Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 951

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Суббота, 04.05.2024, 07:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Эпоха после войны » Жизнь замечательных людей

Судьба страны – судьба солдата


Жизненный путь Михаила Игнатовича Салманова тесно связан с историей нашей страны. Ему довелось участвовать в военных событиях на Халхин-Голе, дойти до Вены в Великую Отечественную войну, побывать во многих уголках страны...

Жизненный путь Михаила Игнатовича Салманова тесно связан с историей нашей страны. Ему довелось участвовать в военных событиях на Халхин-Голе, дойти до Вены в Великую Отечественную войну, побывать во многих уголках страны и встретить много интересных людей.

Сын Георгиевского кавалера

Родился Михаил Игнатович в деревне Париново Рамонского района Воронежской губернии 10 октября 1910 года в семье крестьян Игната Исаевича и Устиньи Филипповны Салмановых. Село Париново тогда состояло всего из одной улицы в непосредственной близости от поселка Рамонь. В настоящее время село Париново стало частью Рамони и превратилось в улицу Степана Паринова.

Отец Игнат Исаевич – полный Георгиевский кавалер, вернулся домой с первой мировой войны тяжело раненый в позвоночник. Устинья Филипповна привезла его на телеге из Воронежа и целый год выхаживала. Игнат Исаевич смог подняться, потому что смолоду отличался недюжинной силой и здоровьем.

Маленький Миша был единственным ребенком в семье, что было редкостью в то время. Родители горячо любили его, но не баловали. Поэтому Миша был обыкновенным деревенским мальчишкой: помогал по хозяйству, ездил в ночное, любил лошадей и уже подростком работал помощником сельского кузнеца.

В годы, когда владельцами рамонского имения были принцы Ольденбургские, жизнь местного населения во многом изменилась.

Новые хозяева поместья дали работу тысячам людей и привнесли сюда существенный прогресс, связанный, прежде всего, с развитием сахарного завода, а затем конфетной фабрики. Стараниями принцессы открываются начальная и рисовальная школы, устраивается лечебница…
Конечно, все эти нововведения не могли пройти мимо деревенских мальчишек. Они многое замечали сами, многое слышали из разговоров взрослых о царских особах. Ведь эти особы, несмотря на свое высокое положение, были достаточно доступны для простого народа. Например, великая княжна Ольга Александровна неоднократно навещала Георгиевского кавалера Игната Исаевича в его доме.

Возможно, все это оказало влияние на меленького Мишу и открыло в нем желание учиться. Почувствовав вкус к знаниям в Париновской школе, он в дальнейшем учился всю жизнь. С 1927-го по 1931-й годы Михаил - студент отделения механизации Воронежского сельскохозяйственного института. В стране полным ходом идет индустриализация, требуются специалисты. Михаил получает диплом инженера-механика.

Его трудовая деятельность начинается с должности разъездного механика Солнце-Дубровской МТС, а заканчивается должностью помощника директора по механизации в селе Винники Курского района.

Броня крепка и танки быстры

Но у молодой Советской страны много врагов, надо укреплять армию. В стране объявляется комсомольский призыв. И в 1932 году по призыву Михаил уезжает учиться в Высшую школу танковых специалистов в Ленинград. В танковой школе он познакомился с Иваном Игнатьевичем Якубовским, будущим маршалом Советского Союза. Они жили вместе в одной комнате, на каникулы ездили вместе в Белоруссию к маме Якубовского.

После окончания танковой школы Михаил служил в Бобруйске старшим танковым техником батальона. В 1935 году получил назначение на Дальний Восток. По пути заехал в Воронеж к другу Василию Нечаеву и там встретил свою будущую жену Нину. На Дальний Восток они уехали вместе.

В 1938 году японские военные части перешли границу у озера Хасан. Наши пограничные войска приняли бой. В этом сражении принимал участие и Михаил Игнатович. Много лет спустя, уже будучи дедом, он рассказывал внукам, как они «утюжили японцев». За этот бой он получил редкую боевую награду «За Хасан» как отличившийся участник боевых действий.

