В Рамонском музее принцев Ольденбургских проходит выставка
«Из бабушкиного сундука. Коллекция крестьянской одежды», приуроченная к
годовщине музея. На ней представлены женские костюмы, состоящие из ярких
сарафанов, рубах, завесок, глядя на которые думаешь, что будто кто-то собрал
краски с цветущих лугов, синих рек, огненных закатов и поместил их на одежду.
Всё в костюмах напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в
душе! У каждой женщины, живущей сто и более лет назад, было несколько
костюмов: повседневный, свадебный, праздничный, для уборки урожая, для печали.
Костюм девушки отличался от костюма замужней женщины, а последний - от
костюма старухи. Повседневные костюмы, представленные на выставке, просты: они
сшиты из домотканого холста или дешёвых покупных тканей. Некоторые рубахи
украшены скромной вышивкой. Праздничный же костюм представляет собой полный
набор предметов местной традиции. Он изготовлен из самого качественного
домотканого льняного, конопляного и шерстяного полотна. На выставке - цветные
юбки - атласные, шёлковые, домотканая понева. Предметы праздничных костюмов
обильно украшены не только вышивкой, но и кружевами, разноцветными бусами.
Несколько домотканых женских рубах из своей коллекции представила жительница
села Айдарова Татьяна Бойко. Эти уникальные вещи принадлежали её свекрови.
О живописном женском костюме русский поэт Игорь Кобзев
писал:
.. .На Севере кокошник надевали,
Расшитые
узорами венцы,
У нас
сороку им предпочитали,
А к юбкам
пришивали бубенцы.
А фартук
иль завеску повсеместно
Стремились
для нарядности носить,
Узором
украшали интересным,
Умели
шёлком, бисером расшить.
Нет
живописней всё ж, отметить надо,
Национально
русского наряда!
Представлена на выставке и мужская одежда. Она была более
однотипной, чем женская. В состав костюма входили рубаха, порты, пояс, обувь,
головной убор. Праздничные рубахи украшены тканьём и красной, синей, черной
вышивкой по вороту, разрезу на груди, краю рукавов. Как правило, мужские
рубахи шили с косым разрезом ворота, то есть - косоворотки. В одной старинной
бежевой косоворотке, экспонируемой на выставке, в 1950-60-е годы исполняли
роли в Рамонском народном театре. А первый драматический кружок был образован
ещё Ольденбургскими, и эта рубаха словно символизирует связь времён. Поэт
продолжает:
Ты не
сделай, милая, промашку:
Галстуков
мне модных не дари,
Лучше
сшей мне русскую рубашку
Цвета
ясной утренней зари!
Красуется на выставке разноцветная россыпь платков. У
некоторых из них сохранились старинные названия - белополосный, жаровый,
трёхшелковый... Шали произведены из тончайшей шерстяной нити с использованием
высококачественных красителей. На чёрном, вишнёвом или кремовом фоне алеют
красные розы и маки, радуют глаз жёлтые лилии и гладиолусы, голубые
незабудки, белые ромашки, изумрудная зелень листвы. О шалях написал поэт Олег
Каменев:
Ведь
российские только шали
Столько
тайны в себе хранят.
Шаль накинь, и пройдут печали.
В них
полян лесных аромат.
На выставке также можно увидеть коллекцию открыток великой
княгини Ольги Ольденбургской, изображающих крестьян Рамони в одежде начала XX века. Вглядываясь в их лица,
невольно думаешь, что это может быть чья-то родня.
И вновь
«просятся» стихи:
А
открытки словно фото
И на них знакомый кто-то.
В чёрной
шапке и пальто –
Только я не знаю кто.
Ну, а эта
тётя прямо
На мою похожа маму.
Не похожа
на меня.
Тётя, чья же Вы родня?
Тут рамонских предков лики
Из семьи родной, великой!
Нам давно узнать пора:
Это наши пра-пра-пра...
Выставка продлится до середины декабря.
Людмила ОБРАЗЦОВА,
руководитель
музея. |