Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 911

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Среда, 29.01.2020, 12:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Эпоха после войны » По пути созидания

Станция Рамонь: Прошлое и настоящее

В мире дороги далеки?
Поле и тихая мать.
А. Платонов
Железнодорожная станция Рамонь небольшая. Тихая. Тупиковая. В отличие от крупных станций Ю.-В. ж. д, здесь нет городского шума и суеты. Рядом - Воронежский государ­ственный заповедник, турбазы, дачи. В поселке находятся медпункт, два магазина, начальная школа, библиотека, элеватор... Названия улиц соответствуют окружению - Привок­зальная, Пристанционная, Лесная. Лес смешанный, посажен­ный энного десятилетий назад. Да и сама станция имеет свою давнюю историю...
 
Когда в 1879 году принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская получила имение с сахарным заводом, она обратила внимание на то, что недалеко от Рамони, в Граф­ской, проходит железная дорога. А ведь до нее всего восем­надцать верст. Графская соединялась магистралью с Воро­нежем, Москвой и далее с Ростовом. Евгения Максимилиа­новна поняла, что, протянув железнодорожную ветку, она сможет сбывать местную продукцию в Москву, Петербург, а также перевести завод на отопление донецким углем.
 
Сказано - сделано. В Рамонь прибыли специалисты-про­ектировщики с Московско-Козловской железной дороги. Не­обходимо было соорудить мост через реку Воронеж, спроек­тировать станцию в полутора верстах от сахарного завода, построить здание вокзала. Для строительства привлекли так­же местных мастеровых и крестьян. В 1901 году железная дорога вступила в строй.
 
...Старая дорога много повидала на своем веку. Так. в 1911 году по ней прибыл в имение Ольденбургских граф Павел Сергеевич Шереметев. Следуя со станции, он увидел «множество извилистых, тенистых дорожек вдоль горы и вниз
по склону к реке заманивают в свой прохладный сумрак...». По железной дороге с Рамонской «Паровой фабрики кон­фет и шоколада» Ольденбургских продукция попадала на международные выставки в Брюссель, Лондон, Париж, где завоевывала высокие награды. Вероятно, и сама принцес­са не раз добиралась до Москвы в удобном спальном вагоне высшего класса.
Граф П. С. Шереметев
 
У другой же рамонской принцессы, Великой княгини Ольги Александровны, невестки Евгении Максимиллиановны и дочери императора Александра III, бывавшей часто в Рамони, с железной дорогой были связаны тяжелые воспоми­нания. В 1888 году царский поезд, следовавший на Харьков, потерпел крушение. Император с женой и тремя детьми обе­дали в столовом вагоне. Вдруг поезд резко покачнулся, и на­чала падать крыша. Внезапно все оказались лежащими на полу. До голов оставалось несколько сантиметров, когда им­ператор приподнял крышу и дал возможность членам семьи выбраться наружу. Ольга находилась в соседнем, детском ва­гоне. «Хорошо помню, - вспоминала она, - как при первом же ударе со стула упали две вазы из розового стекла и раз­бились вдребезги. Я испугалась... Послышался новый удар и на нас с няней упал какой-то тяжелый предмет. Я почувст­вовала, что прижимаюсь лицом к мокрой земле». Потом она покатилась вниз по крутой насыпи и ее охватил страх. Все было как в аду: задние вагоны, столкнувшись с передними, падали набок. Оглушительный лязг железа, крики раненых совсем перепугали шестилетнюю девочку. Это была неслыхан­ная железнодорожная катастрофа того времени, в которой пострадало триста человек. Тогда Ольга впервые увидела кровь...
 
...Тихая железная дорога в Рамони помнит годы револю­ции, неразберихи гражданской войны. На стенах вокзалов почти всюду висел плакат:
 
 
А. Платонов
В рабочие руки мы книги возьмем.
Учись, пролетарий, ты будешь умен!
 
