| Центр Рамонского района -
посёлок Рамонь - одно из старейших поселений на территории нашей области. По
мнению краеведов, ещё в конце ХI – начале ХII века в междуречье Воронежа и
Дона существовало городище Ромня, разрушенное татаро-монгольским нашествием в
конце ХIII века. В одной из книг сторожевой службы за 1571 год упоминается
это городище, как одно из мест по охране южных рубежей Московского царства. После
основания города Воронежа здесь появляется деревня с названием Рамонь, которая
упоминается в 1613 и в 1615 годах, как село с церковью Святого Николая
Чудотворца.
Воронеж и его окрестности так и оставались бы южными
границами государства, заселёнными служилым людом и казаками, если бы не
внешнеполитическая деятельность царя Петра Алексеевича. Пётр I сделал Воронеж
в конце ХVII начале ХVIII века административным, политическим и культурным
центром юга России. Сюда приезжали дипломаты европейских держав, высшие
сановники государства, да и сам царь проживал по нескольку месяцев подряд, неоднократно
посещая город с 1696 по 1722 год. Не имея морских портов для европейской торговли,
Россия вынуждена была искать пути выхода к Чёрному морю, что превращало бы её
из континентальной державы в полноценную морскую. Однако, выход к морю
запирала турецкая крепость Азов, находящаяся в 15 километрах от впадения реки
Дон в Азовское море. Пётр I предпринял два похода к этой крепости, первый, в
1695 году, закончившийся неудачей, и второй – в 1696 году, завершившийся
взятием крепости при поддержке морских судов, два из которых - 36-пушечных
галеаса - были построены на Воронежской верфи. Взятие Азова ещё не решало
всех проблем, ведь Россия оставалась в состоянии войны с Турцией и, для
защиты своего побережья, необходим был регулярный военно-морской флот. |
20 октября 1696 года царь, обсуждая с Боярской думой
положение России на Чёрном море, принял решение: «Морским судам быть». Флот
предполагалось построить к весне 1698 года, состоящий из 40 и более, полностью
вооружённых и оснащённых, кораблей, а строить его должна была вся Россия. Для
этой цели создавались кумпанства (компании), которые включали в себя крупные
церковные епархии, светских землевладельцев, имевших не менее 100 крестьянских
дворов, и объединённых в компании, имевшие в сумме 8 тысяч крестьянских дворов,
а также объединялось купеческое сословие страны. Молодая Воронежская епархия
тоже приняла участие в строительстве флота, епископ Воронежский Митрофан
всячески поддерживал начинания царя и дважды жертвовал на корабельное строительство
деньги в сумме семи тысяч рублей. Центром строительства флота был объявлен
город Воронеж. Каждое кумпанство само выбирало себе место для строительства
верфи. Дворянское, во главе с Б.П. Шереметевым, В.Ф. Долгоруковым, Т.Н.
Стрешневым, строило корабли в Рамони, купеческое, объединённое в Гостиное
кумпанство, имело верфь в Ступино, и один корабль строился в селе Чертовицком.
Сергей Иванович Елагин (1824-1868 гг.), автор
«Истории русского флота», исследовавший архивы петровских времен, в том числе и
воронежские, писал, что ещё летом 1696 года царь Пётр уведомлял венецианский
сенат о ходе военных действий с Турцией и просил выслать 13 судовых мастеров
«на пользу общей христианской войны». В результате таких обращений, из Дании,
Голландии, Швеции к началу августа в Москве собралось около 70 мастеров
корабельного, парусного, якорного, конопатного дела, которых отправляли в
Воронеж и распределяли по кумпанствам. При этом царь послал обучаться корабельному
делу 28 человек в Венецию, 22 человека в Англию и Голландию, да и сам во время
«Великого посольства» с марта 1697 по август 1698 года постигал
кораблестроение в Европе. Кумпанства должны были обеспечить строительство
кораблей финансами, материалом, рабочей силой, государство же в их дела не
вмешивалось, за исключением контроля качества. Так, запрещалось строить
корабли не из пиленого леса, а из тёсанного, т.е. древесина должна была
обрабатываться не топорами, а ручными пилами.
В
1699 году царь, побывав на воронежских верфях, остался доволен работой, хотя,
как пишет С.И. Елагин: «Десять кораблей, строенных на Ступине на счёт гостиных
кумпанств итальянскими мастерами, служили резким протестом против системы принятой
Петром для создания флота… Кроме несовершенства постройки, корабли эти успели
значительно пострадать от небрежности. В октябре 1699 года, т.е. на первом
году своего существования, они уже рассохлись и были занесены песком,
вероятно, после весеннего половодья. Пётр надеялся исправить их, хотя и с
большими издержками».
