| Павел Николаевич ФИЛОНОВ – художник, теоретик
искусства, основавший и разработавший аналитическое направление в живописи,
представитель русского авангарда. Некоторые исследователи указывают на то, что
живопись Филонова имеет немало общего с литературой воронежца А. П. Платонова
и русского религиозного философа Н. Ф. Фёдорова, который также некоторое время
жил и работал в Воронеже. Но не только это объединяет Павла Филонова с
воронежской землёй, в начале 1900-х гг. он некоторое время жил и работал в
Рамони
Крестьянского роду - племени
Павел Филонов
родился 8 января 1883 года в Москве. Родители его – мещане г. Рязани. Отец
Николай Иванович – крестьянин из села Реневка Ефремовского уезда Тульской
губернии, до августа 1880 года – бесфамильный.
Лишь после
переезда в Москву за ним была закреплена фамилия Филонов. В Москве отец работал
извозчиком, а мать – Любовь Николаевна - обычной московской прачкой. Умерла
она от чахотки за год до того, как Павел с отличием окончил городскую
приходскую школу, в которой обучался с 1894 по 1897 год.
Павел рано начал
проявлять интерес к рисованию, поэтому после переезда в 1897 году в
Санкт-Петербург он поступил в живописно-малярные мастерские, по окончании
которых стал дипломированным маляром и работал «по малярно-живописному делу».
Одновременно с
этим с 1898 году он находил время для посещения вечерних рисовальных классов
Общества поощрения художеств, а с 1903-го - учился в частной мастерской
академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского. |
«На кистях мёрзла краска»
С этим периодом в
жизни молодого художника связана его работа в Рамони под руководством
художника Н. Н. Рубцова, которая, как писал Филонов в «Автобиографии» «велась
с июня по октябрь и окончилась, когда при работе на фасаде на кистях стала
мёрзнуть краска».
В июле 1901 года
состоялась свадьба Петра Александровича Ольденбургского и сестры Николая II,
Великой княжны Ольги Александровны. Для них в Рамони была построена небольшая
усадьба, декоративная роспись интерьеров и различные малярные работы в которой
были поручены приглашённым столичным мастерам, в числе которых и оказался
Павел Филонов.
Здесь его
поразили красивейшие южнорусские пейзажи, рамонская природа, отличавшаяся от
привычной для него северной санкт-петербургской. Неудивительно, что в
свободное от работы время он написал несколько пейзажей с натуры акварелью и
карандашом, а после возвращения в Санкт-Петербург - картину, на которой
изобразил восход солнца на реке, протекающей неподалеку от Рамони.
Существует предположение,
что Павел Филонов мог участвовать в работе над эскизами обёрток для конфет,
выпускавшихся «паровой кондитерской фабрикой», открытой в 1900 году
принцессой Евгенией Максимилиановной, а кроме того - ретушировать
художественные открытки, выпускавшиеся Обществом сестёр милосердия Красного
Креста им. св. Евгении, организованным принцессой.
В авангарде
В 1905 – 1907 гг.
Павел Филонов много путешествовал по Волге, Кавказу, посетил Иерусалим. Он
трижды пытался поступить в Санкт-Петербургскую Академию художеств, а в 1908
году наконец был принят вольнослушателем в школу при Академии художеств, из
которой в 1910-м он «добровольно вышел».
В это время
творчество Павла Филонова становится неотделимым от общего вектора движения
российского и мирового искусства первой половины XX века.
В 1910 году он
принял участие в выставке авторитетной авангардной группы «Союз молодёжи», в
организации которой приняли участие такие выдающиеся представители русского
авангарда как Елена Гуро и Михаил Васильевич Матюшин.
Павел Филонов
принимал участие в выставках и мероприятиях «Союза молодёжи» вплоть до его
распада в 1914-м. Таким образом, Павел Филонов стал свидетелем и непосредственным
участником событий, которым суждено было стать судьбоносными для всей мировой
истории искусства. В 1910 году он написал, по выражению самого художника,
«первую картину», названную «Головы». В ближайшее время это направление своей
деятельности он продолжил работами «Мужчина и женщина» (1912 – 1913 гг.), «Пир
королей» (1913 г.),
«Крестьянская семья» (1914 г.),
а также многочисленными работами на бумаге и картоне, которые он уже называл
«формулами».
Русский авангард
на сегодняшний день является одним из самых значительных событий в контексте
всей мировой истории искусства, предопределившим дальнейшие пути развития
искусства во всём мире. Для того, чтобы разобраться в хитросплетениях и особенностях
как всего прогрессивного искусства XX века, так и современного искусства,
необходимо учитывать, что все последующие направления в искусстве были
вынуждены считаться с достижениями русских авангардистов. Поэтому вдвойне
приятно, что русский авангард – самобытное, выращенное на русской почве
направление в искусстве. Безусловно, нельзя отрицать влияние на русский
авангард прогрессивного европейского искусства, однако, как справедливо
отметил один из главных идеологов русского футуризма Д.Д. Бурлюк, Сезанн,
Гоген, Ван Гог «открыли нам глаза – не к подражанию, а на возможность свободы».
На творчество
Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Казимира Малевича, Павла Филонова и
многих других авангардистов оказали огромное влияние русская иконопись, лубок,
народный орнамент. Неудивительно, что влиятельной группой авангардных
художников «Ослиный хвост», в которую кроме Ларионова и Гончаровой вошли Казимир
Малевич, Владимир Татлин, Марк Шагал и другие, образцами «настоящего» кубизма
были объявлены скифские каменные бабы и русские матрешки.
