Л. А. Образцова и Г. М. Сокольская у экспонатов выставки.
Надо сказать,
что в старину в России
самые красивые самодельные вещи
передавались по наследству, ими гордились, их демонстрировали
знатокам
рукоделия. Большинство русских дворян держали личные «девичьи» - мастерские по кружевным и
белошвейным работам, производству полотна. В Воронежской губернии
работали
мелкие кружевные, вышивальные и ковровые заведения.
В
слободе
Талах Богучарского
уезда была организована Писаревская школа прядения и ткачества. В селе Староживотинном
действовала учебно-ткацкая
мастерская Великой княгини Ольги Александровны Ольденбургской,
управляла которой
госпожа Нарышкина, в Рамони - мастерская принцессы Е. М. Ольденбургской.
- Барская усадьба в селе Горожанке
Рамонского района, как и многие старинные усадьбы, сохранившиеся до наших дней, окутана множеством тайн, легенд,
загадок. Барский дом был построен Александром Алексеевичем Веневитиновым -
родственником новоживотинновских Веневитиновых. Когда-то в имении существовала
школа-мастерская, - уточнила в беседе Л. А. Образцова.
На средства
помещиков Чоколовых в Горожанке была открыта учебная школа-мастерская Екатерины Николаевны Чоколовой под названием «Мебель, ковры, вышивка
и кружева». Если углубляться в историю
самой мастерской, то следует сказать,
что из архивных источников известно, что «в ковровом и кружевном отделениях
обучались ткать ковры и вязать
кружева крестьянские девочки в
возрасте от десяти до шестнадцати лет
под руководством опытных наставниц.
Материальная польза мастерских выразилась
для крестьян в том, что каждая девочка, научившаяся кружевному или ковровому искусству, получала в месяц от двух до пяти рублей жалованья. От многих крестьян
приходилось слышать, что у них «девка дороже мужика:
девка и хлеба купит, девка и подать
заплатит». В мастерских девочки обучаются, кроме рукоделия, грамоте, арифметике, Закону
Божьему и церковному пению. Матери, привлекаемые заработком детей, охотно посылают
их в школу. Мастерицы производили
чрезвычайно приятное впечатление».
И Екатерина
Николаевна Чоколова, и Евгения Максимилиановна Ольденбургская были погружены в красоту ковровых узоров, рисунков, были знакомы с ткацким
искусством других стран. Яркие, колоритные
образцы ткачества с многочисленными узорами, цветочными построениями были прекрасным украшением
интерьеров. Известно, что чудесные горожанские ковры выставляли на различных
московских и петербургских ярмарках. И везде они имели огромный успех. Однажды две девушки были
направлены набираться мастерства в Москве и
там получили заказ от петербуржцев на изготовление ковра «Адам и Ева». По рассказам старожилов, этот ковер попал на Всемирную выставку
художественных изделий в Париже и
был куплен Лувром. За свою работу они получили по золотым сережкам. Имя одной из них Наталья Васильевна
Клепова (Гладнева) (1882-1976). В восемнадцать лет она вышла замуж и переехала из Горожанки в Гудовку.
Дочери Натальи
Васильевны Гладневой продолжили дело матери. Старшая дочь Мария Ивановна
Гладнева (1917-2002 г.г.)
всю
жизнь проработала учительницей начальных классов в Хохле. Была женщиной
деятельной, жизнерадостной, примерной хозяйкой, хорошим организатором, что помогло ей
создать в Хохле ковровую
мастерскую. Один из ковров мастера-ковродела Марии Ивановны Гладневой хранится в Воронежском областном краеведческом
музее.
Младшая дочь
Анна Ивановна Гладнева (1919-2004 гг.) также ткала ковры, имела безупречный художественный вкус. По качеству исполнения и сложности рисунка
ручные ковры в целом не превзойдены. Искусство ручного ковроткачества нашло
продолжение у нынешних потомков семьи Гладневых - Галины Владимировны Гладневой, проживающей в Воронеже.
Прекрасным плетением кружев владела
и Вера Ивановна Жильцова (1886-1983 гг.). Она прожила
более 90 лет и ее внучка Галина Владимировна запомнила бабушку с
катушкой белых ниток в руках, из которых она
вязала подзорники, кружева, скатерти,
салфетки и прочие «изыски». В Горожанской школе-мастерской Вера
Ивановна получила неплохое образование.
Впоследствии она переехала в Рамонь. Внучку Галю она учила не только вязать салфетки, но и пить чай из блюдца, приучала к
хорошим манерам.
