Евгения Максимилиановна Лейхтенбергская (Ольденбургская). 1860-е годы
Эжен Богарне активно участвовал в наполеоновских войнах. В 1812 году во время войны с Россией произошел интересный случай. Когда французская армия приблизилась к стенам знаменитого Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом, французы устроили привал. Ночью Эжену приснился сон, в котором святой Савва просил его не разрушать монастырь. Он предсказал, что Россия будет второй родиной потомков Эжена. Утром обескураженный француз приказал оставить обитель, и монастырь был спасен.
Пророчество Саввы сбылось, когда младший сын Эжена Максимилиан в 1837 году переехал в Россию, женился и с Россией связал всю оставшуюся жизнь. В 1839 году император пожаловал ему титул Императорского Высочества, позже даровал потомкам герцога титул и фамилию Романовских, а затем включил их в список Российской Императорской фамилии. Таким образом, эта ветвь императорского дома носила два титула - герцогов Лейхтенбергских и князей Романовских.
Максимилиан помимо военных занятий, был известен научными разработками в области гальванопластики и электрохимической металлургии, основав в Петербурге гальванопластический завод. За свои научные труды он был избран членом Петербургской академии наук. Максимилиан принимал участие в строительстве первых российских железных дорог. Он возглавлял Императорскую Академию художеств. Этот пост после его смерти заняла Мария Николаевна.
В детстве дочь Евгению Максимилиановну и ее старшую сестру Марию воспитывала Елизавета Андреевна Толстая, приходившаяся известному писателю Льву Николаевичу Толстому (1828-1910) двоюродной тетушкой. Зимой 1857 года Толстой встретился с 12-летней Женей в Женеве. Позже в письме он писал: «Впечатление, оставшееся у меня от Евгении Максимилиановны, такое хорошее, милое, простое и человеческое, и все, что я слышал и слышу о ней, все так подтверждает это впечатление. . . ».
Через несколько лет супружеской жизни, в 1879 году, Евгения Максимилиановна получила подарок от дяди императора Александра II- одно из красивейших мест Воронежской губернии имение Рамонь с сахарный заводом. Из Петербурга на торжества прибыли высокие гости На холме, близ завода, установили дарственный памятник с надписью: «Император Александр IIЕ. И В Е. М. Ольденбургской жалует имение Рамонь с сахарным заводом. Бомарзунд. 1879. Июня 27 дня».
Заметим, что прежнее имение Рамонь и сахарный завод принадлежали отставному капитану из рода воронежских фабрикантов Ивану Ивановичу Тулипоиу (1754-после1827). После его смерти оно перешло к его сыну Николаю Ивановичу Тулинову (1810-1852). Именно при нем в 1840 году был основан Рамонский сахарный завод. Следующей владелицей стала Анна Ивановна Шеле (1792-1872). По раздельному акту значилось, что она получила «село Рамонь с крестьянами, коих 283 души мужского пола с землею и лесом, свеклосахарным и стеариновым заводами...».
Через несколько лет имение пришло в упадок и в 1863 году было продано генерал-лейтенанту Н. С. Ограновичу и подполковнику Лепарскому. В 1873 году завод приобрела помещица Вельяминова, а в 1879-м имение с сахарным заводом отошло к царскому двору.
У Евгении Максимилиановны был талант организатора. Она развернула активную хозяйственную деятельность: реконструировала сахарный завод, переведя его на диффузорную систему, машинную паровую технику. Производительность его к началу XX века составила 150 тысяч пудов сахара в год. Сезонные рабочие приезжали из разных мест. Они жили в общежитии вблизи завода, которые местные жители прозвали «монастырем». Евгения открыла рафинадный цех, а в 1900 году - «Рамонскую паровую фабрику конфет и шоколада». Из столицы прибыли высококвалифицированные мастера-кондитеры. В качестве подсобных рабочих использовали рамонских крестьян и подростков.
Рамонская конфетная фабрика и сахарный завод. 1904 год.
Производство быстро расширялось. Шоколад «Спорт», «Детский», «Рябиновый», «Здоровье», мармелад «Империал», конфеты с названиями «Гренадинъ», «Гуайява», «Манго», «Шедевръ», а также «Русские герои», леденцы, молочная помадка и многие другие изделия составляли ассортимент конфетной фабрики. По прейскуранту 1906 года она вырабатывала свыше 400 их наименований. За границей продукцию отмечали высокими наградами. В 1903 году на выставке в Лондоне конфеты были удостоены золотой медали, а впоследствии - серебряной и бронзовой медалей в Брюсселе и Париже. Фабрика также завоевала высшую награду — «GRANDPRIX».