1940 год – тревожно стало на западной границе, укрепляются рубежи нашей страны. Салманов получает назначение в город Тернополь Киевского военного округа в качестве инженера 1-го механизированного батальона. Перед началом войны ему 30 лет, у него четверо детей (три сына и дочь), семья проживает также в Тернополе.

В первые дни войны с большим трудом семье удалось эвакуироваться, поезда бомбили постоянно. Всю войну семья прожила в селе Александровка-Донская неподалеку от Павловска у родителей Нины Васильевны. По ее воспоминаниям, их спасло то, что у родителей была корова.

Первые бои – на западной границе. Красная Армия отступала с тяжелыми потерями. Михаил Салманов был ранен, лечился в госпитале в г. Донбассе. А уже в августе 1941-го он в качестве командира отдельного 792-го батальона тяжелых танков воевал на Южном фронте. Затем – третья Ударная армия, Калининский фронт, оборона Москвы на Волоколамском направлении, в районе деревни Крюково.

1942 год – Салманов служит командиром отдельного 112-го полка. Здесь во время наступления наших войск на Курской дуге произошел такой случай. Нашим войскам надо было выдвигаться на исходные позиции, шла переправа через реку. Вдруг на мосту заглох трактор-тягач. Переправа остановилась, возникла пробка. В это время мимо проезжала кавалькада штабных машин. Оказалось, что там был Г. К. Жуков. Он вышел, спросил о причине задержки, вызвали Салманова как ответственного за состояние техники. Момент был напряженный, так как всем был известен крутой нрав Жукова. Был дан приказ немедленно наладить переправу. Салманов приказал сбросить тягач в реку (потом его вытащили). Впоследствии произошла еще одна встреча с Жуковым в Прикарпатье. Лицо Салманова показалось знакомым Георгию Константиновичу. Вместе вспомнили случай на переправе и в этот раз уже посмеялись.

1943 год – Салманов начальник автодорожной службы (Брянский, 1, 2, 3-й Украинские фронты).

С1943-го по 1945 годы - начальник Управления автотракторной и дорожной службы войск армии.

Закончил войну в Вене, в Берлин войти не довелось. Освобождал города Будапешт и Вену. Имеет боевые награды: ордена Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, Красного Знамени, медали «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», «За освобождение Белграда».

Михаилу Игнатовичу посчастливилось уцелеть в этой войне, хотя смерть была рядом. Он не любил вспоминать войну, но несколько эпизодов из его военной биографии известны.

Это было в Западной Украине во время наступления наших войск. Михаил Игнатович не спал несколько ночей, участвуя в подготовке наступления. Ночью уснул как убитый в избе и даже не слышал ночной бомбежки. А когда утром проснулся, то увидел, что половину избы снесло взрывом. Еще такой случай: танк, в котором он ехал, был подбит, Михаил Игнатович был ранен и сам выбраться из горящей машины уже не мог. Вытащил его механик-водитель. После войны Михаил Игнатович разыскивал этого человека, но не нашел.

На мирные рельсы

После войны М. И. Салманов служит в городе Станиславе Прикарпатского военного округа (ныне г. Ивано-Франковск) в качестве начальника автотракторного управления войск армии под началом командующего 38-й армией, своего земляка и первого героя Советского Союза, получившего эту высокую награду в военное время, через месяц после начала Великой Отечественной, Якова Григорьевича Крейзера.

В это время семья уже воссоединилась, жена и дети вернулись из эвакуации к отцу. Два сына стали курсантами военного училища, дочь – студентка медицинского института, младший сын – школьник.

Служба в Западной Украине мало отличалась от войны. В лесах орудовали банды бендеровцев, в любое время могли выстрелить в спину из-за угла. Проводились многочисленные военные операции, опять приходилось рисковать жизнью. Дочь вынуждена была ходить в институт в сопровождении двух часовых. Но несмотря на это, в Станиславе Михаил Игнатович прожил, пожалуй, лучшие годы жизни. Ведь война закончилась, семья вокруг него, он сам – молодой, красивый, успешный.

