|
В мире дороги далеки?
Поле и тихая мать.
А. Платонов
Железнодорожная станция Рамонь небольшая. Тихая. Тупиковая. В отличие от крупных станций Ю.-В. ж. д, здесь нет городского шума и суеты. Рядом - Воронежский государственный заповедник, турбазы, дачи. В поселке находятся медпункт, два магазина, начальная школа, библиотека, элеватор... Названия улиц соответствуют окружению - Привокзальная, Пристанционная, Лесная. Лес смешанный, посаженный энного десятилетий назад. Да и сама станция имеет свою давнюю историю... |
Когда в 1879 году принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская получила имение с сахарным заводом, она обратила внимание на то, что недалеко от Рамони, в Графской, проходит железная дорога. А ведь до нее всего восемнадцать верст. Графская соединялась магистралью с Воронежем, Москвой и далее с Ростовом. Евгения Максимилиановна поняла, что, протянув железнодорожную ветку, она сможет сбывать местную продукцию в Москву, Петербург, а также перевести завод на отопление донецким углем.
Сказано - сделано. В Рамонь прибыли специалисты-проектировщики с Московско-Козловской железной дороги. Необходимо было соорудить мост через реку Воронеж, спроектировать станцию в полутора верстах от сахарного завода, построить здание вокзала. Для строительства привлекли также местных мастеровых и крестьян. В 1901 году железная дорога вступила в строй.
...Старая дорога много повидала на своем веку. Так. в 1911 году по ней прибыл в имение Ольденбургских граф Павел Сергеевич Шереметев. Следуя со станции, он увидел «множество извилистых, тенистых дорожек вдоль горы и вниз по склону к реке заманивают в свой прохладный сумрак...». По железной дороге с Рамонской «Паровой фабрики конфет и шоколада» Ольденбургских продукция попадала на международные выставки в Брюссель, Лондон, Париж, где завоевывала высокие награды. Вероятно, и сама принцесса не раз добиралась до Москвы в удобном спальном вагоне высшего класса. |
Граф П. С. Шереметев |
У другой же рамонской принцессы, Великой княгини Ольги Александровны, невестки Евгении Максимиллиановны и дочери императора Александра III, бывавшей часто в Рамони, с железной дорогой были связаны тяжелые воспоминания. В 1888 году царский поезд, следовавший на Харьков, потерпел крушение. Император с женой и тремя детьми обедали в столовом вагоне. Вдруг поезд резко покачнулся, и начала падать крыша. Внезапно все оказались лежащими на полу. До голов оставалось несколько сантиметров, когда император приподнял крышу и дал возможность членам семьи выбраться наружу. Ольга находилась в соседнем, детском вагоне. «Хорошо помню, - вспоминала она, - как при первом же ударе со стула упали две вазы из розового стекла и разбились вдребезги. Я испугалась... Послышался новый удар и на нас с няней упал какой-то тяжелый предмет. Я почувствовала, что прижимаюсь лицом к мокрой земле». Потом она покатилась вниз по крутой насыпи и ее охватил страх. Все было как в аду: задние вагоны, столкнувшись с передними, падали набок. Оглушительный лязг железа, крики раненых совсем перепугали шестилетнюю девочку. Это была неслыханная железнодорожная катастрофа того времени, в которой пострадало триста человек. Тогда Ольга впервые увидела кровь...
...Тихая железная дорога в Рамони помнит годы революции, неразберихи гражданской войны. На стенах вокзалов почти всюду висел плакат:
А. Платонов |
В рабочие руки мы книги возьмем.
Учись, пролетарий, ты будешь умен!
А совсем рядом, в Графской, Лисках, Воронеже вместе с отцом водил красный бронепоезд известный писатель Андрей Платонов, получивший путевку в жизнь на железной дороге. Отзвуки того времени можно уловить в его произведении «Сокровенный человек»: «По ночам - молча, без огней, тихим ходом - проходили броневые поезда, просматривая темные пространства и пробуя паровозом целость пути. Ночью ничего не известно; помашет издали поезду низкое степное дерево - и его порежут и снесут пулеметным огнем: зря не шевелись!»
