|
Всемирно известный писатель, наш земляк Ивам Алексеевич Бунин 26 марта 1920 гола на греческом корабле под французским флагом навсегда покинул Россию...
Задолго до революции он предчувствовал ее приближение. Современники в то время видели в нем барина, однако, на самом деле он долгое время оставался прежде всего художником, мастером слова.
С женой Верой Николаевной Муромцевой Бунин поселился в Париже и оказался среди русской интеллигенции, общаясь на первых порах с политическими деятелями и литераторами эсеровского толка. Он мечтает о близких людях, ищет «друга в пустыне». И вскоре встречается с Куприным, Бальмонтом, Набоковым, Гиппиус, Струве, сближается с Алексеем Толстым. Встречи семьями, долгие беседы, споры, надежды на будущее, мечтания составляют образ их жизни. 2 мая 1920 года Вера Николаевна писала: «... были у Толстых, а вечером Толстые у нас. Алексей Николаевич читал свои стихи. Он читает хорошо и хорошеет сам. Ян (Бунин - авт.) прочел свои два рассказа: «Сказка» и «Последний день». |
В феврале 1922 года к литературному обществу присоединяется Б. Пильняк, приехавший из России. На квартире редактора газеты «Руль» И. В. Гессена проходит литературный вечер в его честь. В марте начинает издаваться левоэмигрантская газета «Накануне», в которой публикуются Иванов, Катаев, Пильняк и др. Бунин поддерживает близкие отношения с четой Мережковских и задушевные - с Б. Зайцевым. Встречи с друзьями, письменный стол, работа только и спасают его. Он «болеет» Россией и запечатлевает ее в своих рассказах. Все, что связано с ней, дорого писателю.
В Земгоре, в Париже Бунин неожиданно встречается с Петром Александровичем Ольденбургским - принцем из России. Он кажется ему высоким, худым, пожилым, но по-военному чисто выбритым и аккуратным в одежде. Их представили друг другу, и вскоре они подружились.
Родители Петра Александровича Александр Петрович и Евгения Максимилиановна Ольденбургские жили в окрестностях Сэн-Жан-де-Люз. Сын же поселился под Байоной, где у него была небольшая ферма, на которой он держал корову, кур, кроликов...
В «Земгоре» Ольденбургский печатал на свои средства книжечку «Сон» под скромным псевдонимом Петр Александров, состоящую из трех рассказов. Вскоре с этими рассказами Петр Александрович явился к Бунину. Рассказы были весьма наивными, но давали представление о душевном облике автора. В литературном творчестве Ольденбургский видел смысл своей жизни.
Он, как и Бунин, грустит о России. Это отражено в рассказе «Одиночество», где он вспоминает имение Ольгино: «Грустно стоит заколоченный белый дом с колоннами и мезонином, направо конюшни, налево - флигель. Выпиваю несколько рюмок водки, наскоро обедаю. Сажусь в кресло, стараюсь читать, но не могу прочесть ни страницы... Подхожу к окну, гляжу во двор на заколоченный дом, иду к столу, наливаю стакан водки, залпом выпиваю...» И дальше:
«Еду проселком. Собаки, высунувши языки, тяжело дышат, идут позади лошади. Постепенно угар травли проходит.
Вспоминаю об охватившей меня сладкой дремоте, стараюсь снова привести себя в то же состояние, но напрасно... Зачем не слышу я Ее звонкого смеха, не вижу Ее больших добрых глаз. Ее ласковой улыбки? Неужели навсегда, на всю жизнь разлука, одиночество?» Он просит Бунина помочь напечатать этот рассказ, поскольку он ему дорог из-за воспоминаний о бывшей супруге Ольге Александровне.
В 1922 году Ольденбургский пишет Ивану Алексеевичу: «... Здесь стоят холода, теперь настала дождливая погода, море бушует... Настроение у меня не радостное, хочется поскорее весны, думается, что с ней пройдет и тоска. Сегодня начал писать, но что-то не пишется, не нахожу слов для выражения мысли, изображения картины...» В другом письме он продолжает: «... начал писать задуманную повесть, но пишу с большим трудом. Погода ужасная, бури, дождь... тоска и страшно одиноко».
Однажды Бунин неожиданно встретил Ольденбургского в Вансе близ Ниццы, Петр Александрович очень обрадовался, но к своему ужасу не мог даже поцеловать руку Вере Николаевне. У него была скоротечная чахотка, отчего на глазах его навернулись слезы.
Последнюю зиму Ольденбургский провел в санатории в Париже. К весне он переехал в Ревьеру, и уже ничего не могло его спасти. В 1924 году на 56-м году он умирает «в бедности и одиночестве». На его смерть в газете «Дни» появляется статья М. Алданова, в которой автор называет Петра Александровича «человеком совершенно удивительной доброты и душевного благородства». |