Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 954

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Воскресенье, 01.12.2024, 22:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Справочник » Хронологический справочник

Вехи истории Рамонского сахарного завода

Восстановленный завод.
1950-е гг.

Рамонский сахарный завод возник в 1840 году во владении Ивана Ивановича Тулинова - воронежского про­мышленника, владельца круп­нейших суконных мануфактур, предки которого, приехав из-под Тулы, строили с Петром на Воронеже флот, снабжали рос­сийскую армию сукном, пару­синой, канатами. Будучи людь­ми инициативными и спорыми, они стали не только предпринимателями, но и землевла­дельцами. А когда в начале века под Тулой в селе Алябь­еве возник первый в России свеклосахарный завод, Тулиновы, увидев в нем источник зна­чительных доходов, основали сахарное производство в Рамони.

После смерти И. И. Тулинова, его сестра Анна Ивановна Тулинова (по мужу Шеле), женщина решительная и воле­вая, затеяла тяжбу с законным наследником Рамонского име­ния, своим родным племянни­ком Николаем Ивановичем Тулиновым и в 1852 году стала хозяйкой 1586 десятин зем­ли и сахарного завода. Сахар­ной свеклой засевалось лишь 17 десятин, т.к. технологичес­кое оборудование основыва­лось на ручном труде, большее количество сахарной свеклы завод перерабатывать не мог. В 1863 году новым владель­цем сахарного завода генерал-лейтенанту Ограновичу и пол­ковнику Лепарскому удалось ввести некоторые усовершен­ствования, завод стал прино­сить ощутимый доход до 40 тысяч рублей в год. Через 14 лет они продадут преуспеваю­щее предприятие вместе с зем­лей за 240000 рублей некоей Вельяминовой, родственнице кня­зей Вяземских.

А в 1879 году Рамоиь ста­новится собственностью царс­кого двора. В честь этого со­бытия на склоне холма к са­харному заводу был поставлен гранитный памятник с надпи­сью: «Император Александр
II ее Императорскому Высоче­ству принцессе Евгении Максимильяновне Ольденбургской жалует именье Рамонь с сахар­ным заводом».

В годы революционных по­трясений завод сыграет вид­ную роль в общественном и по­литическом движении трудя­щихся Воронежской губернии. У Рамони и сахарного завода появляется новая хозяйка, эру­дированная и энергичная, вла­стная и решительная, целеуст­ремленная и настойчивая.


В 1880 году сносится ста­рое здание Тулиновского за­вода, строятся новые заводс­кие корпуса с высокой трубой и башнями, осуществляется пе­реход завода на диффузион­ную технику с применением пара. Производительность за­вода была доведена до 150-200 тысяч центнеров сахара в сутки. В 1891 году дополни­тельно к сахаро-песочному производству открыт рафи­надный цех, который выраба­тывал сахарные «головы» ко­нусообразной формы, с южной стороны сахарного завода со­оружена трехэтажная при­стройка «Паровой фабрики конфет и шоколада ее Импе­раторского Высочества прин­цессы Е. М. Ольденбургской», продукция которой принесет фабрике и ее владелице ми­ровую известность. По прей­скуранту 1906 года вырабаты­валось свыше 400 сортов кон­фет и шоколада. На международных выставках в Брюсселе, Лондоне, Париже фабрика на­граждалась золотыми меда­лями.


В 1901 году вступает в строй
железнодорожная ветка «Графская-Рамонь», что позво­ляет перевести завод с дровя­ного топлива на донецкий уголь, обеспечить доставку де­шевого сырья с аннинской же­лезнодорожной ветки из име­нья помещиков Перелешиных, поэтому 1901 год считается го­дом основания станции Рамонь. В это время завод ра­ботает не менее  120 дней в году, суточная его производи­тельность - 205 центнеров.

Хозяйство Ольденбургских опирается на достижения сельскохозяйственной науки. В 1891 году в Рамони прохо­дит съезд агрономов России.


Петром Ольденбургским осно­вывается Опытное поле сахар­ного завода, оно займет вид­ное место в сети опытных по­лей всероссийского общества сахарозаводчиков.


С завершением строитель­ства дворца, конного завода, ковровых мастерских, столо­вой, общежития, школы, боль­ницы, водонапорной башни, на­чинается благоустройство по­селка: посадка аллей, фрукто­вых садов, разбивка цветни­ков. После страшного пожа­ра 1902 года осуществляется строительство нового рабочего поселка с домами под же­лезными крышами («Поселок» - ныне ул. Ленина, ул. Пушкин­ская).


В 1913 году завод вновь ре­конструируется. Строится под­весная канатная дорога для механизированной транспорти­ровки свекловичного жома с сахарного завода на пункт от­кормки скота (ул. Рабочая). Доставка грузов со ст. Рамонь на завод производится с по­мощью конки (узкоколейки, по которой вагоны передвигались лошадьми).


Гражданская война прино­сит огромный ущерб хозяй­ству. В Березовской волости в 1919 году вся свекла оста­лась на полях. Завод остался бездействующим. За годы гражданской войны поля заросли бурьяном.


