Когда-то в далеком детстве, уже около полувека тому назад, в одном из своих первых походов на речку с отцом я босой ногой нечаянно наступил то ли на битое стекло, поросшее травой, то ли на ржавое железо, выброшенное ледоходом.
Боль со временем забылась, но испорченный праздник купания в реке надолго врезался в память...
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Река Воронеж намного старше одноименного города и прочих селений на ее берегах, в т.ч. и Рамони. Однако не стоит здесь говорить о влиянии строительства петровских кораблей и прочем судоходстве в период Ольденбургских. И все же я еще застал последние плоты пахучих сосновых бревен, которые гнали с липецких верховьев на восстановление Воронежа, разрушенного войной. Помнятся и тихоходные катерки, волокущие баржи куда-то вверх.
Низкий деревянный рамонский мост тогда не разводился, а поднимался в своей середине четырьмя лебедками. Помнятся ледоходы и разливы, моторки на перевозе людей. Высокие трамплины и глубокие обрывы по правому берегу Ярушки, или Колена, еще не заросшие камышом и кустарником, горячий песок пляжей...
Река Воронеж - длиной 469 км. Берет начало на границе Рязанской и Тамбовской областей ниже г. Мичуринска. Два русла рек - Лесной и Польной - сливаются в одно. На востоке Липецкой области делает крутой поворот с северо-запада на юг. В Липецке - левый приток Матыра. Правый берег - крутой, возвышенный. Левый - низменный, лесной. У Рамони - Усманский бор - заповедник (с 1922) и левый приток - река Усманка. Перед впадением в Дон - плотина Воронежского водохранилища.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УДАРЫ
Наряду с моторными лодками и сточной «грязнушкой», текущей меж огородами ул. Победы и лучами Колена одним из главных экологических ударов по реке Воронеж явилось открытие Воронежского водохранилища в 1972 году. Оно поднялось выше чертовицких лугов и пляжей под Барковой горой и постепенно заболотило их. Поднялся и уровень затонов в районе устья Усманки (ниже пос. Радчино) и река практически потеряла течение. Затоны начали цвести и заболачиваться, особенно Радчинский - из-за сточных вод турбазы «Березка» и других.
Моторок по реке тогда носилось довольно много. Только на лодочной базе сахзавода числилось более 50 моторных сейфов. Лодки размывали берега, загрязняли бензином воду, угрожали здоровью купающихся. Поэтому после экологических экспедиций, организованных нашим земляком, журналистом В. Песковым по Усманке (1970) и Воронежу (1975), базу моторок закрыли, и на реке дышать стало легче.
Однако с другой стороны от Липецка по Воронежу к Рамони катились сточные воды двух железных гигантов: НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат) и тракторного завода. На пляжах самого Липецка купание запрещали еще в середине 1970-х годов в связи с прорывом канализации. Вместе со сбросами заводов это приводило к тому, что теплой зимой русло реки не замерзало на 20-25 км ниже Липецка, и под Рамонью река вскрывалась уже в середине февраля.
НОВОЕ ВРЕМЯ - НОВЫЕ ПЕСНИ
В новую эпоху рыночной экономики на многострадальные берега Воронежа и Усманки обрушился вал рыночного мусора. Если раньше, кроме бензиновой грязи от лодок и машин, это были в основном стеклянные бутылки и навоз от коровьих стад, то теперь к этому добавился одноразовый пластиковый мусор: пакеты, баклажки, жестяные банки и т.д.
"Мешки" |
Огромные стеклопластиковые кучи стали скапливаться вокруг диких автостоянок не только на всех пляжах, но и практически в каждом живописном уголке по обоим берегам реки Воронеж, куда проникал вездесущий и наглый новый рыночный автомототурист. Особенно это усилилось с середины 1990 годов, - после закрытия пляжей Воронежского «моря». И если у кого-то из отдыхающих хватает ума вырыть ямку для мусора вдали от берега, то большинство бросают (бьют) бутылки вокруг костров-стоянок или (еще хуже) сваливают с берега в реку. И рамонским старожилам, теперь изредка выбирающимся на речку своего детства, уже практически негде искупаться, чтобы не поранить ноги.
О рыбе уже говорить не приходится: вытравили. Это подтверждают знакомые рыбаки. |
ОТ ВОЛЧЬЕЙ ПРИСТАНИ ДО ФЕСТИВАЛЬНОЙ ПОЛЯНЫ
После пляжа Колено, в последние годы весьма заезженного и замусоренного, особенно налевом, некогда песчаном берегу, главным турсборищем стал Радчинский луг, теперь прозванный «Фестивальной поляной». Более 300 лет назад это место звалось Волчьей пристанью. В эпоху Петра I здесь устроили одну из первых военных верфей и 18-метровая шнява «Таймолор» во главе с В. Берингом в 1711 году отправилась в свой последний поход...
В память о тех событиях сохранился судовый затон, ныне заросший и замусоренный.
Более 100 лет назад (в 1880-е годы) Радчинский левобережный полуостров (меж рекой и затоном) облюбовали воронежские рыбаки, в послевоенные 1950-60 годы плотно застроившие его своими дачами на сваях, чтоб не заливало весной.
В эти же годы после прокладки рамонских улиц Победы и Чапаева крутые лесные склоны правобережья отдали под базы отдыха воронежским строителям, геологам и студентам пединститута. Последние устроили на Радчинском лугу-полянке свой стадион и даже летний бассейн с трамплинами (стояли до середины 1980-х годов).
В 1970-90 годы на Радчинской поляне в начале лета проводились районные и областные слеты туристов-школьников.