Каретная и конюшня для лошадей. 1930 год
Евгения Максимилиановна протянула железнодорожную ветку Рамонь - Графская (1901), необходимую для сбыта продукции и перевода завода на уголь, построила образцовые конюшни, открыла образцово устроенные начальную школу и лечебницу, в которой работал врач Павел Павлович Хижин, оборудовала псарню со штатом собаководов, с лечебным и родильным отделениями для собак. Но, самое главное, в период с 1883 по 1887 годы возвела дворец в романтическом староанглийском стиле. Стены метровой толщины укладывали из красного «пяточного» кирпича. С особой любовью она отделала библиотеку - свое любимое место пребывания.
Старожилы рассказывали, что Евгения Максимилиановна собственноручно выжгла в трех углах одной из комнат семейные инициалы - А. Е. П. Александр, Евгения, Петр. Впрочем, этот факт подтверждала и надпись на шестиигранной плитке: «1887. Февраль, март, апрель, май. Рисунки составленыы А. М. Аббель, выжжено Евгенией, пр. Ольденбургской, фон сделан фрейлиной А. Л. Шиповой, полковником А. Ч. Ганикс». Добротная мебель, изысканные обои и шторы говорили о хорошем вкусе хозяйки.
Рядом с дворцом располагались свитские номера, где расселялась свита во время приезда Ольденбургских и их гостей в имение. Перед дворцом pасполагался фонтан, а также сквер из декоративных деревьев и кустарников. С восточной стороны - каменная лестница, заканчивающаяся фонтаном, вела к заводу и реке. На арке ворот, выполненных из того же кирпича, установили часы швейцарской фирмы «Винтер». Они отбивали каждую четверть часа. На территории дворца цвели цветы, был оборудован грот, а над ним экзотическая рыбка, изо рта которой текла струйка воды.
Из Европы были вывезены и запушены в огражденный участок леса одиннадцать оленей с целью разведения и организации на них охоты. Впоследствии они стали родоначальниками ныне действующего стада оленей в Воронежском государственном биосферном заповеднике.
В конце XIX века вышел «Путеводитель по живописным местам России» (Спб., 1898). В нем говорилось: «Рамонь - один из прелестнейших уголков, достойных внимания всякого путешественника. Великолепный царский дворец, отличающийся необычной простотой, но в то же время большим вкусом и изяществом. С башенок дворца открывается со всех сторон чудный ландшафт: у подножия дворцового парка, в нескольких саженях от правого берега, виднеются постройки свеклосахарного завода, далее через реку, на левом берегу, в чаще находится зверинец. С противоположной стороны дворца, с той же башни, ваше око любуется образцово устроенной народной школой и больницей, далее советуем заглянуть в японский павильон и образцовые конюшни».
Однажды в Рамони у Ольденбургских гостил Великий князь Константин Константинович Романов (1858-1915). Это была интересная личность. Участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг., командир лейб-гвардии Преображенского полка, генерал от инфантерии, президент Академии художеств, действительный член Императорских обществ поощрения художников и Русского музыкального, Председатель комиссии по вопросу о русском правописании при Академии наук, основатель женского педагогического института в Петербурге, он был еще и известным литератором, публиковавшим свои стихи под псевдонимом К. Р. - Константин Романов. Он считал поэтическое творчество главным в своей жизни. Искренние, простые чувства дружбы, любви, радости, счастья, восторга выражали суть его поэтического дарования.
Будучи в Рамони, он не остался равнодушным к красоте природы и гостеприимству хозяев и написал стихотворение.
Мне бессильным не выразить словом, Как у вас отдыхает душа, Как под вашим приветливо кровом И как ваша Рамонь хороша. Хороша она далью лесною И дворцом над обрывом крутым, Хороша тихоструйной рекою И привольным простором степным. Но милее и лучше, и краше Гор, оврагов, озер и полей Дорогое радушие ваше С простотой деревенской своей1.
Принцесса Ольденбургская скупала соседние земельные участки. Она платила по найму на один рубль больше, чем местные помещики, которые не выдержали конкуренции и продали свои земельные участки принцессе. Таким образом, она увеличила плошади имения в пять раз.
