Древние славяне поклонялись идолам своих божеств. Бог зимы Карачун был сердитым и озабоченным старичком с красным носом. Он олицетворял у славян мороз, приход сезона холодов. Древние люди молились на него долгой зимой, чтобы помог этот идол пережить им суровые холода и бескормицу. И выходит, что Карачуном у язычников назывался Дед Мороз.
Из языческой мифологии
В стародавние времена, уже после крещения Руси грозными князьями, на краю Дикого поля православие и язычество еще мирно сосуществовали. Тогда же жил в рамонских краях старый волхв, что поклонялся лишь богу зимы Карачуну и только с ним держал совет, как поступить в том или ином деле. Он и сам был как Карачун, даже жил, как Дед Мороз, со своей внучкой в лесной глуши. Место, где он построил себе хижину, было мрачным и загадочным. Вековые дубы, окружавшие поляну, были столь велики, что под каждым из этих исполинов мог запросто уместиться нынешний торговый центр Рамони. Старый волхв был искусным бортником, и потому по краю поляны, где он обитал, весной и летом нельзя было пройти не укушенным дикой пчелой, а в другое время ее охранял спущенный с цепи прирученный волк. Да и сам хозяин каким-то неестественным образом чувствовал приближение людей и как из-под земли вырастал перед остолбеневшим пришельцем.
Посреди поляны он врыл в землю вырубленное из огромной коряжины бородатое божество, выкрасил его нос красной охрой, а растопыренные руки деревянного чудища, казалось, хватали каждого приближавшегося к нему.
Особенно много ходоков шло в Карачун, как прозвали обитель волхва, из соседних хуторов по осени. Каждый хотел узнать: какая будет зима по суровости и снегопаду, что за напасти ожидают земледельцев по ее окончанию, как продержаться до следующего урожая. Шли они к Деду Морозу за советом и полезными травами, за душистой лечебной медовухой и особыми дубовыми вениками для бани, заговоренными от многих болезней.
А самой большой достопримечательностью чудесной поляны была древняя ель, на которой зимой и летом каркал ворон, предупреждая из своего гнездовья о приближении опасности. Зимой старый волхв со своей внучкой украшал вечнозеленое дерево дарами, принося их в жертву Карачуну.
Однажды богатый человек из соседнего селения решил испытать судьбу и узнать у волхва, что ожидает его в будущем. Он верхом на лошади отправился в Карачун к старцу, и, увидев в хижине его внучку, решил на ней жениться. Та и вправду выросла красавицей, была работящая да умная, только не могла она оставить старого Деда Мороза и перебраться в дом к богачу. Так и ответила внучка волхва сватам, которых заслал богач. А тот уже стал страшно сохнуть по девице, да не знал, что предпринять. Подсказали злые люди, как извести старого волхва...
— Первым делом надо отравить его волка, — наущали они жениха. — Затем разорить пчельник и убить ворона-вещуна, а следом сжечь деревянного бога Мороза, отчего придет гибель и старому колдуну. Вот тогда его внучке ничего не останется, как принять твое предложение.
Целый год слуги богача пытались истребить пристанище Деда Мороза. Да ничего у них не получалось: не ел отраву прирученный волк, не долетала стрела до мудрого ворона. А что до пчельника — то однажды попробовали злодеи добраться до места, где находились борти. Но и тут их постигла неудача. Искусанные дикими пчелами негодяи еле-еле домой доплелись.
А к дедовой внучке посватался молодой гончар из соседнего княжества да так и остался жить вместе с Дедом Морозом и его внучкой у реки на поляне.
А по смерти волхва место то так и прозвали — Карачун, в память о нем и славянском божестве Деде Морозе, которым и считали старого язычника. |