Многочисленные археологические памятники свидетельствуют, что в древности наш край представлял уникальный регион, заселение которого происходило в результате мощных волн переселения народов.
Первыми жителями края были скифы (VI -V в. до н.э.), затем сарматы (III - II в. до н.э.), готы, гунны (IV-Vb н.э.), хазары, болгары, мадьяры. Более полутора тысяч лет тому назад в наши места пришли славянские племена вятичей, осели, обжили этот край. Для защиты от печенегов и половцев возвели городища-крепости. Под именем «Ромен-городище» в исторических документах упоминается укрепленный городок - предшественник Рамони, который существовал уже в XI-XII веках. Название древнерусского происхождения. В словаре Э. М. Мурзаева объясняется как «окраина леса», «лес у поля». В XII веке в результате активной колонизации края переселенцами из соседнего Рязанского княжества слово «Ромен» получило мягкое звучание - «Ромень», произошла трансформация слова на «Рамонь». Распространенная версия происхождения названия «Рамонь» приводится в словаре В. И. Даля: «рамо - плечо, округлый спуск от шеи до локтя» или «раменье - селение под лесом». В 1237 году городище было уничтожено нашествием хана Батыя. Отстроено вновь под защитой города-крепости Воронеж (1585-1615 г.).
Дозорная книга 1615 года сообщает уже о существовании села Рамонь с церковью Николы Чудотворца. Этот год является датой основания старейших сел края, таких как Айдарово, Березово, Ивницы, Карачун, Нелжа, Ступино, Чертовицы, Ямное, Сенное, Большая и Малая Гвоздевка. Официальный счет времени существования Рамони и перечисленных сел ведется с первого упоминания в архивных документах, а именно с 1615 года. В 1670 году жители Рамони участвовали в ремонте крепостных сооружений города Воронежа.
В 1696 году в Рамони, Ступине и Чертовицах сооружены верфи, на которых по приказу Петра Первого строились военные боевые корабли и транспортные суда - струги (плоскодонные суда длиною до 30 - 35 м для перевоза армии и фуража).
|
На рамонской пристани, на высоком правом берегу реки Воронеж (территория базы отдыха «Путь к себе») закладывались небольшие военные суда -«бриги», «шнявы» - восьми-че-тырнадцатипушечники. Известен факт участия рамонских кораблей в боях против турок под командованием капитана-поручика Витуса Ионассена Беринга, впоследствии знаменитого мореплавателя. Искусный корабельный мастер и любимец Петра Первого Феодосии Моисеевич Скляев в 1703 году поставил «...на Ступине пильную мельницу» (водяную лесопильню) и возглавил по приказу царя комиссию по проверке 10 кораблей Ступинской судоверфи. За большие заслуги Петр приписал ему крестьян в селе Староживотинное и жаловал Скляева землями за Доном. По владельцу пошло название 5 сел, в настоящее время они объединены в одно - Скляево. |
Массовая вырубка сосновых лесов и вековых дубрав привела к обмелению рек. С целью сохранения природного баланса «... для надсматривания и обережения лесов...» Петр Первый в Усманском и Воронежском уездах леса, «годные на струговое и лодочное дело», объявил заповедными. В каждом селе и деревне были назначены смотрители «человека по два, чтоб тех лесов не рубили и не жгли и никакой порухи не учинили». Главным смотрителем царь назначает владельца села Староживотинное Антона Лаврентьевича Веневитинова.
Работы на судоверфях продолжались до 1711 г. Период кораблестроения сыграл положительную роль в хозяйственной жизни края. В результате Азовских походов прекратились набеги крымских и ногайских татар. Увеличились посевы льна и конопли на парусное полотно и канаты, выросло число мануфактур по производству сукна для армии и флота (в пос. Бор и Богданово). Успешно развивалось зерноводство и скотоводство, улучшились дороги, налаживалось почтовое сообщение. Изменился социальный состав жителей края. Основной массой населения стали не служилые люди, а государственные и крепостные крестьяне, а также помещики, получившие богатые воронежские черноземы и крестьян за добросовестную службу государю на корабельных верфях.