В 1955 году Якова Крейзера переводят в город Оренбург командующим Южно-Уральским военным округом. Он берет с собой нескольких своих из заместителей, в том числе М. И. Салманова.
С 1953 по 1956 годы Салманов – слушатель Военно-транспортной академии в Ленинграде. В этот период в Станиславе остаются дети, они заканчивают учебу, а жена Нина Васильевна живет на два города: в Станиславе и Ленинграде, где они снимают квартиру. После окончания академии Михаил Игнатович служит в Оренбурге. Туда же переезжает семья.
Но долго служить там ему не пришлось. В 1956 году возникла очередная горячая точка, но уже за пределами нашей страны – в Будапеште. Срочно, по тревоге Салманов был отправлен в Венгрию исполнять интернациональный долг. Он был солдат и должен был выполнить любой приказ, но никогда впоследствии не рассказывал о тех событиях.

Прерванный полет

Кажется, судьба гвардии полковника Салманова накрепко сплелась с судьбой страны. Любое политическое событие, каждый поворот курса Компартии влияет и на его жизнь. В это время политика партии направляется на подъем сельского хозяйства и целины. В Венгрию приезжает Хрущев и на банкете, в присутствии высших военных чинов, объявляет, что стране нужны руководители целинных совхозов и генералы вполне подходят для этого.

Поскольку Салманов закончил когда-то сельскохозяйственный институт, то был подходящей кандидатурой. Пришлось уйти в отставку, которая стала для него сильнейшим ударом, после которого он так и не смог оправиться. Как сильный, волевой человек он не подавал вида, как ему больно и обидно, что его военная карьера была прервана таким образом на самом подъеме.

М. И. Салманову было в то время 47 лет. Он пришел в армию в 1932 году как технический специалист, имея высшее техническое образование, опыт работы инженера-механика. Он принимал участие в строительстве новой армии «не на конной тяге». Стране нужна была новая армия с новой техникой. Салманов испытывал и ремонтировал новые танки, тягачи, автомобили. Воевал на них, получал боевые награды. Постоянно учился и передавал свой опыт подчиненным. Последние 10 лет в армии занимал генеральские должности. Все это по-своему «оценил» Хрущев, отправив его в отставку.

Став гражданским человеком, Салманов работал на автотранспортных предприятиях Воронежа главным инженером. В 60-е годы работал в Дорстройтресте, строил дороги Воронеж-Саратов, Воронеж-Курск. Работал на заводе «Метиз». В 70-е годы руководил СТК ДОСААФ Левобережного района, передавая свой опыт молодому поколению, и не забывал учиться сам. Появлялась новая современная техника, которую нужно было изучить самому, прежде чем учить других. Помогала фронтовая привычка работать по ночам. В домашней библиотеке постоянно появлялись новые книги о современных автомобилях, тракторах, даже башенных кранах. Ответственное отношение к делу было его характерной чертой.

В этот период у Салманова был автомобиль ГАЗ 67Б. Он научил своего внука Мишу управлять этим автомобилем с раннего детства. Может быть, кто-то из воронежцев помнит, как практически ребенок ехал за рулем «газика», а рядом с ним всегда сидел дед. Спустя много лет внук Михаил купил себе такой же ГАЗ-67Б, и в его семье появилась традиция: каждый год 9 мая все садятся в этот автомобиль, Михаил надевает дедову парадную фуражку и совершается парадный выезд в память деда и всех, кто участвовал в Отечественной войне.

от редакции

В 2010 году исполнилось 100 лет со дня рождения М. И. Салманова. Его ближайшие родственники хотят отпраздновать это событие летом 2011-го и приглашают на торжество всех, кто знал Михаила Игнатовича. В интернете на социальном сайте «Одноклассники» есть возможность посмотреть фотографии из жизни М. И. Салманова, любой желающий может это сделать, внеся в поисковую строку «найти на сайте» фамилию «Салманов Михаил».
Если у кого-то из родственников, сослуживцев Салманова или его коллег по гражданской работе сохранились о нем какие-то сведения, просим позвонить по тел. 220-42-66 (редакция) или непосредственно его внуку Михаилу Николаевичу Костюку: 8-916-590-90-01.

Владимир Денисов

Воронеж

«Труд» черноземье

Источник: http://www.trudcher.ru/page/314.shtml

Категория: Жизнь замечательных людей | Добавил: istram (12.06.2011)
Просмотров: 1962 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024