А совсем рядом, в Графской, Лисках, Воронеже вместе с отцом водил красный бронепоезд известный писатель Андрей Платонов, получивший путевку в жизнь на железной дороге. Отзвуки того времени можно уловить в его произведении «Сокровенный человек»: «По ночам - молча, без огней, ти­хим ходом - проходили броневые поезда, просматривая темные пространства и пробуя паровозом целость пути. Ночью ничего не известно; помашет издали поезду низкое степное дерево - и его порежут и снесут пулеметным огнем: зря не шевелись!»
 
6 ноября 1919 года на станцию Рамонь прибыл Пред­седатель ВЦИК Михаил Иванович Калинин с поездом осо­бого назначения «Октябрьская революция». Калинин не спе­ша сошел по ступенькам. За ним охрана. Заиграли музыкан­ты. Его встречали представители Рамонского сахарного завода.
  
В годы Великой Отечественной войны станция имела ха­рактер стратегического сообщения. Она была передана Во­енному ведомству. В 1942-43 годах грузопоток состоял из крупных военных перевозок. Дополнительно был построен подъездной путь - военная площадка. Когда шли бои за Доном, сюда прибывали вагоны с техникой, оружием, с людь­ми - подкреплением для армии. Отсюда отправляли разби­тую технику, раненых. Вскоре рядом со станцией, на Поля­не, разместился свой полевой госпиталь.
 
Когда миновали военные грозы, жизнь стала налаживать­ся. На станцию из Воронежа стал приходить «Вагон-клуб», в котором демонстрировали технические фильмы, посвящен­ные транспорту. Фильмы шли для работников станции, но приходили и местные жители, С Управления дороги приез­жали лекторы.
 
С 1940 по 1942 год на станции Рамонь работала моло­дая девушка Аня - Анна Николаевна Казьмина. Как и дру­гие работники дороги, она имела бронь. Когда в 1942 году станцию передали Военведу, ее отправили на Калининскую железную дорогу, под Старую Руссу, в военно-эксплуатаци­онное отделение. В 1945-м она вернулась домой. На желез­ной дороге работала до самой пенсии вместе с мужем, уча­стником Великой Отечественной войны, офицером запаса, Василием Федоровичем Адерихиным. Она - дежурной по станции, он - весовщиком.
 
В 1960-70-х годах станцию реконструировали: удлинили пути, построили новые разгрузочно-погрузочные. Со време­нем увеличились вагонно-локомотивный парк, бригада путей­цев. Каждое хозяйство Рамонского района имело свое место. Кроме своего района станция обслуживала Хлевенский район, но со временем, из-за загруженности, его перевели в Елец.
 
В 1974 году участок Рамонь - Графская был электрифи­цирован. В Рамонь пришла первая электричка. До Воронежа можно было добираться без пересадок. Дорога приобрела не только экономическое, по и культурное значение. По ней при­езжали туристы, дачники, грибники.
 
По-прежнему шло много груза. Станция была заставлена товарными вагонами - по пятьдесят штук при фронте вы­грузки - восемнадцать.
 
Незаметно ушел в Лету железнодорожный колокол. Один-два-три удара - и поезд отправлялся. Теперь станцию обе­спечили громкоговорящей парковой связью.
 
Ныне вокзал, как и прежде, размещается в старинном крепком здании, построенном на века, по словам начальника Галины Ивановны Ивановой, - в 1896 году.
 
Кроме Галины Ивановны на станции работают дежурный Виктор Григорьевич Дымов и товарный кассир Нина Егоров­на Суровцева. Все они отработали здесь не один десяток лет. Виктор Егорович начинал стрелочником. С 1965 года он дежурный. В 1968 году заочно окончил Воронежский железнодорожный техникум по специальности «Эксплу­атация железных дорог». Двадцать два года был секре­тарем партийной организации, ветеран труда, ударник девя­той и одиннадцатой пятилеток. Его сын, Александр, пошел по стопам отца. Закончил тот же техникум. Брат работал маши­нистом тепловоза при металлургическом заводе. Сестра - начальником Куйбышевской железной дороги, потом пере­ехала. Все они обосновались в Липецке. А пришла любовь к дороге к Виктору Григорьевичу - от матери - проводника резерва Воронежского отделения Ю.-В. ж. д. и дяди - ве­совщика станции Рамонь.
 
