В Рамонском мемориальном музее принцев Ольденбургских
открылась мини-выставка, посвященная 150-летию со дня рождения русского
модельера Надежды Ламановой (1861-1941). Приехав в шестнадцать лет в Москву из
Нижегородской губернии, она поступила учиться на закройщицу, потом работала в
одной из московских мастерских, а в 1885 году открыла свой собственный Дом
моды, в котором работала столь успешно, что получила звание «Поставщик
Императорского двора».
Сегодня мало найдётся людей, которые помнили что-нибудь об
этой женщине. А когда-то... Вот запись Станиславского: «Драгоценная,
незаменимая, гениальная Ламанова - это второй Шаляпин, в своём роде Большущий
талант». С таким же восхищением о ней говорили Вера Холодная, Сергей
Энзейштейн, Мария Ермолова, Матильда Кшесинская и даже императрица Мария
Фёдоровна. Платья, выполненные в Доме моды Ламановой, были неповторимы! Она их
не шила, а работала методом наколки, без выкроек, драпируя ткань на манекене
или прямо на человеке. Талант у Ламановой был от Бога. После третьего часа
примерки клиентки нередко падали в обморок, но, несмотря ни на что, очередь к
ней не иссякала. А уж платья получались, как из Парижа!
Потом Надежда Петровна работала в Московском Художественном
театре у Станиславского, шила костюмы для театральных постановок. Актриса
Ольга Книппер - Чехова всю жизнь вспоминала платье Ламановой, в котором она
играла Раневскую. Работала и у Евгения Вахтангова. Наряды для легендарной принцессы
Турандот - её труд.
Надежду Петровну Ламанову называли гением русского кутюра.
Она совершила настоящий переворот в мире высокой моды, продемонстрировав
публике великолепные платья - новый сверхженственный силуэт. Он был принят
публикой с восторгом и энтузиазмом. Помимо императриц, практически все
знаменитые дамы того времени - родом из Дома мод Ламановой: Вера Коралли,
Мария Ермолова, Лили Брик, Вера Холодная и др. Заказывали платья и все
желающие. Ламановой хотелось, чтобы женщины были красивы независимо от их положения.
«Всякий человек имеет право быть гармоничным». И она искала эту гармонию для
каждого. И находила. В послереволюционные тяжёлые времена она могла сшить
пальто из одеяла, платье - из рушников. Фото из архива музея
| В 1925 году Надежда Петровна приняла участие во Всемирной
выставке в Париже, где получила Гран-при. Это были экспонаты на основе этнических
мотивов народов Севера. И никто не догадался, что бусы на манекенщицах были
сделаны из хлебного мякиша.
Теперь туалеты Ламановой мы можем видеть только на
фотографиях из небольшого собрания Эрмитажа. Платья канули в водовороте
событий; театральные костюмы истлели, эскизов она не рисовала. Остались лишь
скупые воспоминания современников. Несмотря на прижизненную славу, имя и
великое искусство Надежды Ламановой - почти миф... На мини-выставке в музее Ольденбургских фотографии
демонстрируют роскошные платья Надежды Ламановой начала XX века. Это наряды, в
основном русских императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны - из
шифона и бархата, тюля и муара, атласа и шёлкового крепа, выполненные в единичном
экземпляре. Неповторимые, подлинные шедевры искусства! Есть фотография великой
княгини Ксении Александровны, сестры Ольги Ольденбургской в карнавальном
костюме XVII века, актрисы Марии Ермоловой в чёрном платье на известном
портрете Валентина Серова и др.
К открытию выставки была приурочена презентация нового
музейного экспоната - платья XX века с длинным шлейфом, выполненное из белого
атласа, уже пожелтевшего, с голубыми бантами ручной работы, отделанное
жемчугом и стеклярусом (на снимке). На нём 160 пуговиц! Когда-то в этом платье
«щеголяла» одна из представительниц прекрасного пола губернского Воронежа.
Пусть посетителям музея оно хоть немного напомнит платья великолепной Надежды
Ламановой.
|
Л. Алексеева
«Голос Рамони» от 1 марта 2011 г. |