...Прекрасный парк с нагорными аллеями, простирашимися практически до реки Воронеж, являлся гордостью принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской. Остатки парка с красивыми старинными деревьями и сегодня можно обнаружить в окрестностях дворца. К сожалению, лучше всего бывшие парковые аллеи просматриваются на аэрофотосъемке, где опытный глаз подскажет интересующемуся архитектору или краеведу места фундаментов утраченных ныне строений и те самые линии аллей, которые исчезли под ударами топора в минувшие годы.
Вход в верхнюю часть дворцового парка. Фото начало XX века
От реки, со стороны сахарного завода, дворец сквозь зелень листвы просматривается таинственно и торжественно, и особенно явственно проступает тревога за запустение вокруг бывшего имения высокородных хозяев.
Дворец сказочно красив в любое время года, а разросшаяся растительность привечает весной соловьев и прочую певчую птичью братию.
Аллеи рамонского парка не просто частица всего паркового ансамбля. Они - частица истории всего дворцового комплекса, со временем украшенной легендами и загадками. Когда поднимаешься вверх по каменным лестницам к дворцу, иногда кажется, что прошлое вот-вот оживет, и навстречу экскурсантам выйдут принц и принцесса Ольденбургские, церемонно ответят на приветствие гостя и пригласят посетить их скромную обитель...
Сквозь естественную нагорную дубраву была прорублена широкая просека и каменная лестница смотрелась снизу растянутыми мехами огромной гармоники, когда подгулявший музыкант - то ли с радости, то ли с горюшка - рванет «Камаринского» или «Барыню»...
При реставрации площади перед главным фасадом дворца строителям открылся странный провал грунта, напоминающий подземный ход больших размеров. Ход этот явно уходил в подвалы дворца, а может, и за его пределы.
Связавшись с Москвой, так как дворец принцессы является памятником федерального значения, строители получили указание провал засыпать и не лезть в подземный ход. Причин такого решения не указали...
Тайны подземного хода дворца Ольденбургских еще ждут своего пытливого исследователя - может, в недалеком будущем и найдется тот. кто их раскроет.
За дворцом на верхней площадке лестницы по желанию принцессы был оборудован таинственный грот, куда была подведена система водоснабжения. Струйка воды изо рта сказочной рыбы, выполненной из металла и укрепленной над гротом, стекала в бетонную чашу и терялась в сложной системе водослива.
Местные экскурсоводы поведают старинную легенду, что из этого грота подземный ход вел к подвалам дворца и если ночью кто-то подходил к этому гроту, то мог слышать все, что происходит во дворцовых покоях.
Экскурсантам поведают и еще одну легенду рамонского замка - о жутком чудовище-вурдалаке, что повадился пить кровь у дворцовой ключницы...
Сегодня не увидишь воочию металлической рыбы, в конце XX века непонятным образом исчезнувшую со своего законного места. Но, думается, придет время - и лестница, и грот, и смотровая площадка обретут свое былое великолепие, забьют фонтаны вокруг парка и железная рыба будет так же, как прежде, молчаливо и равнодушно взирать на любопытных посетителей. Проложат березовые мосточки по тропинкам косогора, и будет раздаваться окрест веселый гомон друзей Ольденбургских.
За дворцом на верхней площадке лестницы по желанию принцессы был оборудован таинственный грот, куда была подведена система водоснабжения. Струйка воды изо рта сказочной рыбы, выполненной из металла и укрепленной над гротом, стекала в бетонную чашу и терялась в сложной системе водослива.
Местные экскурсоводы поведают старинную легенду, что из этого грота подземный ход вел к подвалам дворца и если ночью кто-то подходил к этому гроту, то мог слышать все, что происходит во дворцовых покоях.
Экскурсантам поведают и еще одну легенду рамонского замка - о жутком чудовище-вурдалаке, что повадился пить кровь у дворцовой ключницы...
Сегодня не увидишь воочию металлической рыбы, в конце XX века непонятным образом исчезнувшую со своего законного места. Но, думается, придет время - и лестница, и грот, и смотровая площадка обретут свое былое великолепие, забьют фонтаны вокруг парка и железная рыба будет так же, как прежде, молчаливо и равнодушно взирать на любопытных посетителей. Проложат березовые мосточки по тропинкам косогора, и будет раздаваться окрест веселый гомон друзей Ольденбургских.
