Форма входа

Категории раздела

Замок до 1917 года. [5]
Замок в советскую эпоху. [3]
Место замка в новой России. [4]
Легенды о замке. [24]
Хозяева замка и их наследники [40]
Правда об Ольденбургских [7]
Подборка статей Н. В. Ильинского
Род Ольденбургских [11]
Материалы из книги Л.Образцовой "Ольденбургские"

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 954

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Пятница, 29.11.2024, 00:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » История замка Ольденбургских. » Хозяева замка и их наследники

Крестники Великой Княгини
Этот старинный дворец в глубине парка люди, романтически настроенные, называют, приходилось слышать, «застывшим аккордом». Он и впрямь красиво «звучит» на фоне роскошного пейзажа с заповедным бором и словно упавшими в него с небес зеркалами неза­мутненных озер. В путеводителях замок поселка Рамонь обозначен как «дворец Ольденбургских»
 
 Принцесса Ольга
 

По отцу она великая кня­гиня Романова, родная сест­ра последнего русского царя Николая II. по мужу - прин­цесса Ольденбургская. Род этот древний, исток его в скандинавском рыцарстве. В конце XII века Ольденбургские, правившие одним из германских герцогств, пород­нились с домом Романовых. Петр - муж Ольги - после­дний представитель рода по мужской линии.
 
Великой княгине Ольге было 19 лет, когда она при­ехала на жительство в Рамонь. Представление о том, как выглядела, дает фотография. Миловидная женщина и пла­тье с кружевным вopoтнич­ком - ни дать, ни взять, юная учительница, ушедшая после Бестужевских курсов в народ - сеять разумное, доброе... прожила Ольга в Рамони не­сколько лет, оставив о себе добрую память.
 
Однажды по весне встре­тил я у дворца старика в вы­линявшем полушубке. Он осе­нял себя крестом, приговари­вая: «Царствие тебе небесное, матушка Ольга Александров­на!» Я еще обратил внимание на то, что дед говорил о принцессе, как о родном че­ловеке. 
 
- Мы с ней и в самом деле родня! - важно промолвил обладатель видавшего вида тулуп­чика. - Так что, любезный, не усмехайся: крестная она мне.
  
Дедушка говорил правду. У Ольги немало было крестни­ков. Она заботливо следила за тем, чтобы они учились, по­могала одеждой, обувью. А во время эпидемий ходила по ба­ракам, не боялась заразиться. Шутила: «К принцессам зара­за не пристает...»
 
Но вот личная жизнь у нее не складывалась. Разные кри­вотолки ходили по поводу ее брака. Большинство во всем винило-таки принца: дескать, мало уделял внимания супру­ге, чрезмерно увлекался охо­той, лошадьми. Однако, судя по всему, не страсть к развле­чениям развела Петра с Оль­гой. Как мне рассказывали, у них были разные взгляды на то, каким путем развиваться России, пережившей бурю 1905 года. Ольга хотя и «ходила в народ», но считала незыбле­мым порядок, при котором одни живут в роскоши, а дру­гие в нищете. Она не понима­ла своего благоверного, когда тот посещал крестьянские «сборища», увлеченно читал брошюрки об устройстве мира на принципах свободы и ра­венства.
 
Идейный конфликт зашел столь далеко, что в 1916 году Ольга навсегда покидает Ра­монь с подвернувшимся ей «под горячую руку» поручиком Куликовским. После Февраль­ской революции она скитается по взбаламученной России до тех пор, пока не прибыл ко­рабль, присланный за нею ко­ролевой Великобритании,
 
Стамбул, Копенгаген, То­ронто... В Канаде она жила в доме русских эмигрантов Мартемьяновых. Вот лишь один эпизод. Однажды в Торонто по­жаловала на яхте все та же королева Великобритании. Зная, что здесь живет ее родственни­ца, королева пригласила Оль­гу в гости. Но визит чуть было ие сорвался. У Ольги Алексан­дровны не нашлось платья, мало-мальски пригодного для приема. После долгих колеба­ний она купила новое, истра­тив последние 30 долларов. В этом платье ее и хоронили...
 