Работает на станции дежурным Нинель Митрофановна Вострикова. Закончила Вильнюсский железнодорожный тех­никум, отработала три года по распределению в Ижевске, затем тринадцать лет в должности начальника станции Ра­монь. Стаж ее около тридцати лет. Галина Федоровна Крюко­ва - товарный кассир. Двадцать пять лет на станции. Почти вдвое больше - сорок пять лет - отработал здесь дежур­ным стрелочником ее дед, участник Великой Отечественной войны, Василий Васильевич Яковлев. Нынешний дежурный стрелочного поста Виктор Егорович Гольцов работает трид­цать лет, как и потомственный железнодорожник Валерий Александрович Безрядин.
 
В 1930 году пришел на станцию его дед Василий Алек­сандрович Черешнев. От телеграфиста прошел путь до на­чальника станции. Удостоен званий «Ударник Сталинского движения», «Почетный железнодорожник» - единственный на станции. Василий Александрович гордился тем, что раз в году имел право бесплатно вместе с женой проехать в мягком вагоне. Этот строгий, ответственный и добрый чело­век всегда излучал свет. И голубые глаза Валерия Алек­сандровича 'светятся добром, как у деда. «Он никогда никого не обидел, - рассказывает внук. - Помогал людям и словом, и делом. Все они имели к нему доступ и большую довери­тельность. Когда дед пришел работать на станцию, здесь бы­ло всего три дома - квартиры для железнодорожников и дом для путейцев. Многие работники жили в селах Березово, Ступино. Добираться было далеко и неудобно. Дед писал в Министерство путей сообщения прошение о выделении зе­мельных участков для строительства жилья работникам. И его удовлетворили.
 
Второй дед Безрядина тоже железнодорожник. Работал дорожным мастером. Мать была билетным кассиром, про­водником. Дядя закончил школу машинистов паровозов, водил локомотив в Ртищево. Другой дядя - электрик. «Раньше работы было много, - продолжает Василий Александрович. - Бывало в месяц приходило по сто вагонов. Работали по сменам с 8 до 20 часов и наоборот. Иногда да­же не зайдешь в помещение. Работа, работа».
 
...Трудности сегодняшнего дня не обошли стороной и кол­лектив станции Рамонь. Сократились грузоперевозки. Отме­нили электропоезд. Чтобы добраться до города, немало нуж­но усилий и времени.
 
В 1999 году на станции произошло значительное собы­тие. Там побывала съемочная группа Мосфильма. Режиссер Василий Панин снимал фрагмент художественного фильма «Опять надо ждать» по рассказам Андрея Платонова, в ко­тором участвует известный актер и певец Олег Анофриев. Старая железнодорожная форма на нем - фуражка с крас­ным околышем и светлый китель с блестящими пуговицами - олицетворяет давно ушедшие времена. Жизнеутверждающе же название фильма звучит как девиз дня сегодняшнего...
Л. Образцова
 «Дорогами краеведения»
Категория: По пути созидания | Добавил: istram (31.10.2009)
Просмотров: 2441 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 1
1 ЛИЛИЯ  
зДРАВСТВУЙТЕ! КОНЕЧНО ВСЕ ЭТО ИНТЕРЕСНО но как-то все ожелезнодорожниках. Люди же и другими делами там занимались, об этом очень мало. ЧтМне бы лично хотелось больше узнать о военном госпитале в годы войны. Находился ли там на излечении рядовой Танкович Михаил Иннокентьевич и как он умер. Очень хотелось бы когда-то приехать и навестить могигу дяди. Конечно , наверное, мне следует обратиться в другое место, а куда не знаю. Может подскажете. А так все интересно. С уважением Михайлина Лилия

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2020