В
результате указом от 20 апреля 1700 года царь упраздняет кумпанства, как форму
организации корабельного строительства, и передаёт всё в ведомство
Адмиралтейского приказа, введя государственный налог на починку кораблей,
покупку корабельных припасов и выплату жалования мастерам и матросам. Приказ
находился в Воронеже, а возглавил его ближайший помощник Петра I Фёдор
Матвеевич Апраксин. Приехав в Воронеж, Апраксин встретился с царём, готовящим
к спуску на воду корабль «Предестинация», и совершил обзор верфей,
находящихся выше по течению реки Воронеж до села Ступино, где встретил
корабли с такими названиями: «Рысь», «Камень», «Слон», «Струс», «Думкрат»,
«Журавль-стерегущий», «Гранат-аполь», «Арфа», «Собака», «Сокол». Уезжая по
делам в Москву 3 июня 1701 года, Апраксин не забывает о тех кораблях, которые
видел царь в Ступино, и оставляет распоряжение: «Гостинова кумпанства на Ступине
10 кораблей переделать по рассуждению мастеров, а каково их рассуждение,
отдано в приказ и дать им плотников 200 человек, которые будут с Москвы. …А
что Яну ж Терплию дано 12 человек (кузнецов) и чтоб отпустил на Ступино для
переделки кораблей».
В
августе 1701 года Ф.М. Апраксин получает ответ: «…Из-
вестно
государь, милости твоей буди на Воронеже и на Ступине у корабельных и у иных
дел милостию Божиею все сохранено и всякие в. г. дела и по его в. г. указу и
по твоему приказу строяца… Да на Ступине ж, государь, 4 человека столяров, 12
кузнецов, 10 пильщиков, и Ян Терплий с Воронежа на Ступино ездит почасту и о
плотниках мне сказал, что ныне ему плотников больше того не надобно и о том
буди тебе, государю, известно».
Нельзя
забывать, что для строительства флота, указом царя, под Воронеж было собрано
до 26 тысяч человек со всей России. Тяжёлая изнурительная работа, недоедание,
скученность, антисанитария вызывали высокую смертность среди работного люда,
а это, в свою очередь, вынуждало бежать с лесозаготовок, верфей и других работ.
Даже введённая в конце 1698 года смертная казнь бегства не останавливала.
Воронеж
и окрестности были выбраны для строительства флота не случайно, ещё в начале
XVII века здесь строились суда-струги для отправки казакам государева жалования
в низовья Дона. Как правило, эти струги назад не возвращались из-за неудобства
поднимать их вверх по течению, да и строевого леса в пойменных лесах Дона и
Воронежа было предостаточно. Во время строительства флота Пётр I требовал
очень бережного отношения к лесу со стороны кумпанств, а затем и Адмиралтейского
приказа. В результате указом царя в 1703 году создаётся специальный приказ
Лесных дел, а в 1719 году леса по рекам Дон, Воронеж, Хопёр, Осередь, Битюг,
Бузулук признаются заповедными.
К
1705 году значение верфей в Воронеже, Рамони, Ступино снижается, так как весной
этого года была заложена новая верфь на слиянии рек Дон и Воронеж в городе
Таврово с одиннадцатью доками, причиной тому была невысокая проходимость реки
Воронеж. В засушливые годы река сильно мелела. Однако, корабли продолжали строиться
до 1711 года. Так, небольшой военный корабль «Таймолар», построенный на
верфях в Рамони, был отправлен по Дону в Азовское море под командованием,
впоследствии ставшего знаменитым, Витуса Беринга.
В
ноябре 1710 года началась русско-турецкая война, ожидалось нападение на Воронеж
крымских татар, гарнизон был усилен, но этого не случилось. Царь Пётр в ходе
войны в июле 1711 года на реке Прут с 38-тысячной армией был окружен
135-тысячным турецким войском. Чтобы избежать полного разгрома и пленения, он
подписал договор с Турцией, по которому возвращал ей крепость Азов и разорял
ряд других крепостей по азовскому побережью. Прутский договор ставил точку на
воронежском кораблестроении, хотя корабли ещё продолжали строиться в Таврово и
Павловске, но это уже были единичные экземпляры. В начале 1712 года по
царскому указу Воронеж покинули иностранные мастера и подмастерья, 418 плотников
и 731 матрос были направлены в северную столицу на строительство молодого
Балтийского флота. Воронежские верфи перестали существовать.
Владимир РЯПОЛОВ.
«Голос Рамони» от 3 августа 2012 г |