Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 921

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Среда, 25.11.2020, 14:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Усадьбы и их владельцы » Карачун

Поездка в Карачун
И куда ведет дорога
Средь синеющих столбов?
Что там слышно возле бога.
Возле ржавых куполов.
А. Жигулин
 
Дорога «серой лентой вьется» в старинное село Карачун. Проезжаем Борки, Лопатки, Прудскую... Июнь. Палит яркое и жаркое солнце. Сушь. Из-за перенасыщенности воздуха светом природные краски сгущены: иссиня-зеленый лес, бело­снежные облака и асфальт мокрого цвета. Не прошло и пол­часа, как автомобиль довез нас до места.
 
ИЗ ДАЛЕКОЙ ИСТОРИИ
 
Название села имеет несколько версий. В. Даль в «Сло­варе старорусского языка» толкует «карачун», как слово. обозначающее гибель, смерть, место, связанное в прошлом с трагическим событием. Примерно такое же значение находим в «Словаре русского языка» В. Ожегова - «карачун при­шел» (прост.) - смерть, погибель пришла, умер. В «Этимо­логическом справочнике» (1972 г.) дается следующее значе­ние: слово «карачун» образовано от понятия нога, шаг и означает последний шаг, внезапную смерть. Существует вер­сия, связанная с гончарным промыслом. Однако историк В. А. Прохоров и рамонский краевед Н. В. Ильинский счи­тают, что слово «карачун» тюркского происхождения. Пер­вая его часть «кара» означает «черный», вторая - неясна.
 
В исторических документах это село впервые упомина­ется в «Дозорной книге» 1615 года. Бугры, леса, обрывы бы­ли естественным укрытием для монахов, обосновавшихся там в древности. Они построили Богородецко-Карачунский муж­ской монастырь. Жители строили себе дома, изготавливали орудия труда, утварь, одежду.   А вскоре нашли в окрестностях глину и завертелись гончарные круги. Огонь обжигал горшки и кувшины. Так зародился промысел.
 
При монастыре были две церкви - Сретенская «древена», верх шатром и Никольская, тоже деревянная. Обе церк­ви - «строение игумена Никона». Перед въездными ворота­ми находилась башня с вестовым колоколом. Монахов было не более десяти человек. Монастырь владел пахотными угодиями, тянувшимися до урочища Кривоборье. Кроме того - хоромным и дровяным лесом вместе с жителями деревень Прудская, Пекшево, Глушицы. Когда звонил колокол, изве­щая о набегах татар, люди прятались в монастыре. Игумена Никона сменил Ворсонафий - жадный и жестокий прави­тель. В 1623 году двадцать семь семей сбежало из села. В то время сгорела Никольская церковь - «то ли татары подо­жгли, то ли сами карачунцы мстили Ворсонафию».
 
В 1659 году монастырь и село были разорены крымскими татарами. Всех посекли, а иных «побрали в полон». Затем крестьяне вновь поселились там. В 1764 году Карачунский монастырь был упразднен. В селе сохранились остатки ка­менной церкви, построенной позже. Местные жители называ­ют ее Владимирской.
 
В конце XVIII столетия Карачун вошел в состав Сенновской волости Задонского уезда Воронежской губернии. К кон­цу следующего столетия население насчитывало до 1700 че­ловек.
 
ГОДЫ И ЛЮДИ
 
До революции в Карачуне родился Иван Яковлевич Столяров - будущий литератор, автор «Записок русского крестьянина». Вместе с отцом в базарные дни возил глиня­ный товар. Родители хотели отдать его в певческую школу при Воронежском Митрофановском монастыре, но мальчика не приняли. Он поступил в сельскохозяйственное училище. Известно, что, повзрослев, он участвовал в революционном кружке, его арестовывали, сидел в Саратовской тюрьме, бо­ролся против сторонников черносотенного движения. Был арестован, но бежал в Петербург, а затем в Финляндию. Учился в Сорбонне, Тулузе, где получил диплом инженера-агронома.
 
Десять лет спустя, в 1916 году, Столяров приехал в Рос­сию.  Побывал  в  Карачуне:  отец умер, мать осталась одна. До 1928 года он жил в России, а потом с семьей снова вер­нулся во Францию. Служил сотрудником, а затем редактором «Сельскохозяйственного журнала». В «Записках» он рас­сказывает о своем деревенском детстве и отрочестве. Они опубликованы во Франции и частично в России.
 
