали за это односельчане, часто приглашали на свадьбу и торжества. А отец считался первым  грамотеем на селе, очень любил стихи, много по тем временам читал; познакомил детей с поэзией Пушкина, Некрасова, Никитина, Кольцова. Мария Николаевна вспоминала:


Семья Яркиных, по центру - Мария, справа - Дмитрий
«С самого маленького возраста я полюбила песню. Первую услышала от мамы. Она была искусной вышивальщицей и за работой часто и славно пела: Росла я среди песен, как в лесу среди деревьев. Бабушка и мама, сами того не замечая, говорили плавно и в рифму. И я как-то от них заразилась. Рифма с тех пор так на языке сидит…».
    
Все дети семьи Яркиных были голосистыми, одаренными, увлеченными пением, неодолимой тягой к прекрасному. Особенно выделялся младший брат Марии – Дмитрий, которому она питала особую любовь. Мария Николаевна была старше Дмитрия на 14 лет и относилась к нему как мать. Впоследствии Дмитрий Николаевич всю свою творческую жизнь свяжет с нашей Рамонского землей. Он станет руководителем многочисленных рамонских хоровых коллективов. На рамонской земле напишет свои прекрасные песни о нашем крае, здесь будет плодотворно работать над обработкой песен и частушек своей известной всей России сестры. Сюда в Рамонь к Дмитрию Николаевичу очень часто в гости и за его новыми песнями и частушками, написанными для известной певицы, будет приезжать в тесную квартирку на улице Мосина Мария Николаевна. Она по- любит Рамонь всей душой. Красоты нашего края давали ей прекрасную пишу для творчества. В начале 50-х годов в одном из самых красивых мест Рамони – Радчино она поселится навсегда. Здесь, на даче, отдыхающие и рамонцы часто будут слышать её звонкое, радостное пение. В Рамони она будет уделять большое внимание и своим двум племянникам – Борису Дмитриевичу и Вере Дмитриевне.


Больше всего в семье Яркиных меня покорила любовь к песне. В работе над литературой о Марии Николаевне я просто восхищалась нашей русской деревней и добротой, которую несла песня. Приведу еще одно воспоминание Марии Николаевны в подтверждение моих мыслей: «Да, трудные были времена. Но вспоминается: песней держались. Не было вечера, чтобы какая – нибудь семья не вышла на завалинку попеть: песня звучала всюду: в поле, на посиделках и на улице. На работу и с работы ходили с песнями. А то вдруг все село запоет: большие собирались «улицы», куда приходили парни с гармошками и балалайками, девушки, молодушки, а то и пожилые. Каких только песен страданий, частушек, припевок тут не услышишь! И ведь в каждом селе пелись только свои песни….. Разноцветный букет песен ……. Бывает, с работы идешь, еле ноги тащишь. Думаешь – никуда не пойду, спать лягу. Только гармошка заиграет все, и ужин не ужин, опять на улицу! Умел народ украшать свою жизнь… Я рада, что я выросла в деревне. Знаю что такое горькое, что такое сладкое. Ценю простоту деревенской жизни, доброту, простодушие в отношениях между людьми…»


Так с детства Мария Николаевна в своем сердце пронесла любовь к нашей русской песне и к устному народному творчеству.


В 1938 году Мария Николаевна впервые принимает участие в одном из районных смотров, жюри которого, словно угадав будущее певицы, особо отметило полное задора и юмора исполнение молодой девушкой шуточной народной песни «Эх лапти мои». В том же году она впервые выступает на большой городской сцене в Тамбове и опять наибольшей успех выпал на долю ее веселых подвижных, песен.


В памяти Марии Николаевны особым теплом отзываются воспоминания о первых ее дебютах, которые решили ее жизненную судьбу и принесли ей первый, на мой взгляд, просто удивительный приз – хорошие новенькие ботинки, которых так не хватало на большой сцене.


С особым волнением я прочитала в воспоминаниях М.Н. Мордасовой о ее первой любви. Полюбила она молодого, красивого односельчанина по имени Иван, тот ей ответил взаимностью. И ничего поначалу предвещало препятствий на их пути к счастью.


