В 1908 году на сцене столичного театра «Кривое зеркало» прошла премьера пьесы М. Я. Волконского «Вампука». Музыку к ней написал, композитор А. Л Эренберг.
Из театральной истории
Многие крылатые слова, пришедшие к нам из художественных произведений, сегодня общеизвестны и общеупотребительны. Ну, возьмем из старого: «Ты сер, а я, приятель, сед...», или «Не пой, красавица, при мне...». Легко употребляя эти фразы, далеко не всегда мы помним или даже знаем их авторов.
А вот про одно крылатое выражение, долго бытовавшее в театральной среде, мы можем смело утверждать, что появилось оно не без участия принца Ольденбургского - старшего. И об этом знавала вся театральная богема начала двадцатого века.
Принц Ольденбургский - младший, проживавший тогда в Рамони, всегда плевался по этому поводу и замкнулся на какое-то время, когда слово «Вампука» дошло до Воронежа.
Петр Александрович чувствовал на себе ироничные взгляды местных театралов, частенько впопад вспоминавших эту поучительную историю, в которой его отец занимал не последнее место. И молодой принц даже почти перестал появляться в местном театре.
***
|
А дело было так...
Однажды столичного вельможу, его отца, пригласили в Смольный институт, уж никто и не помнит по какому поводу. Александр Петрович прибыл при полном параде. Любил он в то время созерцать и даже трогать молоденьких девиц. Как говорится, седина в бороду… |
Прием высокого гостя был организован в виде спектакля, где благородные девицы-институтки решили инсценировать вручение цветов на мотив модной в то время оперы «Роберт-дьявол», по слухам, нравившейся принцу. И хотя спектакль был совсем никакой, но сам принц благоволил артисточке - певичке, выступавшей в роли главной героини оперы, над чем тогда подшучивал весь Петербург. Театральные критики расписывали в прессе лишь наряды посетителей, хвалили буфет, неизменно ядовито подчеркивали присутствие в театре на очередном спектакле «Роберта-дьявола» принца Ольденбургского, и только по этой причине не подвергали обструкции в прессе эту низкопробную оперу..
Но вернемся в Смольный институт. Зная об увлечении оперой высокого гостя, выстроившиеся в ряд перед Его Высочеством благородные воспитанницы с букетами цветов стройными голосами пропели принцу следующее: «Вам пук, Вам пук, Вам пук цветов подносим...»
Принц, не лишенный чувства юмора, воспринял импровизацию с должным вниманием, посмеялся, в ответ произнес рядовую речь, ну и так далее.
Но бес попутал князя М. Н. Волконского, присутствовавшего на церемонии в Смольном, поведать про этот случай в одной столичной компании. Князь рассказывал все это инсценировано, говоря разными голосами за всех участников того представления в Смольном. Гости громко смеялись. И только глуховатая баронесса Оппельдранер, со вниманием приставляла к уху медную трубу, а когда смех стих, важно спросила рассказчика старческим фальцетом:
— Я не расслышала, дорогой князь, фамилии этого Вампуки. Наверное, она такая смешная, отчего собравшиеся у нас господа так смеялись, так смеялись?
Все в зале удивленно уставились на сидящую в плетеном кресле улыбающуюся старую баронессу.
Князь наморщил лоб и переспросил в ее широкий медный раструб:
—Какого Вампуки?
—Того самого, что имел честь встретиться с принцем в Смольном у девиц... |