Друзья и единомышленники
В 1913 году Павел Филонов принял
активное участие в первых постановках футуристического театра. В декабре
этого года в театре «Луна-парк» были поставлены трагедия «Владимир Маяковский»
(автор В.В. Маяковский), автором большинства костюмов к которой стал Павел
Филонов, и опера Алексея Крученых «Победа над Солнцем», музыку к которой
написал авангардный композитор Михаил Матюшин, пролог Велимир Хлебников, а
декорации Казимир Малевич.
В 1914 году Павел Филонов принял
участие ещё в одном нашумевшем авангардном проекте – работе над литературным
сборником «Рыкающий Парнас», сразу же ставшим библиографической редкостью по
причине того, что из типографии удалось вынести всего лишь десять экземпляров
книги.
Вот что об этом пишет в своей
работе «История русского футуризма» профессор русской литературы
Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе В.Ф. Марков: «Теперь это кажется
невероятным, но Комитет по делам печати немедленно арестовал сборник якобы
из-за «непристойных рисунков» Филонова. Тщательное изучение рисунков этого
поразительного русского художника свидетельствует о том, что даже при очень
богатом воображении в них трудно усмотреть что-либо непристойное: под явным
влиянием русской иконы Филонов изобразил аскетического вида человеческие
фигуры».
В начале 1910-х гг. произошло
сближение Павла Филонова с другим талантливым русским авангардистом,
теоретиком искусства, математиком, создавшим теорию математических законов
истории, позволившую ему сделать несколько поразительно точных исторических
предсказаний, орнитологом, этнографом Велимиром Хлебниковым. В 1913 году Павел
Николаевич написал портрет Хлебникова, который, видимо, не сохранился.
Всё же бесспорно то, что их союз
был не просто творческим сотрудничеством единомышленников, но и дружбой очень
близких друг другу по духу людей. В марте 1915 года Матюшин издал в
Петрограде пьесу Филонова «Пропевень о проросли мировой» с иллюстрациями
автора. В этой работе, которая несколько напоминает православные песнопения,
древнерусские литературные произведения и вместе с тем картины самого
Филонова, поскольку фразы нередко походят на разбросанные по холсту краски,
что немного затрудняет процесс понимания написанного, автор следует традициям
кубо-футуризма. Очевидно, что пьеса была написана под сильным влиянием
Хлебникова. Особенное внимание в книге Филонов уделил теме победы над смертью
и хаосом, оставленным войной. Преодоление смерти, как думает автор,
достигается жизнью и любовью. Сам Хлебников считал «Пропевень о проросли
мировой» лучшей книгой о войне.
Чёрный период
Осенью 1916 года Филонов был
мобилизован на Первую мировую войну и направлен на Румынский фронт рядовым
2-го полка Балтийской морской дивизии. В Петроград он вернулся только в 1918
году и сразу же принял участие в «Первой свободной выставке произведений
художников всех направлений» в Зимнем дворце, на которой были представлены
работы из цикла «Ввод в мировой расцвет». Две работы из этого цикла («Победитель
города» (1914 – 1915 гг.), «Мать» (1916 г.) были подарены художником государству.
Тем не менее, в дальнейшем для
Филонова, как и для большинства авангардистов, исключение из которых может
составить разве что только Маяковский, наступил настоящий «чёрный период».
Идеи мастера не нашли официальной поддержки. Он не принимал заказов. Бесплатно
преподавал. Голодал.
Для Павла Николаевича были нередки
случаи, когда у него просто не было необходимых материалов, красок и холстов,
чтобы писать картины. Единственным источником дохода для художника с мировым
именем была маленькая пенсия «научного работника 3-го разряда».
В 1922 году Филонов подарил две
свои работы Русскому музею, в том числе «Формулу петроградского пролетариата»
(1920 – 1921 гг.)
В 1922 году Павел Филонов также
предпринял попытку реорганизовать живописный и скульптурный факультеты
Академии художеств в Петрограде. К сожалению, оно закончилась безуспешно.
Вокруг Филонова поднялась, обступившая его со всех сторон, стена отвержения,
изоляции, непонимания. Но и в этот период жизни ему удалось прочесть ряд лекции
по теории искусства, благодаря которым можно сделать некоторые выводы о
мироощущении мастера в это время. Результатом лекций стало появление одного
из важнейших документов аналитического искусства – «Декларации «Мирового
расцвета».
Национальное достояние
Имя художника Павла Филонова
навсегда вошло в историю ленинградской блокады, как и «Ленинградская» симфония
Дмитрия Шостаковича, как и подвиг защитников города, как и имена тех его
жителей, чьи жизни унесла эта страшная война. Умер он 3 декабря 1941 года в
блокадном Ленинграде от голода, а похоронен великий художник на Серафимовском
кладбище.
Павел Николаевич Филонов – один из
столпов искусства русского авангарда, одного из самых мощных и влиятельных направлений
в рамках искусства XX века. И нам очень хочется надеяться, что теперь, когда
со дня смерти Павла Николаевича исполнилось 70 лет, признанное во всём мире
искусство русского авангарда, ставшее одним из самых удивительных явлений в
русской и мировой культуре и одновременно с тем на долгие десятилетия
преданное забвению или порицанию у себя на Родине (вот уж воистину, «нет
пророка в своём отечестве»!), наконец-то обретёт признание как национальное
достояние и гордость не только в кругу узких специалистов и историков
искусства, но и среди нас, т.е. в среде современного российского общества.
Сергей РЯПОЛОВ.
Специально для газеты
«Голос Рамони» от 30 октября 2012 года
|