Искусный корабельный мастер на воронежских и других верфях. Родился 4 января 1672 г. в семье царского конюха в селе Преображенском под Москвой на р. Яузе. Это было место потешных царских военных игр, позже место базирования Преображенского гвардейского полка, сформированного Петром I в 1687 году.
В 1676 г. мальчиком зачислен в потешный Петров полк. Юный царь приметил талантливого своего ровесника и назначил его плотником галеры "Принципиум", а при спуске определил матросом в ее экипаж. В 1696 году Скляев участвовал во втором, победном походе Петра I на Азов.
В 1697 г. вместе с царем изучал кораблестроение в Голландии и Англии, а через год в числе лучших мастеров учился этому делу в Венеции.
Русский флот.
Петр I, закладывая "на Воронеже" новые корабли, с нетерпением ждал своих мастеров из Венеции. "Зело ждал паче всех Скляева, потому что он лучший в сем мастерстве, мастер добрых пропорций" (из письма Петра). В 1700 году Федосей без участия иностранцев по чертежам царя построил на "Воронеже" 58-пушечный флагман Азовского флота "Гото Предестинация" ("Божие предвидение") и другие корабли.
Царь любил Федосея, во всем ему доверял. В 1701 году по заключению Скляева на Ступинской пристани иностранные мастера переделывали 10 построенных ими кораблей. "На Ступине" Скляев установил "пильную мельницу" (водяную лесопильню). Адмирал Ф.М. Апраксин писал царю: "...и будет в том великая прибыль в работе".
За большие заслуги царь подарил Федосею землю за Доном, где возникли пять деревень: Скляево 1-е, Скляево 2-е и т.д. С 1704 г. Скляев строил суда на Олонецкой и Петербургской верфях. Царь присвоил ему чин морского поручика Преображенского полка, затем капитан - командора.
В 1704 году Ф. М. Скляев покидает Воронеж и перебирается в новую столицу России Санкт - Петербург, где строит для гребной эскадры молодого Балтийского флота галеры, шнявы, скам-павеи. Одним из первых скляевских кораблей на новой Санкт-Петербургской верфи стала 16-пушечная шнява "Лизета". Вместе с Петром I Скляев разрабатывает проект первого 54-пушеч-ного линейного корабля Балтийского флота "Полтава", который был спущен на воду 15 июня 1712 года. В этом же году, во время официальной свадьбы Петра I и Екатерины, Скляев занимал на церемонии "братнее место", что свидетельствует о большой личной дружбе царя и корабельного мастера. В 1712 году по своим проектам Скляев заложил на Адмиралтейской верфи два линейных судна: 60-пушечный корабль "Нарва" и 68-пушечный "Ревель". После их спуска на воду в 1716 году он приступил к постройке самого крупного в мире 80-пушечного корабля "Фридемакер". |