В Петербурге Евгения Максимилиановна вела большую культурно просветительную и общественную работу. Она была попечительницей Комитета сестер милосердия Красного Креста, в 1893 году получившею название «Община св. Евгении», Максимилиановской лечебницы, председателем Комитета Свято-Троицкой общины сестер милосердия, Императорского минералогического общества, Общества поощрения художесте. Она устраивала художественные выставки, конкурсы, помогала художественным школам. Ее поддержку получили художники В. М. Васнецов и А. Н. Бенуа. Она высоко ценила Н. К. Рериха. Под ее руководством общество устраивало в пригородах столицы, где были сосредоточены фабрики и заводы, особые отделения рисовальной школы для художественной подготовки лиц ремесленного сословия. Евгения Максимилиановна выработала положение об устройстве художественно-промышленных мастерских, учредила художественно-промышленные конкурсы, расширила музей общества. В результате художественно-промышленное преподавание в рисовальной школе значительно улучшилось. Стал выпускаться сборник художественно-промышленного рисунка.
Не исключено, что обертки и фантики рамонских конфет были выполнены учащимися художественно-промышленных школ. Их уровень исполнения был высок.
Выпускались также рекламные этикетки с изображением миловидных дам или здания конфетной фабрики и давались реквизиты. Расписывали металлическое коробки для упаковки «Монпансье».
«Общество Святой Евгении» имело свое издательство. Оно одним из первых в России стало выпускать художественные (иллюстрированные) открытые письма (открытки). В 1898 году они поступили в продажу. За двадцать лет существования (1897-1917) Общество изготовило 6500 их наименований общим тиражом более 30 миллионов экземпляров. Акварельные изображения выполняли известные художники - И. Е. Репин, А. Н. Бенуа, К. Е. Маковский и другие. Вышла серия открыток с репродукциями из Третьяковской галереи, Румянцевского музея, Эрмитажа. Иногда авторами становились известные и малоизвестные фотографы. Некоторые открытки отображали виды Рамони. Выдающуюся роль открыток отметила общественность.
В Воронеже Евгения Максимилиановна возглавила губернское благотворительное общество. В 1894 году она была почетной гостьей на открытии Воронежского губернского музея. С 1896 года покровительствовала Задонской ремесленной школе. При открытии Конь-Колодезной сельскохозяйственной школы (1899) была учреждена стипендия «Ея Императорского Высочества принцессы Ольденбургской».
Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. Евгения Максимилиановна возглавила Порт-Артурский «Комитет по оказанию помощи раненым солдатам и увековечиванию памяти павших». За свою деятельность она была отмечена женским орденом «За беспорочную службу Отечеству на ниве благотворительности и просвещения».
... В течение двух лет Ольденбургские не могли ездить в Рамонь. По всей России гремели крестьянские восстания. Мужики поджигали барские усадьбы, убивали. На помощь местным властям направлялись войска. По требованию Ольденбургских в 1907 году в Рамонь прибыли казаки. Начальник воронежского жандармского управления сообщал: «Забастовали машинисты завода имения Рамонь ее Императорского Высочества принцессы Ольденбургской. Послана военная команда». (Ильинский Н. В. «Рамонь», Воронеж, 1984. - С. 39-40).
В результате махинаций Коха, управляющего Ольденбургских, имение задолжало большую сумму денег. В 1908 году земля, сахарный завод и конфетная фабрика перешли в Удельное ведомство. У Ольденбургских остался только дворец, в котором поселился сын Петр с супругой. Ольденбургские - старшие покинули Рамонь навсегда. Кох уехал за границу, где, по утверждению рамонских старожилов, у него был собственный сахарный завод.
За владение конфетной фабрикой разгорелась особая борьба. Удельное ведомство решило ее реконструировать, оснастив новым оборудованием. Однако «конфетные короли» России добились закрытия фабрики как опасного конкурента. В 1911 году ее продали фабриканту Андрееву. Оборудование вывезли в Воронеж, и еще несколько лет конфеты выпускали в обертках Рамонской фабрики.
' Это стихотворение было найдено во дворце Ольденбургских в Рамони в 1918 году при перевозке вещей в Воронежский губернский музей. Его переписали, и долгие годы оно существовало у старожилов, пока не было опубликовано краеведом Н. В. Ильинским в райгазете «Знамя Ленина» 30 апреля 1991 года