В районе бывшего монастыря находился деревянный по­повский дом, - рассказывал бывший директор школы Василий Федорович, - в нем когда-то размещалась церков­ноприходская школа, а потом начальная. В 1914 году в центре села, в двадцати метрах от церкви, началось строительство кирпичной школы. Однако первая мировая война помешала ее достроить. Свои двери она распахнула только в 1928 году. Ее возглавил Федор Павлович Кретинин. Там же работала его жена - Серафима Михайловна - старатель­ная и примерная учительница. Требования к обучению были высокие. В 1936 году был укомплектован пятый класс. С той поры Карачунская школа стала семилетней. Возглавил ее Григорий Дмитриевич Штанько. Первый выпуск состоялся в 1939 году. В числе выпускников - М. А. Лямзин, Е. Г. Лямзин, В. М. Лямзин и другие. (Лямзины -фамилия карачун­ская). Число обучающихся менялось. Если в 1947 году только в первый класс поступило 52 человека, а в 5-7 классах учи­лись по 7-8 человек, то в 1957-м в 1-4 классах обучались 77 человек, а в 5-7 - по 26-27 человек. Самое большое количество учащихся приходится на 1967/68 учебный год - 335 человек, 34 из которых получили полное среднее обра­зование.
 
В 20-х годах в Карачуне находилась мельница, принад­лежавшая Лямзиным, куда стекались обозы со всей округн. Ехали с других сел через мост, который «держали» Холодковы. Сыновья Капитона Павловича Холодкова Стефан. Ти­мофей, Петр, Андрей, Кузьма исправно помогали отцу. В го­ды раскулачивания глава семьи умер. Сын Кузьма десять лет отсидел в заключении, потом вернулся на родину. По­строил дом и работал в колхозе скотником. Остальные дети погибли и умерли в разных местах.
 
В 30-м году в Карачуне был организован колхоз «Труд». Люди трудились, строили новую жизнь. Когда грянула Вели­кая Отечественная война, мужчины ушли на фронт. В 1942 году жители эвакуировались в села Усманского района. В школе разместили конюшню, а также сушили семена под­солнечника. Вид ее был неприглядный: стекла выбиты, полы выломаны, оконные проемы заложены кирпичом. В церкви хранилось продовольствие. В 1943 году жители вернулись из эвакуации. Начали восстанавливать хозяйство. В 1952 году несколько окрестных колхозов объединили, создав единый колхоз - имени Ленина. Его возглавил Василий Алексеевич Сырых. К концу 1958 года хозяйство имело прибыль два мил­лиона рублей. В том же году колхоз присоединили к совхозу (учхозу) «Березовский».
 
В. А. Сырых запомнился сельчанам как рачительный хо­зяин, умелый руководитель. При нем в жизни села произош­ли многие изменения. Он купил омшаник в лесничестве, по­строил конюшню, разместив в ней до восьмидесяти голов ло­шадей, собрал телочек от лучших коров, заплатив крестьянам деньгами и кормом. Вскоре подросло хорошее стадо в двести дойных коров. Они давали по 2800 литров молока. Со време­нем поголовье возросло до четырехсот пятидесяти голов. На­чалось строительство кирпичного коровника, водокачки. Не­далеко разместилась свиноферма. Выращивали свиней белой украинской породы. Рядом, в селе Пекшево, содержали отару овец до трехсот голов. Стабильно росли объемы продукции животноводства, растениеводства. Успехи колхоза отмечала районная газета «Сталинский призыв»: «Вторая полеводче­ская бригада колхоза имени Ленина в зимний период вывез­ла на поля 303 тонны навоза, собрала 93 ц. золы и 66 ц. куриного помета. Лучшее звено бригады (бригадир О. И. Холодкова) своевременно провело подкормку озимых на пло­щади 30 га, вместо 10 по плану» и т. д.
 
Колхоз оснастили новой техникой: приобрели двигатель внутреннего сгорания и ветродвигатель. Установка их обе­спечила электрическое оснащение всего общественного хо­зяйства колхоза, водоснабжение животноводческих ферм, дробление кормов для окота, а также механизацию колхоз­ного тока.
 
Летом труженикам успешно помогали школьники. Пио­неры обеспечивали тракторные отряды водой, пасли колхозных свиней. Ребята постарше помогали отвозить зерно от комбайнов. Их учили сеять озимые, учитывать урожай с де­лянок, готовить почву под зябь. В 1962 году они самостоя­тельно обработали 11 га сахарной свеклы. В 1974 году - убрали 35 га кормовой свеклы. В 1979 году ученическое про­изводственное звено вырастило кормовую свеклу на площади 12 га в третьем отделении учхоза «Березовский», получив 200 ц кормов с гектара.
 
Совместно с учителем биологии и химии РСШ № 1 Н. В Буйленко в 1952 году школьники разбили и посадили 12 га колхозного сада. Для полива воду использовали из реки. В то же время был посажен школьный сад площадью 0,5 га.
 
Активно работал сельский клуб. На колхозные поля при­езжали участники художественной самодеятельности. Так, в летние дни 1953 года сто двадцать колхозников посмотрели концерт коллектива Воронежского облпотребсоюза, а также концерт Рамонского Дома культуры.
 
В начале 60-х годов был создан совет клуба. Учительница Е. И. Рахманина руководила художественной самодеятельно­стью, библиотекарь Е. А. Юрьева отвечала за наглядную аги­тацию в клубе и на фермах, В. Ф. Яковлев занимался лек­ционной пропагандой.
 