Декоративно-прикладное искусство в
виде вязания кружевных салфеток стало
своеобразным хобби Галины Владимировны Жильцовой. Салфетки ее
художественно выдержанны, великолепны, радуют глаз. У нее хорошо развит художественный
вкус, видение предмета. Вообще вязание
салфеток - достаточно кропотливая
работа, которая требует большого терпения. Нужно владеть не только
техникой, но и чувствовать, пропускать
изделие через себя. Черно-белую салфетку из журнала Галина Владимировна мысленно представляет в определенном
цвете, размере, стиле. В современном кружеве, развивающем богатые
художественные традиции русского кружева,
она стремится использовать русские типы узоров, а также новые
орнаментальные мотивы. Слияние ажурных орнаментов
и узоров, разнообразие ритмических построений, невольно создает впечатление,
что кружевные салфетки настолько прозрачны, воздушны, тонки, как будто
светятся: легкость и эластичность рождают поистине
сказочное творение, а любовь к
своему увлечению - это великолепие.
Однако вернемся к Ольденбургским. По словам Л. А. Образцовой,
ковровая мастерская Ольденбургских в Рамони также славилась на всю округу. К
иным из них рисунки придумывала сама принцесса. Ныне сохранилось здание, в
котором располагалась мастерская. Там не
только ткали ковры, но и вышивали, вязали изделия. В некоторых семьях
сохранились полотенца с вышитыми инициалами Ольденбургских принцесс, которые
они по случаю раздавали крестьянам. На выставке представлена эксклюзивная
салфетка из дворца Ольденбургских. Или как её назвала Л. А. Образцова,
жемчужина выставки. Салфетку отреставрировали, отбелили. Правда, непонятно,
чем она связана: то ли крючком, то ли спицами. Это - бренд выставки.
Здесь можно также увидеть уникальные предметы - подлинные открытки,
выполненные рукой Великой княгини Ольги Александровны. На переднем плане
небольшой белый квадрат - для письма, с
обратной стороны - место для
адреса. Экспонируются масляные полотна Ольги Александровны - два ее
портрета, портрет сыновей Тихона и Гурия и племянниц Марии, Татьяны, Ольги и Анастасии - дочерей
Николая II. Они предоставлены воронежским коллекционером Евгением Федоровичем
Панковым.
Также любители старины познакомились
с работой, выжженной принцессой Евгенией Максимилиановной Ольденбургской.
Иногда в нашей
жизни не хватает
радости, добра и красоты. Создавая
произведения декоративно-прикладного
искусства или любуясь предметами
старины, мы создаем себе праздник. Праздник души. Прекрасно, что старые традиции организации подобных выставок теми же Ольденбургскими живут и бережно сохраняются и в наши времена.
Остается
добавить, что салфетки предоставлены Н. Г. Михиной, Л. А. Образцовой, B. C. Березниковой.
На выставке
есть возможность полюбоваться прекрасными вязаным подзором (дар Е. И. Хрюкиной),
покрывалом - кружевным чудом! - из дворца
Ольденбургских в Ольгине (предоставлено
Г. М. Сокольской), скатертями
ручной работы Пелагеи Михайловны Лебедевой (1883-1972 гг.)
(предоставлена Т. А. Колосовой), Н. И.
Тулуповой (50-е годы), салфетками Г.
В. Жильцовой, шалями работы B. C. Березниковой. Поражает своей изумительной красотой скатерть
ручной работы, которая принадлежала Марии Георгиевне Муращенко (1895-1984 гг.), воспитаннице Ольгинской гимназии в г. Павловске 1914 г. дар Т. В. Валковой). А от ковра ручной работы А. И. Гладневой глаз невозможно
оторвать. Сколько в нём изыска, великолепия!
-Сегодня
наш музей похож на модный салон
салфеток, кружев, покрывал, -
отметила, открывая выставку, руководитель музея Людмила
Алексеевна Образцова. - И блистает
он всеми цветами радуги. Кружевные салфетки салатные, красные, розовые, сиреневые, жёлтые, белые, кремовые,
серые, голубые... так хороши собой, что можно любоваться ими
продолжительное время. Их больше 50 штук.
Выступая на
открытии выставки, Г. М. Сокольская поблагодарила Л. А. Образцову - хранительницу
музея - за тонкий художественный вкус в подготовке этой выставки.
-Сегодняшняя
выставка – уже третья в этом году, -
сказала Галина Михайловна. - И каждая по-своему хороша! Выставка кружев позволила нам окунуться в мир прошлого, познакомиться с настоящими мастерами по вязанию
кружевных изделий.
Коллекционер
из г. Воронежа Е. Ф. Панков познакомил присутствующих с личной коллекцией, в
которой собраны многие предметы из дворца Ольденбургских.