Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 897

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Воскресенье, 24.02.2019, 08:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Эпоха после войны » Жизнь замечательных людей

Удивитильный мир Гребенникова

«Теперь и я присоединяю свой голос к тем, кого покорила работа мастера из Сибири: самобытный талант, редкое трудо­любие, новизна (почти открытие!) мира, в который он приглашает вас заглянуть. Вполне соглашаешься с писателем Пермяком: «Второго такого мастера нет».
 
Так писал о художнике-анималисте, энтомологе и агроэкологе Викторе Степановиче Гребенникове известный жур­налист и писатель Василий Песков.
 
В первой половине 70-х годов В. С. Гребенников рабо­тал во Всероссийском научно-исследовательском институте защиты растений, что под Рамоныо, где организовал музей института, микрозаповедник...
 
 
Он родился в 1927 году на юге России в Симферополе, в семье Степана Ивановича Гребенникова, посвятившего свою жизнь изобретению устройства для добычи золота - и Оль­ги Викторовны Гребенниковой.
 
До четырнадцати лет Виктор учился в Симферополе, где природа щедро раскрывала свои красоты и тайны. Но с на­чалом войны пришлось уехать в Сибирь, в Исилькуль. «Суро­вая природа тех мест, непривычно ровные степи, темные бре­венчатые избы, низенькие саманные землянки навевали на ме­ня тоску невероятную, - писал позже Виктор Степанович, - но потом как-то незаметно подкралась любовь к этим краям с их березовыми веселыми колками, с их многоцветьем лугов и опушек, величавыми степными закатами, синими далекими озерами и трудолюбивыми людьми».
 
Во время войны Виктор учился в старших классах. В те годы он начал неплохо рисовать, преимущественно насеко­мых. Он изображал маленьких «натурщиков» стрекочущими, порхающими над щедро цветущими травами.
 
Перед окончанием Исилькульской средней школы Гребен­ников неожиданно для себя увлекся астрономией. Соорудив модельный телескоп, он часами наблюдал за звездами и рисовал. Несколько его рисунков с изображением участков Луны потом экспонировались в Московском    планетарии.
 
В 1944 году родители вместе с Виктором переехали в Среднюю Азию, затем на Южный Урал. Жили впроголодь, зарабатывая чем придется: ремонтировали чайники, утюги. «Голодуха» так прижала, что неожиданно в голову Виктора пришла шальная идея - рисовать  хлебные  талончики.
 
Очень скоро его разоблачили и в двадцать-то лет осудили на двадцать лет лагерей, отправив работать в Челябинскую область, в шахту. Виктор был сильно истощен. Однако судь­ба над ним сжалилась. Он начал рисовать маленькие портре­ты осужденных, которые те переправляли на волю родным. Начальство это заметило. Его перевели в культурно-воспита­тельную часть в помощники профессиональному художнику-блокаднику А. Г. Александрову, осужденному по знаменитой 58-й статье - «враг народа». Вместе они стали выполнять заказы начальства - писать масляными красками картины и ковры.
 
В 1953 году после смерти Сталина последовала амнистия. Многие были освобождены, в их числе и Гребенников.
 
Будучи в лагере, он познакомился с вольнонаемной Та­марой Пименовой, которая вскоре стала его женой. Вместе они уехали в Горький. В 1954 году у них родился сын Сер­гей.
 
В следующем году Гребенников с женой и сыном вернул­ся в Исилькуль. Виктора Семеновича приняли на работу в клуб железнодорожников. Он с вдохновением взялся за работу: начал рисовать огромные щиты с кинорекламой, деко­рации к спектаклям, «железнодорожные» пейзажи, писал портреты передовиков для Досок почета, друзей, соседей и многое другое, но никогда не забывал о своих любимых на­секомых.
 
Вскоре Гребенников взялся за организацию детской изо­студии при Доме пионеров. На это его уговорили учителя рисования исилькульских школ. Он долго сопротивлялся - не было диплома, но в конце концов согласился. С детьми он работал то в изостудии, то на пленэре.
 