Принц Пётр
 
Рамонские старики расска­зывали, что молодой принц любил ходить «на болото». Там собиралась «мотаня», то бишь веселая компания девчат и пар­ней. Они пели и плясали под балалайку или гармонь. Прин­ца «ждали, как Бога», потому как он виртуозно играл на этих инструментах. Предпочитал Петр лапту, где ценились лов­кость и умение поразить сопер­ника мячом, сплетенным из конского волоса. От ударов на теле игроков оставались синя­ки и шишки. Парни поначалу щадили принца, но он обижал­ся: «Играть надо по-честному...» Сказано - сделано. Серега Целуев, один из лаптежников, за­пустил мячом с такой силой, что принц упал. Парни враз ото­ропели - что-то будет. А ничего. Петр засмеялся, подошел к Сереге и дал ему червонец - по тому времени немалые деньги. Промолвил:
 
- Выпейте за мое здоровье, конфет своим девчатам купите. Только уговор: Ее Высочеству, мамане моей не говорите, что я малость ушибся. Иначе она меня в Петербург отправит, там в лапту играть негде и не с кем...

  
Русский писатель Иван Бу­нин, случайно встретившись с Петром в Париже, набросал его портрет: «Меня удивил его рост, худоба - какая-то особен­ная, древняя, рыцарская... Не­большие подстриженные усы красно-коричневого цвета и выцветшие глаза, скорбные, тихие и очень серьезные, под треугольно-поднятыми бровя­ми...» Ну чем не Дон Кихот из Ламанчи? Бунин встретил принца Петра, когда тому пе­ревалило за пятьдесят.
 
Бунин знал, что Петра свя­зывала дружба с царем Нико­лаем II. «Его, царя, политику, - свидетельствует писатель, - он всегда считал безумной». Бунин цитирует слова принца, однажды сказанные Петром после встречи со «старыми ре­волюционерами»: «Как груст­но, что Коля (царь Николай II) никогда не бывал на подоб­ных вечерах. Все, все было бы иначе, если бы вы (революци­онеры) с ним знали друг дру­га...»
 
После 1917 года Петр не хо­тел уезжать из России. Уеди­нившись на хуторе Сорокино, что неподалеку от Рамони, он увлеченно занимался научно-сельскохозяйственными опы­тами. Но когда мужики прозна­ли, что принца ждет арест, они решили действовать. С документами, удостоверяющими, что «... податель сего является кре­стьянином Березовской воло­сти», Петр Александрович Ольденбургский, одетый в армяк и драную шапку-треух, прошел беспрепятственно через все че­кистские кордоны и вскоре оказался за границей.
 
На чужбине принц начал писать «рассказы из народно­го быта». Его герои, рабочие и крестьяне, пережив револю­ционный угар, душой пони­мают, что другого пути для них, кроме того, что указан Христом, нет и быть не мо­жет. Завел Петр Александро­вич собственную ферму под французской Байоной - с ко­ровами, курами, кроликами и садом.
 
Иван Бунин очерк о встре­чах с Его Высочеством закан­чивает потрясающими строка­ми: «Гроб ею стоит теперь в подземелий русской церкви в Каннах, ожидая России, упо­коения в родной земле».
 
Ну а что же дворец? Его «биографий» повторяет пе­рипетии, выпавшие на долю всей российской империи, Сразу после октября 1917 года из него вывезли в неиз­вестном направлении ценно­сти - картины, книги, ме­бель, посуду. Приспосабли­вали дворец под солдатскую казарму, тифозный лазарет, под библиотеку, институт, военный госпиталь, под за­водоуправление. Сейчас хо­дят разговоры, что якобы «положил» на него глаз не­кий «новый русский» - меч­тает обосноваться в здании, которое архитектор Нейслер построил, совместив несок­рушимость рыцарского зам­ка с комфортом, достойным коронованных особ. Но зна­ющие специалисты уверены, что никакого другого вари­анта,   кроме   музейного, дворец «просто не выдержит физически». И они, по-види­мому, правы: прошлое надо вспоминать, а жить в нем не­возможно.
Пятерим ВАРФОЛОМЕЕВ,
соб. корр. «Труда».
«Голос Рамони» от 10 сентября 1999 года
Категория: Хозяева замка и их наследники | Добавил: istram (13.08.2009)
Просмотров: 1696 | Рейтинг: 4.7/13
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024