Однако родители Марии имели на это счет свои соображения: они присмотрели для дочери другого жениха, тоже Ивана, из соседней деревни, из давно знакомой им семьи по фамилии Мордасовы. Не посчитавшись с волей и чувствами дочери, они просватали её и выдали замуж за нелюбимого. Что так обычно для судьбы чуть ли не каждой русской женщины в прошлом,  а для нас просто неприемлемо!


Но любовь, есть любовь: в памяти и сердце жил другой человек… Обладая цельным характером, принципиальностью Мария Николаевна уходит от мужа и чтобы, заглушить в себе все личное, уезжает из родных краев к нам в Воронеж…


Развела их через несколько лет война: Иван Мордасов ушел на фронт и не вернулся… так и осталась Мария Николаевна на всю жизнь с этой фамилией: вдовой – не вдовой, разведенной не разведенной. Лишь несколько лет спустя в Воронежском хоре она найдет свое счастье, встретившись еще с одним, третьим Иваном – Руденко,  с которым проживет долгую счастливую жизнь.


В Воронеже Мария Николаевна поступает работать швеей на Фабрику имени 1 Мая. И сразу записывается в самодеятельных хор, уже известный в Воронеже, с которым она ездит по всей стране, выступает в Москве, Большом Театре.


Нередко песни хора звучали по областному радио…


22 июня 1941 года, в воскресенье, хор находился в студии и готовился к очередному выступлению, когда страшная весть о начале войны словно остановила все вокруг…


Жизнь продолжалась. Швейная фабрика стала шить военную одежду: телогрейки, шинели, бушлаты. Многое тогда делалось вручную, однако план выполнялся на 200-300%. Из кусочков ткани мастерили  кисеты для бойцов, и вместе с записками клали их в карманы. Любовь и прилежание в каждом деле помогли Марии Николаевне в последствии швейное дело сделать своим хобби. С каким изумлением я узнала о том, что все свои сценические костюмы Мария Николаевна шила себе сама. Кроме этого, она делала для своих платьев удивительные бисерные украшения, коллекционировала народные костюмы.


Солистка Воронежского Государственного русского народного хора


Первый концерт Государственного Воронежского хора.
1 мая 1943 г. Площадь В. И. Ленина

Стояла вершина зимы 1943 года, шел январь месяц. И кто бы мог предположить, что именно в это тяжелое время, когда фронт находился совсем радом, а сам Воронеж был еще занят врагом, будет принято решение Правительства о создании …Государственного Воронежского русского народного хора. Среди первых участников вновь организованного хора была и Мария Мордасова.

Так в жизни Марии Николаевны начался новый этап, определивший   как всю дальнейшую ее жизнь, так и ее отношение к песне – основе ее главной профессии, ставшей «единственной большой любовью». Именно в Воронежском хоре оформился и так блистательно расцвел ее талант исполнительницы, создательницы различных песен и частушек. Хор, руководимый Константином Ираклиевичем Массалитиновым, стал для талантливой певицы настоящим университетом.

Для меня стал  очень удивительным факт, что уже 1 мая 1943 года на площади только что освобожденного Воронежа состоялся первый концерт Государственного Воронежского русского народного хора. Фотография этого события на которой запечатлено  выступление Марии Николаевны Мордасовой  из архива семьи Яркиных хранится в нашем школьном краеведческом музее.

С этого времени начинается систематические выступления певицы перед зрителями – жителями освобожденных населенных пунктов, бойцами Красной Армии.

