Форма входа

Категории раздела

События и люди [67]
Военный Воронеж [16]
Офицерский батальон [4]
Е. Мухин о судьбе Долгих В. И.

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 881

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Суббота, 16.12.2017, 21:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Испытания войной » События и люди

Война глазами школьного учителя


И. Н. Гудков
Близится семидесяти­летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне

И уже сейчас подраста­ющее поколение посвя­щает этой дате свои ис­следовательские работы, чтобы пополнить стра­ницы летописи о войне. В ней не только немеркну­щая память об участни­ках тех страшных собы­тий, но и благодарная па­мять потомков

О войне «глазами школьно­го учителя» рассказывает Анна Саркисова, ученица 10-го класса Рамонского лицея, занимающа­яся в музее Дома детского твор­чества «Эстафета поколений». Свою работу она написала на основе анализа военных днев­ников, которые привёз с фронта школьный учитель Иван Наза­рович Гудков. О дневниках ста­ло известно только через 60 лет после Победы, когда внук вете­рана Дмитрий Холодков впер­вые принёс их в школу.

Автор этого дневника – учи­тель Рамонской школы № 1 Иван Назарович Гудков, пре­подавал до войны историю и географию. В армии - с 1939 года, воевал на Воронежском, 1-ом и 2-ом Белорусском, 3-ем Украинском фронтах в авиа­ционной разведке и эскадри­льях ночной бомбардировки. Военная профессия - бортра­дист, основные должности на фронте – политрук, замполит, начальник штаба. Войну на­чал лейтенантом, закончил ка­питаном. Награждён двумя ор­денами Красной Звезды, орде­ном Великой Отечественной войны II-й степени и множе­ством медалей.

Работая с дневником, Аня хотела не только рассказать о войне глазами школьного учи­теля, но и ответить на вопро­сы, каким образом осущест­влял политическое и воинское воспитание наш земляк, поли­трук Иван Назарович Гудков. Ведь сегодня подрастающее поколение ничего не знает о политруках и замполитах. В дневнике она искала главное и новое, неизвестное ранее о во­йне. Здесь не было леденящих душу описаний кровавых ужа­сов и зверств фашистов. Война для Гудкова проходила в небе, и лишь изредка бойцы эска­дрильи, где он служил, бра­лись за оружие. К тому же, су­ществовала военная цензура. 

Кратко, ёмко, чаще с вывода­ми, Иван Назарович ежеднев­но писал в дневнике о своей службе политрука, замполита, штабиста, организации быта и досуга, зарисовывал мест­ности, обычаи и нравы. Служ­ба была, по его описанию, про­ста: любой ценой его авиаэска­дрилья должна обеспечить по­беду не земле. Много страниц посвящены самоанализу, само­оценке и высоким требовани­ям к себе, стремлению к само­образованию.

Изучению фронтовых дневников Анна Саркисова посвящает всё своё свободное время

Как политрука его волно­вал моральный облик офице­ров, не заботящихся о своей че­сти, не знавших дела, но брави­рующих своим званием. Рядо­вым иногда доставалось за от­сутствие усердия в простых де­лах. Некоторые записи - это те­зисы его выступлений на ми­тингах перед солдатами. В них – личная позиция офицера и коммуниста, ненавидящего фа­шизм и свято верившего в По­беду. Ведь только на таких лю­дей возлагали воспитание лич­ного состава в духе беззаветной преданности партии и готов­ности отдать жизнь за Родину. Дневнику Иван Назарович до­верял также и свою мечту - по­скорее вернуться к преподава­тельскому труду и встретиться с любимой «Асичкой», которой был верен всю войну.

Благодаря этим записям семидесятилетней давности, Анна рассказывает о войне с неведомой ей ранее позиции. С позиции её участника. Война – это работа. Ежедневная, порой рутинная. С постоянной строе­вой и лётной подготовкой. Это обязательно, ведь в эскадрильи, где служил Гудков, военные действия чаще велись ночью, но это не означало, что днём все спали или не знали чем за­няться. С отчётами, донесения­ми и историческими формуля­рами. И это также обязатель­но, потому - что именно шта­бисты отвечали за то, чтобы ни один воин, живой или погиб­ший не потерялся, и награда на­шла своего героя. С митингами и смотрами. С боевыми выле­тами и скорбью по погибшим. Именно в этих простых делах и проходило политическое и во­инское воспитание, являюще­еся основным функционалом политрука. И все это было тес­но переплетено с фронтовым бытом, в организации которо­го Иван Назарович также при­нимал участие. Ведь быт зна­чительно влиял на боевой дух воинов. Его поддерживали не только митингами, но и досу­гом, в котором было все: от коллективного чтения, кино, концертов, вечеринок и танцев до игры в карты. Удивительно, но на фронте, где служил Гуд­ков, можно было читать книги. Иван Назарович перечитывал русскую, советскую и зарубеж­ную классику, историческую литературу. Не любитель тан­цев и игры в карты, он, тем не менее, в этом участвовал, что­бы быть вместе с теми, за кого чувствовал ответственность. Из записей стало понятно, что у каждого рядового и офицера, у каждого рода войск, каждой армии были свои задачи, свои трудности.

Этот дневник, отражающий частное мнение, содержит са­мую достоверную информа­цию о войне. В нем раскры­вается целостная натура чело­века, ответственно выполня­ющего свой воинский долг в непростой должности. Челове­ка, предъявляющего высокие требования, прежде всего к са­мому себе. 

Опытного, жёст­кого, свято верящего в право­ту Коммунистической партии и гениальность советских пол­ководцев. Удивителен язык, которым описываются собы­тия почти каждого дня в днев­нике: мягкий, точный, лирич­ный и очень эмоциональный. Он показывает глубину ха­рактера автора. Записи днев­ника  показали, что с 1941 по 1943 годы должности политру­ка и замполита на войне были, не только необходимы, но и оправданы. Ответственность, трудолюбие, личный пример, бескомпромиссность, оратор­ский талант, добросовестное отношение Ивана Назарови­ча к службе, помогали спло­тить личный состав эскадри­льи, приблизить Победу. 

По­сле войны Иван Назарович Гудков возвратился к учитель­скому труду, стал Заслужен­ным учителем школы РСФСР. Эти страницы дневника - бес­ценный памятник эпохе, в ко­торой жили и защищали От­ечество И.Н. Гудков, его одно­полчане и все советские сол­даты и офицеры. Благодаря дневнику мы сохраним правду о войне - такой вывод сделала Анна Саркисова по результа­там своего исследования.

Эту работу Анна представ­ляла на областной краеведче­ской олимпиаде в ноябре 2013 года, где по сумме оценок за защиту работы и участие в краеведческой викторине по теме «Военная история Воро­нежского края» стала побе­дителем. В настоящее время она готовится защищать своё исследование на Всероссий­ских краеведческих чтениях.

Ольга ПОПОВА,

руководитель музея

«Эстафета поколений»

«Голос Рамони» от 4 февраля 2014 года

Категория: События и люди | Добавил: istram (09.02.2014)
Просмотров: 562 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2017