...Рассказывая о парковой системе дворца, уместно дополнить историю ее заметками архитектора и исследователя имения Рамонь Ларисы Валерьевны Кригер: «К югу от парадного двора разместился «верхний парк», клином выступающий на юго-запад. С запада его ограничил корпус для свиты, а на клинообразной территории располагались оранжереи (утрачены). Здесь же был и служебный въезд в усадьбу.
Выложенная камнем дорога от дворца к сахзаводу. Фото начало XX века
Главная композиционная ось усадьбы, проходящая через ворота и дворец, была продолжена по склону парковой лестницей с террасами, ведущей к комплексу сахарного завода».
С размываемых дождями осенью косогоров натаскивали на булыжник, по которому везли свеклу, глину и грязь. Выложенная по указанию принцессы подпорная стенка стала надежной защитой от этой напасти. Но люди на работу ходили вниз, стараясь идти по серпантину парковых тропинок, проложенных по косогору. Это было оттого, что в сырую погоду и зимой был скользким булыжник на основной дороге - а особенно, с сезонным пуском сахзавода из поднимавшихся вверх, в «Откормочное», телег с жомом текло на дорогу, - и большой уклон не обещали им приятных «прогулок».
К югу от дворца, на визуальном продолжении второй композиционной оси, в 1901 году был выстроен флигель «Уютный». Службы этой «мини усадьбы» были устроены восточнее. От дворца к «Уютному» вела дорожка, при которой через лощину был перекинут мостик. В конце XIX века о рамонском имении писалось: «Рамонь - один из прелестнейших уголков, достойных внимания всякого путешественника. Великолепный царский дворец, отличающийся необычайной простотой, но в то же время большим вкусом и изяществом...
С башенки дворца открывается со всех сторон чудный ландшафт: у подножия дворцового парка, в нескольких саженях от правого берега реки, виднеются постройки рамонского свекло-сахарного завода, далее, через реку, на левом ее берегу в чаще находится зверинец. С противоположной стороны дворца, с той же башни, ваше око любуется образцово устроенной народной школой и больницей; далее советуем заглянуть в японский павильон и в образцовые конюшни»...
Таким образом, усадьба Ольденбургских «Рамонь» является ярким и целостным ландшафтно-архитектурным памятником позднеромантического стиля конца XIX века.
Историю парка можно дополнить интересными заметками Владимира Анатольевича Шилова, где он пишет: «Аллеи можно видеть и сегодня, а сад был вырублен и застроен новыми рамонскими «принцами».
...Липовые аллеи через прекрасный яблоневый сад вели и к специальному охотничьему домику с полуподвалом, который принцесса выстроила для своей многочисленной псарни. В конце каждой из этих аллей была посажена вечнозеленая сосна.
Новизной устройства охотничий домик не отличался: в полуподвале сооружения размещали собак - порою их содержалось до двухсот особей, а на «верхнем» этаже, куда вела деревянная лестница с широкими перилами, жили егеря и прочий «спецперсонал по собачьей обслуге»: кухонные работники - за качеством питания животных следили с особенной тщательностью, - ветеринары, обязанностью которых было не только обеспечивать здоровье дорогостоящих собак, но и принимать у них «роды».
...Липовые аллеи через прекрасный яблоневый сад вели и к специальному охотничьему домику с полуподвалом, который принцесса выстроила для своей многочисленной псарни. В конце каждой из этих аллей была посажена вечнозеленая сосна.
Новизной устройства охотничий домик не отличался: в полуподвале сооружения размещали собак - порою их содержалось до двухсот особей, а на «верхнем» этаже, куда вела деревянная лестница с широкими перилами, жили егеря и прочий «спецперсонал по собачьей обслуге»: кухонные работники - за качеством питания животных следили с особенной тщательностью, - ветеринары, обязанностью которых было не только обеспечивать здоровье дорогостоящих собак, но и принимать у них «роды».
Домик не поражал изяществом своей архитектуры, но все же был достаточно привлекателен. Крыша дома была с так называемым «фонариком», окно которого, равно как и двери, выходило-смотрело на крутые бугры и склоны дубового «Зимнего парка». В него любили захаживать волки...»
Особенно красив был дворец со стороны смотровой площадки у «Дарственного памятника». Рядом с памятником была посажена сосна, установлена садовая скамейка, и все приходящие к ней могли созерцать как дворец, так и окрестные заречные дали.
Много легенд связано и с мостиком, который кто-то прозвал «мостиком любви», местный люд с удовольствием поведает их с добавлением различных деталей.
Говорят, что «Дарственный памятник», сброшенный современными вандалами под откос «Уютный», ждет своего часа.
И есть надежда, что со временем он займет свое законное место...