На одном из таких концертов присутствовали прославленные герои – папанинцы Е.Федоров, П.Ширшов, Э.Кренкель. Похвала героев в адрес молодой частушечницы Марии Мордасовой было особой. Вот что вспоминает о Воронежском хоре гвардии генерал-лейтенант в отставке


И.Н. Русиянов: «Когда прибывали артисты Воронежского хора – у бойцов был праздник. Певцы и танцоры дарили солдатам маленькие подарки – кисеты, платочки. Но главное – это радость от концертов,  песен. Усталость уходила. Люди по-настоящему отдыхали всей душой. Настроение и командиров, и бойцов поднималось, люди буквально рвались в бой, а выступление Марии Мордасовой командование рассматривало как настоящий боевой резерв и всегда посылало ее в ту часть, где особенно нуждались в поддержке. Концерты Марии Мордасовой незабываемы – голос ее звучал так звонко, озорно и радостно, что душа наполнялась уверенностью в победе».

В доме-музее Марии Николаевны Мордасовой меня привлекло одно письмо – солдатский треугольничек со штемпелем полевой почты.  Бойцы, сражавшиеся уже за пределами Родины сообщали, что однажды из чудом уцелевшего в развалинах приемника они вдруг услышали звонкие частушки Марии Мордасовой, тронувшие их суровые солдатские сердца: «Добьем фашистского врага и вернемся, обязательно вернемся на родную землю!».

Мне кажется, что Мария Николаевна как будто бы была создана для исполнения частушки. Она была наделена чистым, звонким, «полетным голосом», обликом бойкой, озорной красавицы, из числа те, кто всегда впереди – и в работе, и на гулянии. Я вижу ее на сцене – в ярком наряде, вся словно светящаяся радостью и радость дарящая. Вот зазвучала гармонь, взмахнула она платочком, и прошлась по сцене статно, ладной походкой,  рассыпала дробь каблучков, бросила в зал частушку – и зал как будто озарился улыбками и разразился аплодисментами.


Я уверена, что главная сила частушек Мордасовой – в слове. Когда я обращаюсь к ее частушкам, я испытываю какое-то трепетное, уважительное чувство к ней как к выдающейся мастерице этого жанра. Я восхищаюсь, как она «играет» словом, поворачивает его, как игрушку, разными сторонами.  Меня поражает обилие ее слов – синонимов к слову милый: миленок, дорогунчик, дроля, золотой, золотаюшка, прияточка, залеточка, хорошечка, ягодинка, сокол, страдашечка, роза, цветочек, аюшка, ахточка… может кому-то эти слова сегодня покажутся наивными, несовременными, но сколько в их нежности, любви, каким теплом, лаской, добротой они согреты! Они прочувствованы, «прожиты», выстраданы, выношены в каждом слове ее частушки, где мыслям и чувствам просторно, а словам тесно! В четырех, а иногда шести, реже восьми строчках этих маленьких стихов, предназначенных для живого исполнения, много любви народной, человеческого, исторического опыта.


Многие частушки М.Н. Мордасовой стали «классикой», достоянием нашего времени, нашего народа. Когда ее спрашивали: как она складывала частушки, то слышали в ответ: «Частушки рождаются сами. Я частушку на частушку как на ниточку вяжу. Частушка – это наше богатство, это внешне небольшая, но примечательная часть нашей национальной культуры».


Самая веселая певица страны

С первых своих сценических шагов Мордасова настолько ярко и убедительно проявила себя в жанре частушки, что теперь невозможно представить частушку без Мордасовой а Мордасову без частушки. Весь облик великой певицы, ее открытость, раскованность  и общительность, чувство юмора и отзывчивость, легкость на подъем, светлый взгляд на жизнь – все это нашло выражение в одном из самых кратких и точных по смысловым и художественным средствам жанре – в частушке.

Мария Николаевна отзывалась своей частушкой на все события современности.Шла война, тяжелые времена переживала страна, а мордасовский голос вещал:

Съемки ТВ программы "Играй гармонь".
п. Рамонь 1989 год.

Ты не думай, враг коварный,
Солнце свет не погасить,
И могучей силы русской
Никому не победить.

Для танковой дивизии генерала Русиянова на бронированном корпусе одной из грозных машин стояла надпись – «Русская песня». Этот танк был построен на деньги , собранные артистами  Воронежского хора. Поэтому поводу Мария Николаевна сочинила целый ряд частушек, одна из которых также красовалась на стальной крепости:

Пусть танкист-гвардеец сядет,
Смело песню  запоет,
С «Русской песней» не погибнет –
Песня русская спасет.


