«Если память сердца
зажжет пламень в других сердцах, человек тихо скажет себе: «Я счастлив!»-
С.А.Красовский, маршал авиации
... Алексей Анисимович
Квачев был
призван в ряды Армии в 1940-м году. Он закончил ШМАС - школу младших
авиаспециалистов и, получив специальность стрелка-радиста, был направлен
для
прохождения службы на Воронежский центральный аэродром. В то время
призывники
уже помогали героическим испанским патриотам в борьбе против фашистской
диктатуры генерала Франко.
В
воздухе пахло войной. И, когда она
началась в июне 1941 года, Алексею шел 22-й год. Советские части рвались
в бой.
На аэродроме под Воронежем было сформировано подразделение
бомбардировочной
авиации, в состав которого зачислили Квачева.
В войне против СССР
германский
фашизм преследовал классовые, захватнические, грабительские цели -
уничтожение первого в мире социалистического государства. Обращаясь к
советскому народу по радио 3 июля 1941 года. И.В.Сталин сказал: «Наши
силы
неисчерпаемы. Зазнавшийся враг должен будет скоро убедиться в этом...»
Фронт
испытывал нужду в боевых самолетах и. прежде всего, в истребителях
нового типа
и штурмовиках Ил-2.
- Дальнейшие мои боевые действия
были связаны с продукцией наших авиационных заводов, а именно той техникой, которую
они выпускали, - вспоминал Алексей Анисимович. - Скажу прямо, к концу 1942
года наши тылы, благодаря их самоотверженной работе, обеспечили нас, летный
состав, новейшей техникой. Были выпущены штурмовики Ил-2, как немцы его
называли «Шварце тодт», что означает «черная смерть», пикирующие
бомбардировщики Пе-2, истребители Як-1 и другие, которые по летным качествам и
вооружению не только не уступали самолетам противника, но по ряду
характеристик превосходили их. Нам, бомбардировщикам, неоднократно приходилось
вести операции при взаимодействии штурмовой и истребительной авиации.
Первое боевое крещение
Алексей
Квачев получил на тяжелом четырехмоторном бомбардировщике ТБ-3 при
бомбардировке немецких военных объектов в Восточной Пруссии. Боевые
вылеты
проходили в тяжелой фронтовой обстановке. Выполняя задания командования,
экипаж уничтожал боевые части и технику,
склады и коммуникации противника. В декабре 1941 года самолет был подбит и
загорелся. Командир приказал
экипажу покинуть машину. Сам же он оставался там и боролся за жизнь
самолета
почти до самой земли, не успев выброситься с парашютом.
Военная обстановка
требовала
совершенствования военного мастерства и
пополнения знаний. Для этой цели Квачев был командирован в тыл
страны -
в Иркутскую область, где переучивался на новом самолете Пе-2.
- Хотя мы некоторое время
были в своем глубоком тылу, но ритм жизни был фронтовой - до предела насыщалась
учебой каждая минута, - продолжал Алексей Анисимович.
После недолгой учебы Алексей
вместе с другими курсантами был направлен в состав экипажа бомбардировщика Пе-2 на Ленинградский фронт,
где бомбовыми ударами помогали выстоять
защитникам города на Неве,
Когда осложнилась обстановка
на Калининском направлении, последовало распоряжение командования, и экипаж уже
наносил удары по скоплениям войск, железнодорожным узлам и тылам противника.
Вторая воздушная армия, в которой
сражался Алексей Квачев, была образована 5 мая 1942 года. В разные периоды
войны она действовала в составе Брянского, Воронежского, Юго-Западного и 1-го Украинского фронтов.
- Подступы к городу Харькову были
прикрыты большим количеством зенитной артиллерии и танков противника, -
рассказывал Алексей Анисимович, - так как в то время намечалось совещание
высшего командования противника, на которое должен был прибыть Гитлер. Нам,
бомбардировщикам, пришлось вести операцию во взаимодействии со штурмовой и
истребительной авиацией. В бой были введены Ил-2, которые расчистили коридор,
по которому без потерь могла пройти наша бомбардировочная авиация.
В августе 1943 года
командиру экипажа гвардии лейтенанту Н. А. Григорьеву, штурману гвардии
старшему лейтенанту А. П. Аученкову, гвардии старшине А. А. Квачеву было
приказано провести разведку и сфотографировать центральную часть Харькова. Они
слетали на это задание, а потом бомбили по принципу знаменитой полбинской «вертушки». 23 августа 1943 года Харьков был освобожден.
Самое крупное сражение, в котором
участвовал Квачев, произошло в ходе Курской битвы 12 июля 1943 года. Борьба в
воздухе характеризовалась массовым проявлением героизма и боевого мастерства
советских авиаторов. На огромное скопление вражеских войск в районе Прохоровки
сбрасывали бомбовый груз неутомимые Пе-2. Пройдя к расчетной точке,
пикировщики, будто с кручи, бросали отвесно вниз и точно укладывали боевой заряд. Вся земля была
перепахана бомбами. Не обошлось и без потерь. Раненный в одном из боев в руку, Квачев был направлен в госпиталь.
В советское время близ Прохоровки
на 624-м километре шоссе Москва-Симферополь
был установлен на постаменте танк
Т-34. Позже там же соорудили мемориальный
комплекс «Героям Курской битвы» -
дугообразная стелла с изображением
советского воина-танкиста, летчика и
пехотинца. Недалеко был установлен
памятный знак однополчанам Алексея Квачева с надписью: «Летчикам 162-го гвардейского Висленского орденов
Суворова и Богдана Хмельницкого
бомбардировочного авиационного
полка 2-й Воздушной Армии, погибшим
в боях на Курской дуге и над полем Прохоровского
сражения, от однополчан, пронесших
победное знамя до Берлина и Праги».