Студия росла и крепла. Постоянно устраивались выставки. В 1962 году ее признали как государственное учебное за­ведение. Она получила статус Детской художественной шко­лы, - первой в Западной Сибири. Вроде бы все шло хоро­шо, но бездипломье сильно вредило Гребенникову, как ди­ректору, и он вынужден был уволиться и перейти ближе к общению с насекомыми.
 
Гребенниковы переезжают на Тернопольщину, и Виктор Степанович устраивается на работу на сельскохозяйственную опытную станцию. Работает со шмелями-опылителями клеве­ра. Он организует первый в СССР микрозаповедник с целью охраны полезных насекомых. Издает в Новосибирском книжном издательстве популярную книгу о насекомых «Мил­лион загадок». Его публикуют областная и районные газеты Омской области, журналы «Пчеловодство», «Знание - сила», «Наука и жизнь», «Биология в школе», «Защита растений».
 
Однако на подорванное в лагерях здоровье сильно влия­ет сырой климат. Гребенниковы переезжают в Черноземный край, в недавно организованный ВНИИ защиты растений. И здесь неугомонный Виктор Степанович не сидит без де­ла. Для организованного музея он изготавливает экспонаты, рисует и фантазирует.
 
В 1973 году исполняется 150 лет со дня рождения извест­ного французского энтомолога Жанна-Анри Фабра. А ведь Гребенников был так близок его натуре. Жан-Анри еще мальцом бегал за насекомыми по полям, лугам и склонам Альп, наблюдая за ними. В молодом возрасте, работая учи­телем в школе, он однажды увидел на книжной полке книгу «Естественная история членистых животных». Цена ее со­ставляла месячный заработок Анри, но он, не долго думая, купил ее. Когда учительская карьера не состоялась, он приобрел на пустыре старый каменный дом на заброшенном полудиком клочке земли, в царстве «непуганых насеко­мых». Свой пустырь он назвал «Моя лаборатория». В любое время года, во все часы суток Фабр вел опыты, позволяющие раскрывать тайны маленьких загадочных существ - насеко­мых. Вскоре выходят другие книги - «Основы науки», «Рас­сказы дяди Поля о животных», «Энтомологические воспоми­нания» и другие.
В. С. Гребенников
!980 год
 
К 100-летию Фабра в деревне Сен-Леон около небольшого родительского дома был воздвигнут памятник исследова­телю.
 
Василий Песков сравнивает Гребенникова с Фабром: <Мир насекомых он знает и любит с такой же стра­стью и преданностью, какими прославился Фабр, «всю жизнь просидевший в бурьянах с лупой». Можно представить, как он часами сидит, склонившись над микроскопом и переносит на белый лист скрытую от обычного взгляда тайну. Можно представить, как он наблюдает за жизнью травяных джунглей и сколько хлопот ему, рисовальщику, доставляет неуло­вимость шестиногих   натурщиков».
 
К юбилею Фабра Гребенников изготовил стенд. Фото­альбом с репродукциями был отправлен во Францию, в Сен-Леон. Вскоре Виктор Степанович получил письмо от пред­седателя Национального комитета советских биологов, пре­зидента Всесоюзного энтомологического общества, профессо­ра М. С. Гилярова, который писал, что материалы В. С. Гре­бенникова заняли достойное место в залах выставки. Фото­альбом его репродукций, как сообщила госпожа Гавальда, хранительница музея Фабра в Сен-Леоне, пользуется огром­ным успехом. Она благодарила за бесценный дар советских ученых и выражала искренние поздравления натуралисту В. С. Гребенникову.
 
Во ВНИИЗРе он также организует микрозаповедник ди­кой флоры и фауны. Участок был огорожен, и там начались научно-исследовательские работы,
 
В 1974 году семья снова переезжает в Сибирь. Гребенни­ков устраивается в СибНИИ земледелия в Краснообске, недалеко от Новосибирска, и остается там до конца своих дней.
 
Его назначают руководителем экологической группы «Биорезерв». Одновременно он организует музей с метровыми «портретами» насекомых и стереоживописью на пачке про­зрачных стекол и другое.
 