Перед народом ставится задача освоения целинных земель, и снова рождаются крылатые слова:

Через поле яровое,
Через темненький лесок
На целинные земельки
Ты лети, мой голосок!


Взлетает в космос наш земляк  воронежец Феоктистов и она поет об этом:

Пригласил бы Феоктистов
На ракете полететь,
Мы б ответили ему,
Что с таким – хоть на луну!


А сколько еще наших местных воронежских тем и имен было ее воспето, или наоборот раскритиковано в разные годы по разным поводам. Сколько незлобивой шутки о любви, о разных человеческих характерах, делах, недостатках разбросала наша Мария Мордасова по белу свету.

В недавно вышедшем из печати нотографическом сборнике «Русская народная музыка» в разделе «Народные песни авторского происхождения» авторство Мордасовой упоминается 29 раз, а в разделе «Авторы фольклоризированных произведений» - 35 раз.

Многообразен внутренний мир  ее песни, поистине неисчерпаем как сокровище.  Своим любящим открытым сердцем Мария Николаевна Мордасова призывает нас войти в этот чудесный мир, жить в нем и радоваться его песенной красоте. 


10 лет как нет с нами рядом Марии Николаевны, но ее песенная эстафета передана нам – будущим поколениям. Мы по-прежнему тянемся к ней и ее творчеству, по-прежнему горячо откликаются наши сердца на веселые ее припевки и чарующие песни.


В творческих поисках и находках вместе.


Яркина В. Д.
Одновременно считаю справедливым отдать должное семье Дмитрия Николаевича Яркина, всем тем, кто постоянно помогал Марии Николаевне в ее творческих поисках и находках.

Яркин Д.Н – по инициативе своей старшей сестры Марии Николаевны Мордасовой, как самый талантливый из всех детей семьи Яркиных перед Великой Отечественной войной был привезен ею в город Воронеж. На основании воспоминаний Бориса Николаевича Яркина мы знаем, что Мария Николаевна, по сути, выполняла для него роль матери. Она отдала его учиться в Воронежскую военно-музыкальную школу. Дмитрий обучался игре на кларнете.  Однако музыкального образования Дмитрий, как и его старшая сестра, не получил. Помешала война.

Дочь Дмитрия Николаевича – Яркина Вера Дмитриевна вспоминает: «В начале 50-х годов отец был направлен на работу в поселок Рамонь в отдел по культуре. С его приходом стала развиваться художественная самодеятельность. Дмитрий Николаевич руководил различными самодеятельными хоровыми коллективами, занимался с солистами певцами, инструменталистами, аккомпанировал на баяне. Организовывал и проводил множество выездных концертов. В сотрудничестве с местными поэтами, у него рождались песни, прославлявшие красоту и богатство природы Рамонского края. Его знаменитая песня «О Рамони» на слова И.Коростелева стала визитной карточкой поселка.

Ему принадлежит ряд записей и обработок песен и частушек из репертуара Марии Николаевны, некоторые из них мы можем наблюдать в сборнике «Русские народные песни и частушки, записанные от М.Н.Мордасовой», например, популярная песня «Тимоня».

III. Композитор Борис Николаевич Яркин и Вера Дмитриевна Яркина.

В 1954г. в семье Дмитрия Николаевича родился сын Борис. Мария Николаевна приняла деятельное участие в его судьбе. Она хотела чтобы он учился музыке в Воронеже и обязательно получил профессиональное музыкальное образование. По ее предложению Борис поступил в только что открывшееся в Воронеже школу-интернат при музыкально-педагогическом училище, где учился  в течение 12 лет. По окончании училища в 1974г. поступил на дирижерско-хоровое отделение Воронежского государственного института искусств. После его окончания, уехал работать в Вологду в педагогический институт на музыкально-педагогический факультет.