МУСОРНЫЕ ФЕСТИВАЛИ
А в 2000 году на Радчинскую поляну впервые высадился огромный десант бардовской песни «Парус Надежды», расширенный до всероссийского (по аналогии со знаменитым Грушинским Фестивалем на Волге, напротив Жигулей).
Первые три года (1997-99) «Парус» собирался за устьем Усманки у левобережного кордона «Пески». Затем три года проводился на Радчинской поляне. По замыслу устроителя «Паруса» А. Демиденко смена места фестиваля связана прежде всего с экологией, чтобы не загрязнять до конца лес и реку.
В дождливое лето 2003 г. на Радчинской поляне было проведено сразу 4 многотысячных турмероприятия.
Кроме бард - фестиваля, это и всероссийские соревнования МЧС с участием пожарных войск. При этом оба мероприятия прошли в течение двух недель.
В августе - опять же всероссийские соревнования юных туристов (опять целую неделю), а в сентябре - областной турслет студентов и преподавателей. И все эти слеты-съезды проходили с участием нескольких тысяч человек (до 15 тысяч, больше, чем все население Рамони!) и нескольких сотен машин самого разного калибра и марок.
И после каждого такого нашествия - большие горы мусора из пакетов, баклажек, жестяных банок и стеклобутылок. Правда, если первые два сбора все же старались убрать за собой, выставив мусорные ящики, то последние два не убирали почти ничего. Так и остались кучи мусора из одноразовой посуды, выжженные поляны и вытоптанные берега реки на протяжении почти 1 км с «автографами» участников: Калачеевский район, Богучарский...
В последние лета я стал редко выбираться на Радчино к знакомым рыбакам. Я уже заранее знал, что на обратном пути мне купаться не придется, т. к. весь вечер до тьмы я буду убирать за нерадивыми пляжные берега, чтобы новые речные оккупанты не поранили ноги.
КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?
Это вечные русские вопросы, на которые практически нет ответов.
Начну с дальней истории. Еще в 1770 году Сенат при Екатерине II по докладу знаменитого адмирала А. Н. Сенявина, владельца Конь-Колодезя, запретил всем без исключения лицам бросать мусор в Дон.
Такое можно увидеть практически на каждом пляже.
Однако за прошедшие 200 лет наш тихий Дон, текущий по безлесной черноземной степи, сильно загрязнился не столько черноземными стоками с распаханных полей, сколько мусором и промстоками стоящих на нем городов и сел.
Нашу лесостепную реку Воронеж пока еще спасают островки леса на супесчаных берегах. Однако от промстоков, канализации и мусора больших селений у реки спасения нет и спасать ее должны сами люди.
О некоторых проблемах экологии Рамони я писал 13 лет назад (см. «ГР» 30.05.91 г.). В связи с сокращением корпусов райбольницы уменьшились вредные стоки в отстойник над пляжем. Меньше стало навозных стоков в Айдаровский лог с ликвидацией откормочных ферм. Однако эта палка о двух концах: уменьшение забора жома стало переполнять яму сахзавода и грязная вода течет прямо в реку Воронеж.
Но вот проблема мусора возрастает. Об этом недавно подробно написал юрист О. Олейников (см. «ГР» 9.12.03 г.).
Однако проблема утилизации отходов не только рамонская, но и всей мировой цивилизации, этот мусор производящей. Замечено: чем меньше и умнее страна, тем больше она старается переработать отходов. Так, в Японии перерабатывается до 50 % отходов, в странах Западной Европы - 30 %, а лидер цивилизации США - только 15-20 %. США проводят вредную политику вывоза мусора в бедные третьи страны.
Соглашение недальновидного Горбачева с Рейганом об открытии русских ворот для американского рынка обернулось мусорной бедой для России. Ибо все продвинутые ценности США, начиная от рекламы и кончая разрушительными фильмами, явились для нашей страны растлевающей грязью: и материальной, и моральной. У нас внедряется в жизнь доктрина шпиона А. Даллеса: «...Мы подменим их ценности на фальшивые и заставим в них верить... Мы найдем союзников в самой России. И постепенно будет разыгрываться грандиозная трагедия гибели самого непокорного народа, его самосознания, природы и культуры».
Новые российские правители, по существу, дали добро этой разрушительной доктрине.
... Я не против авторской песни, сам писал о первом «Парусе» на Песках (лето-97-го). Но вот проводить многотысячные шоу надо подальше от реки, хотя бы в том же Айдаровском логу. И берега реки будут чище, и комхоз для вывоза мусора отвлекать не надо: у них и так забот выше крыши.
И вообще надо резко ограничить подъезд машин на речные берега и пляжи, как это сделала турбаза «Путь к себе», огородив Радчинский луг от колес. Кто хочет купаться и отдыхать на реке, пусть оставляют машины на стоянке, а к реке идут пешком и, главное, убирают за собой мусор.
На природе, особенно на реке, надо вести себя как в храме, как это делали наши дальние предки. Только тогда нам удастся сохранить ее для потомков.
Но что же делать с растущими мусорными свалками? А то, что давно делают в Европе: сортировать и перерабатывать. В той же Германии известного воронежского футболиста И. Саенко оштрафовали только за то, что он не разложил свой мусор по видам в спецящики: стекло - к стеклу, пластик - к пластику и т.д. К сожалению, в этом плане россияне очень плохо воспитаны.
Поэтому, чтобы нас уважали, всем надо позаботиться о создании сети заводов (цехов) по переработке мусора. Технологии давно гуляют по Интернету: надо только пойти и применить на наших свалках. Опыт других стран показывает, что это дело окупаемое и даже прибыльное.
А беспорядочные свалки вокруг Рамони копеечными штрафами не решить. Нужны более жесткие меры, но прежде - пропаганда чистой природы и чистой жизни.
В.ШИЛОВ.
п. Рамонь. |