В. С. Гребенников блистал на многих направлениях - энтомологии, экологии и охраны природы, изобразительного искусства, включающего портреты, пейзажи, декоративное искусство, скульптуры, микропортреты насекомых, оригинальные биослепки и стереоблоки, иллюстрации к собственным кни­гам и книгам других авторов, бионики, сотрудничает с Ом­ским и Новосибирским телевидением.
 
В 1984 году в Краснообск приезжает В. М. Песков с ки­ногруппой, где снимает фильм для телепередачи «В мире жи­вотных». Виктор Степанович продолжает сотрудничать с га­зетами «Омская правда», «Вечерний Омск», «Советская Си­бирь», «Вечерний Новосибирск», «Молодость Сибири», «Сель­ская жизнь» и другими. Всего у него 150 публикаций, в том числе восемь книг. С именем Гребенникова в Краснообске свя­заны: музеи агроэкологии и охраны окружающей среды, сферорама «Реликтовая степь». В Омской области - памятник природы площадью 284 га, экоцентр с выставочными залами, в районном музее зал «В гостях у Гребенникова», диорама ^Природа уходящая».
 
Во второй половине 70-х годов в Москве состоялся кон­гресс по защите растений, на котором была представлена выставка Гребенникова. Выставки также проводились в Омской, Новосибирской, Кемеровской областях, Ленинграде, Симферополе. Гребенникову присваивают звание «Заслужен­ный эколог России».
 
Вспоминает сын Виктора Степановича Сергей Викторо­вич Гребенников: «В 1980 году в Краснообске мы с отцом ор­ганизовали  I Всесоюзную конференцию по обмену опытом привлечения и разведения диких насекомых-опылителей - одиночных пчел и шмелей. Отец довольно часто бывал на ВДНХ на совещаниях по охране природы, пчеловодству, разведению насекомых.
 
Больших результатов добились по разведению и исполь­зованию пчел-листорезов. В начале 70-х годов отец вел пе­реписку с канадским ученым Гордоном Гоббсом, который разводил пчел-листорезов для опыления люцерны в про­мышленных размерах, занимался исследованиями в этом на­правлении,  работал также «со шмелями-опылителями».
 
В конце 70-х годов Виктор Степанович обратился с прось­бой в Министерство сельского хозяйства послать группу со­ветских  специалистов  с целью  закупить  партию  коконов и оборудование.  Просьбу  приняли  и  вскоре удовлетворили.
 
Большие пчелофермы для пчел-листорезов были построе­ны в Поволжье и Краснодаре, потом появились в других местах. Закупив партию коконов, Гребенников начал экспериментировать, и у него получилась оригинальная методика, давшая высокие результаты. «В данное время на месте большой пчелофермы в Омской области находится колбасный цех, в Краснодаре - пекарня. Перестройка помешала и этому делу, безусловно, полезному», - огорчается Сергей Викторович.
 
В 1991 году Гребенниковы провели Всероссийский семинар по разведению и использованию диких насекомых-опылителей.
 
В том же году В. С. Гребенников организует школу раннего экологического воспитания, в которой вместе с другими детьми занимается внук Виктора Степановича Андрей – сын дочери Ольги. У него неплохо получается. Теперь Андрей - автор многочисленных произведений, представленных на выставках в нескольких музеях и экоцентрах. Его полевые днев­ники, насчитывающие тысячу страниц, цитируют местные из­дания. Виктор Степанович посвящает ему книгу «Письма внуку».
 
Итогом значительного периода уникальной жизни В. С. Гребенникова явилась книга «Мой мир», изданная Сибирским отделением издательства «Детская литература». Книга содер­жит свыше четырехсот авторских цветных и черно-белых иллюстраций.
 
10 апреля 2001 года после тяжелой болезни Виктора Сте­пановича Гребенникова не стало.
Л. Образцова
«Дорогами краеведения»
Категория: Жизнь замечательных людей | Добавил: istram (15.10.2009)
Просмотров: 3227 | Рейтинг: 5.0/12
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2019