Большой патриотический подъем в решении хозяйствен­ных задач вызвал приезд в Во­ронеж и на сахарный завод Михаила Ивановича Калинина и открытие в 1922 году на за­водском свеклосеющем хуто­ре Сорокино Рамонской се­лекционной станции, где к 30-м годам было освоено 780 га пашни. Сначала от Сороки­на до завода были проложе­ны два узких рельсовых пути. По одному из них лошади тя­нули вагонетки со свеклой, а по другому возвращались по­рожняком. В корпусе завода появились паровые турбины и мощные генераторы, снабжав­шие энергией грузовую трам­вайную линию электрической дороги от перевалки до сахар­ного завода, электрический ток стал подаваться для освеще­ния поселка и селекционной станции.

Всесоюзный староста М. И. Калинин на сахзаводе.

В 1940 году Рамонскому са­харному заводу исполнилось 100 лет. Областная газета «Коммуна» и районная «За большевистский урожай» по­местили обширные материалы к юбилею завода. На первой странице «Коммуны» была опубликована большая групповая фотография стахановцев, под ней - приветствие обкома ВКП (б) и Облисполкома. На третьей странице - статья ди­ректора завода Давыдова «Столетие Рамонского сахар­ного завода».

В годы Великой Отечествен­ной войны враг подходил к Дону и Воронежу. В 1942 году завод был эвакуирован на ст. Беловодскую. Завод на новом месте начал свою работу. 25 января 1943 года советские войска освободили Воронеж, вторая половина 1943 года ста­ла началом периода восстанов­ления и созидания.


В 1948 году на ст. Рамонь прибыло новое технологичес­кое оборудование, в главном корпусе завода работали ка­менщики, штукатуры, сварщики. 5 марта 1950 года гудок воз­вестил о пуске завода. Теперь он был полностью электрифи­цирован, со станцией Рамонь его соединила узкоколейная железная дорога.



Рабочие завода на строительстве своего жилья на ул. Мосина.

В 1954 году суточная пере­работка свеклы доведена до 13 тысяч центнеров, а через 10 лет в 1964 году до 20 тысяч центнеров. Продолжительность сезона сахароварения доходит до 225 дней, завод дает стра­не более 400 тысяч центнеров сахара.

В феврале 1978 года завод зачислен в разряд опытно-эк­спериментального предприятия Российской Федерации. Рамонским сахарникам доверено испытание новой аппаратуры, новых производственных тех­нологий.

В.СМИРНОВА, краевед.
«Голос Рамони» от 22 декабря 2000 года
Категория: Хронологический справочник | Добавил: istram (10.08.2010)
Просмотров: 5936 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 4.7/11
Всего комментариев: 7
6 Анна  
Добрый день
скажите, а где храняться документы завода с 1915 по 1940?
Интересует Струтынский Виктор, 1895 гр, который работал технологом (?) завода
Ответ: Добрый!!!
Я точно не знаю, но можно обратиться в районный архив.
А так сложно сказать, он несколько раз продавался и поэтому все документы могут и потеряться.
С уважением Юрий.

7 glavbuh  
Здравствуйте!
Пишу без особой надежды, что прочитаете,так давно Вы заходили на сайт. Я тоже ищу следы руководителей сахарного завода за то же время. По некоторым сведениям, его директором был мой прадед. В архив писала, оттуда невнятные отписки. Вы что-нибудь узнали про главного технолога?

5 Александр Тулинов  
Да, пожалуйста. Публикуйте, конечно, если это интересно. Сразу предупреждаю, что некоторые ошибки в древе могут встретиться, но надеюсь, что их немного. :-)

3 Александр Тулинов  
Да, ещё. Иван Иванович умер ещё до 1838 года. Так что сах. завод принадлежал Николаю Ивановичу Т-ву. Анна Ивановна разделила (по суду) наследство умерших братьев, в т.ч. и Николая Ивановича, с Николаем Филипповичем Вигелем (своим племянником, сыном сестры Варвары). Рамонь досталась Анне Ивановне Шеле (Тулиновой).
У вас на сайте, кстати, есть об этом статья.

4 istram  
Попутно вопрос к Вам, с вашего разрешения можно опубликовать древо рода, которое Вы мне прислали в одной из статей, если Вы конечно не против?

2 Александр Тулинов  
Юрий, статью исправлять не надо, корректировать её может только автор. Я думаю, достаточно будет того, что здесь будут отмечены неточности.
С уважением, Александр.
Ответ: Сегодня я с автором беседовал на эту тему, она была удивлена, что в статье такие ошибки. Вывод тогда один, недочеты допущены в редакции.
Так как Вы поправили в своем комментарии, оставим так, как есть.
Спасибо, что поправляете.
С уважением Юрий.

1 Александр Тулинов  
Юрий, здравствуйте.
Тут какая-то путаница в родственных связях у Тулиновых: Анна Ивановна Шеле была дочерью Ивана Ивановича, а не сестрой. Соответственно, Николай Иванович был её родным братом, а не племянником. Насчёт судилища тоже вопрос, вроде Анна Ивановна судилась со своим племянником, Вигелем Филиппом Николаевичем.
Понятно, что статья десятилетней давности, но всё-таки решил написать о нестыковках.
С уважением, Александр.
Ответ: Здравствуйте Александр!
Спасибо за корректировку статьи! Я в принципе весь материал беру из краеведческой литературы или из публикаций в районной газете, которую проштудировал начиная с 50-х годов. Я обязательно, при выходе на работу из отпуска, покажу это замечание автору статьи.
А так, чтобы достоверной была статья, я принимаю все ваши замечания по исправлению. Предлогайте в каком месте и что ядолжен исправить.
С уважением Юрий.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024