В. И. Долгих
1979 г. |
Начало В Большой Верейке семья Ильи Фёдоровича и Агафьи Митрофановны Долгих была многодетной. Но жили основательно, не перебиваясь, как говорят, с хлеба на воду. Работали все от мала до велика, держали скотину, хороший огород, радовались, когда по осени полнились погреб да кладовая.
- Слава Богу, - оборачивалась к красному углу хозяйка и с поклоном осеняла себя крестом. - Зиму теперь проживём, а летом проще будет...
- Вырасту большим, - вполне серьёзно успокаивал мать сын Вася, - в беде не оставлю. - И добавлял. - Грамоте обучусь, стану инженером, на всех заработаю...
Звание инженера, а тем более - должность, в те далёкие годы были самыми престижными. |
Среди своих сверстников в начальной школе Вася выделялся своей любознательностью и ... шаловливостью. Однажды он принёс на урок ужа, спрятав его за пазуху. Уж выполз из-под рубашки. Тут такая суматоха поднялась: девчонки визжат, пацаны хохочут, учительница не знает, что делать. А Вася поймал своего пресмыкающегося и поясняет:
- Он же безобидный, никого не ужалит. Так что и кричать нечего... Однако его доводы не были приняты, и проделка довела мальчика до директора Алексея Тихоновича Петрова.
- Зачем ты его в класс принёс? - строго спросил тот. - Перепугал всех...
- Они мало чего знают о змеях, - пояснил мальчуган, - я и решил показать, что уже не только безвредные, но и полезные... Грызунов мелких уничтожают.
- Я с тобой согласен, - после короткого раздумья произнёс Алексей Тихонович, - но больше так не делай. Договорились?
- Договорились, - ответил Вася, радуясь, что так мирно, почти на равных, прошла беседа с наставником.
- Любознательность, - думал тем временем директор, - не порок...
Уже через много лет ученик и директор свиделись снова. Василий Ильич сразу же узнал Алексея Тихоновича, сильно постаревшего и словно уменьшившегося. Бывший наставник вгляделся в невысокого стройного мужчину и улыбнулся:
- Это ты приносил в класс ужа?
- Я, Алексей Тихонович.
- Значит, ты - Вася Долгих?
- Так точно, - по-военному ответил Василий, - я - тот самый!..
Они говорили недолго. Когда разошлись, Василий ещё некоторое время смотрел вслед старому учителю, потом, вздохнув, отправился по своим делам, удивляясь скоротечности жизни. ... Семилетку Вася окончил с отличными оценками. Взглянув на свидетельство об окончании школы, отец остался доволен, потом спросил:
- Дальше куда? Работать или учиться?
- Учиться, - коротко ответил сын и пояснил. - Пойду в Землянский педтехникум...
К тому времени в семье было уже семь детей.
- Трудновато нам будет, - задумался отец.
- Там же, говорят, стипендию дают, и общежитие есть, - возразил сын.
Приняли Василия в техникум, как отличника, без экзаменов.
- Держи и у нас свою марку, - напутствовали.
И хотя Василий не знал, как это - «держать свою марку», но он поспешил уверить, что держать её будет, на сколько хватит сил. Учиться было интересно. В общении с другими студентами усвоил вскоре Вася, что надо избавляться от деревенских оборотов речи, вроде - «Чаво, куды да небось», активно входил в студенческий ритм жизни, так отличный от деревенского. Только вот тридцатирублёвой стипендии не хватало: желудок требовал пищи и больше, и качественней. Став председателем студенческого профсоюзного комитета, Василий организовал вскоре продуктовые самозаготовки: студенческие ватаги прошли по заброшенным садам, заготовляя яблоки. Их сложили на полу в общежитии. Их было так много, что яблоками пропахло всё общежитие. Закончив с яблоками, отправились за дикими грушами. Так или иначе, но всё это стало доброй добавкой к скудному столовскому рациону.
Иногда отправлялся домой - скучал Василий по родичам. С жадностью хлебал пустые домашние щи, наедался вволю хлеба, а мать сидела за столом напротив и жалостно смотрела на сына, догадываясь, не на богатых хлебах живёт он в Землянске.
- Всё у нас там, в техникуме, есть, - хорохорился Василий, но мать оптимизм его не разделяла. Ей казалось, что голоднее всех в техникумовском общежитии именно её Вася, и чувство тревоги за сына не покидало её, и она тщетно пыталась скрыть свою печаль. Уходил Вася в Землянск, часто оглядываясь на удалявшееся родное гнездо.
... Преподавали в техникуме люди каждые по своему интересные. Преподавателя биологии Елизарова любили за юмор.
- Машенька, - обращался он к девушке, «клюющей» на уроке носом, вы на занятиях больше спите, или слушаете?
И получив ответ, что Маша всё же больше слушает, добавлял:
- А я уже стал беспокоиться, как бы у вас вместо носа не вырос клюв...
Невозможно представить, что такое может произойти с красивой девушкой... После такой «профилактики» тот или другой студент не давал больше повода подшучивать над ним.
Плотников, преподаватель географии, был немногословным и строгим. Его уважали за умение точно высказывать свои мысли.
Математику преподавал сам директор техникума - Терещенко.
- Математика - царица наук, - любил повторять он.
- А кто же тогда царь? - летело в ответ из аудитории.
- Может быть, - и вы! - парировал наставник. - Когда познаете науку, полюбите её, может быть и ...
Времени хватало и для развлечений. Василий играл на мандолине. С шефскими концертами выезжали в сёла. Потом ребят кормили сытно и вкусно. А что ещё надо молодым-то?!.. День за днём летело время к выпуску из техникума. Он состоялся в 1938 году.
... Дома Василий с гордостью показал родителям диплом с отличием и заслужил ответную благодарность, а мать, обняв ненаглядного Васеньку, посетовала, что за последнее время он сильно похудел.
Не долго пришлось побыть в родном доме - направление звало Василия на работу в школу села Средняя Долина Хлевенского района. Вскоре он был уже там. Полтора года учил Василий Ильич деревенских ребятишек азам грамоты, а потом вернулся в Большую Верейку, где и продолжил учительствовать в начальных классах местной школы.
Верейские коллеги приняли его дружелюбно. Многие когда-то были его учителями, поэтому запросто спрашивали при встрече:
- Как дела, Вася? Привыкаешь?
Особенно внимательное отношение к юному педагогу проявил заведующий учебной частью школы Сергей Иванович Казьмин.
- Запомни, Василий, - советовал он, - дети всё замечают: и как учитель в класс входит, и как его покидает, и какие слова и когда произносит. Что бы ни случилось во время занятий - никогда не повышай голоса. Это - признак низкой культуры. Объясняя материал, всегда интересуйся, что ребятишки поняли, а что нет... Наставления опытного товарища как нельзя лучше пригодились, когда Василий Ильич стал преподавать в старших классах после окончания института. Но это было позднее, а в то время он, как губка, впитывал все советы старших коллег и был благодарен им за их бескорыстие и участие.
Ефим Мухин
«Офицерский батальон» |