В 1840 году в Рамони в имении крупнейших воронежских фабрикантов Тулиновых был построен сахарный завод, один из старейших в России, долгое время определявший экономическое, политическое, социальное развитие Рамонского края. С 1863 года имение неоднократно продавалось.
В 1879 году Рамонь стала собственностью царственной династии Романовых. Хозяева Рамони: Ее Императорское Высочество принцесса Евгения Максимильяновна Ольденбургская (1845-1925), племянница Александра II, и ее супруг, Его Императорское Высочество принц Александр Петрович Ольденбургский (1844-1932), -люди деловые, энергичные, широко образованные. Под их непосредственным руководством и с их участием имение «Рамонь» превратилось в образцовое капиталистическое предприятие России. В 1880 году был возведен двухэтажный корпус сахарного завода, оснащенный новым технологическим оборудованием на паровой тяге, вырабатывающий 205 ц сахара в сутки, а к началу нового столетия - 150 тыс. пудов сахара в год. В 1900 году сооружена 3-этажная лристройка «паровой фабрики конфет и шоколада»... По прейскуранту 1906 года, она вырабатывала 400 сортов конфет и шоколада, ее продукция была широко известна не только в России, но и за ее пределами. На Международных выставках отмечалась медалями. В 1901 году вступила в строй железнодорожная ветка Графская-Рамонь. Это дало возможность вывозить продукцию по железной дороге, перевести завод с дровяного топлива на донецкий уголь, использовать в качестве поставщиков дешевой сахарной свеклы имения помещиков, расположенные на аннинской железнодорожной ветке. Вступили в строй водонапорная башня и водопровод, началась электрификация предприятия и имения, было основано образцовое откормочное хозяйство крупного рогатого скота. Отстроен комплекс конезавода, включающий конюшни, ветлечебницу, манеж, каретную, открыты ковровые мастерские.
К 1901 году имение насчитывало 7 тыс. десятин земли с восьмипольным севооборотом. Его границы достигали берегов Дона.
Организация и ведение хозяйства опирались на научные достижения. С помощью ученого-агронома Клингена принц Петр Александрович Ольденбургский (1868-1924) организовал работу опытного поля, которое в 1902 году вошло в состав опытных полей Всероссийского общества сахарозаводчиков, действовала метеорологическая станция.
Большое внимание уделялось развитию образования и здравоохранения. В 1880 году открыты школа и больница, начали работать образцовые столовые и общежития для мастеровых завода и инженеров, рабочим выдавались ссуды на строительство жилья. В 1887 году в имении был возведен трехэтажный дворец в староанглийском стиле (памятник архитектуры XIX в.). Метровые по толщине стены здания строились из «пяточного» кирпича.
В 1908 году из-за денежных махинаций управляющего Коха имение за долги со всей землей и предприятиями перешло в Удельное Ведомство. Во владении Ольденбургских остался только дворец с надворными постройками. Евгения с мужем покинули Рамонь. Фактическими хозяевами дворца остались сын Петр и невестка Ольга Александровна Ольденбургская (1882-1960) -дочь Александра III.
В годы русских революций Рамонь была одним из центров революционных событий в Воронежской губернии, т.к. на заводе и кондитерской фабрике работали московские и киевские инженеры, мастера-кондитеры, политически грамотные и революционно настроенные. Они жили без семей и размещались в двухэтажном общежитии, которое рамонцы в шутку до сих пор зовут «монастырем». «Монастырь» и столовая были местом подпольной работы. Кондитеры составляли главный костяк партийной организации, под руководством которой в различных местах заречного леса у старого русла реки Воронеж и Заячьего затона проводились маёвки, митинги, собрания крестьян и рабочих Рамони, Паринова и Березова.
В 1905 году рамонские рабочие активно поддержали Всероссийскую октябрьскую политическую стачку, революционные настроения в деревне. Активно включалось в революционные события крестьянство. Боевыми дружинами города Воронежа в период октябрьского переворота руководил уроженец Рамони Михаил Андреевич Чернышев. Его именем названы улицы в Воронеже и Рамони.