... На
одном из заданий в районе Днепропетровска требовалось разведать расположение двух мостов, а затем разбомбить их.
После первого
облета мостов Григорьев
сделал заход и спикировал на один из них. Мост был разрушен. Вторым заходом был разрушен и другой мост.
- Труден
был полет в район пятого
километра севернее города Бензина на территории Германии, - продолжал Квачев. - Получено было задание провести разведку укрепленных оборонительных пунктов. Необходимо было установить,
где проходит укрепленная линия врага,
сфотографировать ее и определить,
работают ли военные заводы в этом
районе. Для обеспечения этой задачи
командованием было выделено на сопровождение
разведчика шесть истребителей.
Личный состав был полон решимости -
во что бы то ни стало выполнить
приказ. Поднявшись в воздух,
самолет-разведчик лег на заданный курс. Шли на высоте восемь тысяч метров. В пути
не встретилось ни одного вражеского
самолета. Однако при подходе к месту
разведки, с аэродрома противника
вырвались восемь вражеских
истребителей, и два устремились к бомбардировщику. Бешеный натиск врага
говорил о том. что им не хотелось допустить, чтобы разведанные фотографии
попали в руки советского командования. По корпусу машины то и дело стучали вражеские пули. Григорьев включил СПХ обменялись мнениями. Решено было идти
на цель. После ее облета стрелок-радист Квачев передал по рации все данные. Штурман Аученков так увлекся стрельбой,
что снял с правой руки краги и не почувствовал, что обморозил часть руки.
Григорьев был легко ранен в голову. Надо было возвращаться. Но вражеский
летчик, заметив, что у Пе-2 боеприпасы кончились,
остервенело приближался и жестом показывал, чтобы самолет летел над ним, и
что у экипажа две минуты на размышление. Встал вопрос что делать? Решение было
одно: не сдаваться! Командир бомбардировщика сделал вид, что направил самолет
за вражеским истребителем. Бдительность немецкого летчика ослабла. Квачев
услышал команду: «Возьми гранату и через верхний люк брось, когда приблизится».
Все было сделано, как приказал командир, развернувший самолет на сто
восемьдесят градусов. Фашистский истребитель тут же ринулся за
бомбардировщиком. И вот он, казалось, его уже настиг. Как только он приблизился, Алексей Квачев бросил гранату в его сторону. Но в какой-то миг до взрыва истребитель дал очередь по бомбардировщику, и Квачев получил ранение в лицо.
Истребитель был взорван. На предельной скорости ценой больших усилий экипажу разведчика
удалось выполнить задание. Алексей
радировал командованию: «Заданные объекты сфотографированы. На указанные цели
сброшен бомбовый груз».
Тут
же. была выпущена фотогазета части майора Новикова «Мастера воздушного боя», в которой писали, что «отважный экипаж в неравном воздушном бою один на самолете Пе-2 против восьми фашистских истребителей вышел победителем, сбив три, подбив один из гитлеровских стервятников». Этот подвиг был позже описан в книге «Жизнь в авиации» маршала Советского Союза С. А. Красовского.
Дружный
экипаж Григорьева совершил
немало славных дел. Однако,
пролетав почти всю войну, в марте 1945 года экипаж не вернулся с боевого задания. Алексей в то время
находился в госпитале.
Алексей
Квачев совершил вылеты
на Берлин. 3 мая 1945 года он получил благодарность Сталина.
- И вот
настал день, - вспоминал Алексей Анисимович. - когда все радиостанции объявили о безоговорочной капитуляции фашистской Германии! Трудно представить, какой восторг был у
воинов и всего советского народа! Но 10 мая 1945 года в нашем полку вновь раздался сигнал боевой
воздушной тревоги.
Мы срочно прибыли на аэродром.
У командного пункта был
выстроен личный состав полка, и представитель главного командования советских войск доложил, что отдельные
подразделения и
части противника нарушают условия капитуляции. Было приказано одной группе в составе эскадрильи
нанести удар по мостам через реки Одер и Нейсе, которые связывали немецкие
части с частями союзников. Эту операцию поручили Герою Советского Союза А. И.
Решидову, в экипаже которого находился и Квачев. В течение 10-го и 11-го мая эскадрилья рушила мосты, чем обеспечила
прекращение отвода немцев на территорию союзных войск.
- Поле войны по приглашению чешских
друзей мне довелось побывать в столице Чехословакии. Жители Праги собрались на
митинге, где приветствовали и искренне благодарили советских летчиков -
участников боев за освобождение Чехословакии. После митинга мне вручили медаль
«За храбрость». Так, наряду с советскими
наградами - орденами Красной Звезды, Боевого Красного Знамени, Отечественной
войны 1-й степени и медалями - мне была вручена и чехословацкая награда, - заключил
Алексей Анисимович.
На фронте мой отец А. А.
Квачев познакомился с моей мамой Варварой Кузьминичной. Их брак был
зарегистрирован в Советском посольстве в Вене. После пребывания в Австрии, в апреле 1948 года Квачев
мобилизовался. Супруги переехали в Рамонь, которая стала их второй родиной.
Людмила ОБРАЗЦОВА "Голос Рамони" от 27 апреля 2010 года