Кроме концертов в клубе проходили тематические вечера. В 1960 году состоялся вечер чествования доярки Ф. С. Красняковой. Она надоила 3238 кг молока от коровы. К тому времени стаж ее работы насчитывал около тридцати лет. Был проведен «День урожая». В клубе организовали выставку до­стижений, на которой экспонировали зерновые, технические культуры, а также оформили фотовыставку передовых свек­ловичниц, комбайнеров, механизаторов, кукурузоводов.
 
В  50-е годы  при   Карачунском сельсовете открыли отде­ление связи. Был установлен коммутатор. Местный радиоузел передавал лекции для родителей, подготовленные учителями, концерты и т. п. Большой черный громкоговоритель висел в центре села на столбе.
 
«Когда-то в Карачуне был свой кирпичный завод, - про­должает Василий Федорович, - с кольцевой печыо. Из кир­пича в селе выложены коровник, столовая, баня, частные до­ма и погреба. В 1967 году завод выдал 600 тысяч высокока­чественного кирпича.
 
В помещении нынешнего клуба размещался молочный завод. Молоко доставляли из близлежащих сел - Сенного, Глушиц, Князева, Лопаток. Была и своя колхозная пасека, на которой работали М. Я. Куксов и П. Г. Пилюгин. В сезон пчелы давали по несколько центнеров меда. Его выдавали на трудодни, использовали для общественного питания.
 
Василий Федорович Яковлев в селе человек авторитетный. Еще в 1960 году районная газета «Ленинский призыв» писа­ла о нем: «Кто не знает в селе Карачуне и близлежащих се­лениях директора школы В. Ф. Яковлева. Его знает и стар н мал. И не только знают, но питают к этому скромному, заботливому человеку глубокое уважение и любовь. Характер­ной чертой Василия Федоровича является прежде все­го честность, непримиримое отношение к недостаткам, вежливость, и что самое главное, умение найти под­ход к людям» и т. д. В. Ф. Яковлев - участник Великой Отечественной войны, трижды орденоносец: награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени, Отече­ственной войны I степени, медалями. Более пятидесяти лет он работал в Карачунской школе учителем, директо­ром, завучем. В конце 60-х годов он организовал вечернюю школу с профильным обучением по механизации, животно­водству, полеводству. До обучения в Воронежском педагоги­ческом институте он закончил Березовский сельскохозяйствен­ный техникум. Учился у известного учителя-практика П. С. Кубарева. Знания пригодились. Об этой школе было расска­зано на  страницах сборника Министерства  просвещения.
 
Старейший учитель района, пропагандист, сельский кор­респондент, Василий Федорович Яковлев хорошо знал исто­рию своего края и охотно делился воспоминаниями.
 
«НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ»
 
Всем известно, что Карачун - родина гончарного про­мысла. В советское время здесь расцвели таланты мастеров. Можно было войти почти в любой дом - и везде что-то из­готовляли. Гончарное искусство по-настоящему жило корня­ми   в народе. Особенно славилась гончарная посуда:
 
Я купила самовар
С белою полудою.
Знаменит наш Карачун
Глиняной посудою.
Н.  Буйленко
 
Ассортимент ее был разнообразен: черепушка - чаша с дырочками предназначалась для картошки, махотка - для каши, макитра с ручками - для щей. Были горшки для сме­таны, хранения сухофруктов и пшена, корчажки для моло­ка. Продукцию сбывали прямо на месте, когда приходили купцы из соседних сел. Изделия завоевали популярность и на воскресных ярмарках в Воронеже, Задонске. Через Березов­скую волость пролегал по селу проторенный путь, называ­емый карачунской дорогой (трактом).
 
Славились умением С. Ф. Холодков, Г. Д. Лямзнн, Г. Ф Верещагин, П. И. Кузнецов, М. В. Лямзин и другие. Но самая знаменитая семья Лямзиных. Более пятидесяти лет лепил из глины глава Василий Иванович.

Он начал работать в семнад­цать лет в гончарной артели имени Коминтерна, организован­ной до Великой Отечественной войны. Василий Иванович был рядовым мастером, но в душе - художником. Были у него свои характерные приемы. В войну делал тазы для стирки белья, урывники. Позже - другие изделия. В день изготав­ливал по восемьдесят корчажек. Радовали глаза его изящные сувениры, миниатюрная посуда, куклы, свистульки. Работы экспонировались в музеях прикладного искусства в Горьком, Москве, Ленинграде. Учил ребятишек делать игрушки.

Известная мастерица его жена - Елена Ивановна. Традиции старого мастерства унаследовала их дочь Наталья. В декабре 1998 года ушел из жизни хранитель секретов карачунской керамики Василий Иванович Лямзин. Остав­шихся мастеров нетрудно сосчитать. Почти заглох древний промысел, хотя мог бы жить и радовать, ведь стоит Карачун, не перевелась глина - отчего бы не появиться новым масте­рам?
Л. Образцова
 «Дорогами краеведения»
Категория: Карачун | Добавил: istram (30.10.2009)
Просмотров: 2101 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2020