Осенью 1919 деникинцы захватили Воронеж, Рамонь и всю Березовскую волость. В разгроме белогвардейцев принял участие конный корпус С. М. Буденного. На участке Рамонь-Чертовицы вела бои 4-я кавалерийская дивизия Оки Ивановича Городовикова. Его штаб размещался в с. Чертовицы.
После разгрома деникенцев в Воронеж приезжал М. И. Калинин. 6 ноября 1919 г. он прибыл на станцию Рамонь с агитпоездом «Великий Октябрь». М. И. Калинин побывал на Рамонском сахарном заводе, выступил с большой речью на многолюдном собрании.
С 1918 года на крестьянских землях начинают образовываться первые коллективные хозяйства: сельскохозяйственная артель «Дон» в деревне Севрюковка, в селе Староживотинное коммуна «Добрый путь», на хуторе Хренниковом, близ Кулешовки, с/х артель «Искра».
В 1929 году в районе началась сплошная коллективизация сельского хозяйства.
В Рамони первый колхоз был образован в 1928 году, председатель - Анна Михайловна Тутукова. Технической базой колхозов являлись машинно-тракторные станции (МТС). В 1931 году образована Солнце-Дубровская, а в 1937 г. - Рамонская МТС.
В 1922 году на хуторе Сорокино (ВНИИСС), в бывшем имении Ольденбургских, начала свою работу опытно-селекционная станция по выведению сортов сахарной свеклы. (Директор станции - В. М. Бунин, руководитель работ по селекции - И. В. Якушкин). В 1928 году молодой сотрудник станции Аведикт Лукьянович Мазлумов (1896-1972), впоследствии видный ученый, академик, вывел засухоустойчивый, высокопродуктивный сорт сахарной свеклы Р-1537, который побил всесоюзный и мировой рекорды по сбору сахара.
В 1919 году возникают комсомольские организации на сахарном заводе (секретарь - Иван Митрофанович Антюхин), в 1922 году - при Рамонской школе II ступени (секретарь - Михаил Аркадьевич Адаменко), весной 1924 года формируется первый пионерский отряд (вожатый - Николай Томашов).
В 1929 году заработал рамонский радиоузел. 22 апреля 1932 года вышел первый номер районной газеты «За урожай».
В 30-е годы Рамонь являлась административным центром Березовского района. С 1938 года Рамонь - рабочий поселок.
С июля 1942 года по январь 1943 года во время Великой Отечественной войны район был прифронтовым. Гитлеровцам удалось занять села в западной и южной части района. Полное освобождение территории района Советской Армией было осуществлено в январе 1943 года в ходе Воронежско-Касторненс-кой операции. 16210 рамонцев - участники Великой Отечественной войны, 6954 воина погибли, 4 тыс. пропали без вести. В районе 15 братских могил, в которых захоронено 7 тыс. защитников. 9 рамонцев удостоены звания Героя Советского Союза. На родине в поселке Рамонь установлен бюст Герою Советского Союза П. Т. Тутукову (2005 год). |
Бюст Герою Советского Союза П. Т. Тутукову |
Рамонь - один из центров сельскохозяйственной науки Воронежской области. Здесь расположены Всероссийский научно-исследовательский институт сахарной свеклы и сахара имени А.Л. Мазлумова и Всероссийский институт защиты растений.
Рамонь - родина известного всему миру конструктора русского стрелкового оружия, изобретателя трехлинейной винтовки образца 1891 года, генерал-майора артиллерии СИ. Мосина (1849-1902 гг.). Село Новоживотинное - родовое поместье поэта-романтика Д.В. Веневитинова (1805-1827 гг.). В селе Хво-щеватка провел свое раннее детство зоолог и путешественник НА. Северцев (1827-1885 гг.). И.Я. Столяров (1882-1953 гг.) -известный мемуарист и литератор - родился в селе Карачун. В Большой Верейке проживала сказительница А.К. Барышникова (1868-1954 гг.). В поселке ВНИИСС трудился учёный-селекционер, академик, лауреат Ленинской премии АЛ. Мазлумов (1896-1972 гг.).
В. А. Смирнова
"Есть Рамонь у России"
2006 год |