Армейскую службу прошел в Ленинградском военно-топографическом училище в составе военного училища. Закончил очную аспирантуру при МПГУ им.Ленина. С 1994г. продолжил педагогическую деятельность в должности доцента и заведующего кафедрой хорового дирежирования  и вокала факультета художественного образования Воронежского государственного педагогического университета.

К настоящему моменту имеет более 30 научно-методических трудов. В 1999 г. на базе музыкального отделения художественно-образовательного факультета им был создан камерный хор, который в 2001г. стал лауреатом Международного конкурса, завоевал уважение у  воронежской публике. В июне 2004г. состоялась его гастрольная поездка в Германию в город Висбаден.

Яркин Б. Д.

В программах его концертов были представлены духовные сочинения русских композиторов. Хор исполнял и собственные сочинения Бориса Дмитриевича Яркина, посвященные памяти его отца – Д.Н. Яркина и его тете М.Н. Мордасовой.

В 1957г. в семье Яркиных родилась дочь Вера, которую он с раннего детства приобщал к пению и музыцированию.  С 5-ти лет она пела на всех праздниках района, ее звонкий голос узнавали все жители Рамони, а с семилетнего возраста начала серьезно заниматься в музыкальной школе у преподавателей Иванникой В.А., Петрова В.А., Лабунец А.С. С раннего детства девочка поняла, что у нее в жизни только одна дорога – занятие музыкой. Далее в Воронежском музыкально-педагогическом училище ее наставниками становятся Потанина Г.Н., Буханцева М.С., Лебедева М.Л.


В 1977 г. молодым дипломированным учителем музыки она вернулась в Рамонскую  общеобразовательную школу, где посвятила себя музыкальному воспитанию и поиску талантливых музыкально-одаренных детей, которые становились участниками различных смотров и конкурсов, выступали на Воронежском телевидении в популярной программе того времени «Семь цветов радуги».


В целях профессионального совершенствования в 1979 г. она поступает в Вологодский педагогический институт на факультет музыки и пения. Ее преподавателями становятся Ежов Л.Е., Парадовская Г.П., а также старший брат Яркин Б.Д. После окончания института по распределению работала в Опочецком педагогическом училище преподавателем фортепиано и методики музыкального воспитания.


В 1988 г. возвращается в родные края, в Рамонь, где когда-то начинал работать музыкантом ее отец. И вот уже более 15 лет Вера Дмитриевна работает музыкальным руководителем в детском саду № 4. Многие юные дарования поселка и их родители благодарны Вере Дмитриевне за первые шаги в музыке, которые делают дети под ее руководством. Она заботливо ведет их по той дороге, по которой когда-то в раннем детстве провел ее отец – по дороге музыки.


Музыкальная деятельность Яркиной Веры Дмитриевны отмечена многочисленными грамотами района и области. За высокое профессиональное мастерство награждена значком «Отличник народного просвещения» (1996г.).


Музыкальное творчество талантливой семьи Яркиных, начавшее свой путь с песенной тамбовской земли, расцветшее на воронежских просторах продолжается. И мы можем с гордостью назвать имена наших землячек, которых в Рамонском крае окрестили «Вторыми Мордасовыми». Это Анна Васильевна Дедова, Татьяна Семеновна Сурова и выпускница Рамонского лицея Елена Воронцова.


Доброго пути тебе, русская песня!


В заключении своего реферата мне бы хотелось привести слова Народной артистки СССР Ирмы Яунзем: - Мария Николаевна Мордасова - это бриллиант чистой воды, ее искусство наполнено высоким художественным вкусом, талантом, задушевностью, темпераментом и непосредственностью. Мордасова хороша своим чувством правды, необыкновенной хрустальной чистотой в песне и частушке. Ее творчество  – наше настоящее, подлинно народное искусство».
Выполнила: ученица 8-го б класса Рамонского лицея
Коростелева Диана.

Руководитель учитель истории
Смирнова Вера Андреевна
Категория: Искусство, культура | Добавил: istram (14.08.2010)
Просмотров: 6023 | Рейтинг: 5.0/21
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024