6 ноября 1919 года на станцию Рамонь прибыл Председатель ВЦИК Михаил Иванович Калинин с поездом особого назначения «Октябрьская революция». Калинин не спеша сошел по ступенькам. За ним охрана. Заиграли музыканты. Его встречали представители Рамонского сахарного завода. |
В годы Великой Отечественной войны станция имела характер стратегического сообщения. Она была передана Военному ведомству. В 1942-43 годах грузопоток состоял из крупных военных перевозок. Дополнительно был построен подъездной путь - военная площадка. Когда шли бои за Доном, сюда прибывали вагоны с техникой, оружием, с людьми - подкреплением для армии. Отсюда отправляли разбитую технику, раненых. Вскоре рядом со станцией, на Поляне, разместился свой полевой госпиталь.
Когда миновали военные грозы, жизнь стала налаживаться. На станцию из Воронежа стал приходить «Вагон-клуб», в котором демонстрировали технические фильмы, посвященные транспорту. Фильмы шли для работников станции, но приходили и местные жители, С Управления дороги приезжали лекторы.
С 1940 по 1942 год на станции Рамонь работала молодая девушка Аня - Анна Николаевна Казьмина. Как и другие работники дороги, она имела бронь. Когда в 1942 году станцию передали Военведу, ее отправили на Калининскую железную дорогу, под Старую Руссу, в военно-эксплуатационное отделение. В 1945-м она вернулась домой. На железной дороге работала до самой пенсии вместе с мужем, участником Великой Отечественной войны, офицером запаса, Василием Федоровичем Адерихиным. Она - дежурной по станции, он - весовщиком.
В 1960-70-х годах станцию реконструировали: удлинили пути, построили новые разгрузочно-погрузочные. Со временем увеличились вагонно-локомотивный парк, бригада путейцев. Каждое хозяйство Рамонского района имело свое место. Кроме своего района станция обслуживала Хлевенский район, но со временем, из-за загруженности, его перевели в Елец.
В 1974 году участок Рамонь - Графская был электрифицирован. В Рамонь пришла первая электричка. До Воронежа можно было добираться без пересадок. Дорога приобрела не только экономическое, по и культурное значение. По ней приезжали туристы, дачники, грибники.
По-прежнему шло много груза. Станция была заставлена товарными вагонами - по пятьдесят штук при фронте выгрузки - восемнадцать.
Незаметно ушел в Лету железнодорожный колокол. Один-два-три удара - и поезд отправлялся. Теперь станцию обеспечили громкоговорящей парковой связью.
Ныне вокзал, как и прежде, размещается в старинном крепком здании, построенном на века, по словам начальника Галины Ивановны Ивановой, - в 1896 году.
Кроме Галины Ивановны на станции работают дежурный Виктор Григорьевич Дымов и товарный кассир Нина Егоровна Суровцева. Все они отработали здесь не один десяток лет. Виктор Егорович начинал стрелочником. С 1965 года он дежурный. В 1968 году заочно окончил Воронежский железнодорожный техникум по специальности «Эксплуатация железных дорог». Двадцать два года был секретарем партийной организации, ветеран труда, ударник девятой и одиннадцатой пятилеток. Его сын, Александр, пошел по стопам отца. Закончил тот же техникум. Брат работал машинистом тепловоза при металлургическом заводе. Сестра - начальником Куйбышевской железной дороги, потом переехала. Все они обосновались в Липецке. А пришла любовь к дороге к Виктору Григорьевичу - от матери - проводника резерва Воронежского отделения Ю.-В. ж. д. и дяди - весовщика станции Рамонь.
Работает на станции дежурным Нинель Митрофановна Вострикова. Закончила Вильнюсский железнодорожный техникум, отработала три года по распределению в Ижевске, затем тринадцать лет в должности начальника станции Рамонь. Стаж ее около тридцати лет. Галина Федоровна Крюкова - товарный кассир. Двадцать пять лет на станции. Почти вдвое больше - сорок пять лет - отработал здесь дежурным стрелочником ее дед, участник Великой Отечественной войны, Василий Васильевич Яковлев. Нынешний дежурный стрелочного поста Виктор Егорович Гольцов работает тридцать лет, как и потомственный железнодорожник Валерий Александрович Безрядин.
В 1930 году пришел на станцию его дед Василий Александрович Черешнев. От телеграфиста прошел путь до начальника станции. Удостоен званий «Ударник Сталинского движения», «Почетный железнодорожник» - единственный на станции. Василий Александрович гордился тем, что раз в году имел право бесплатно вместе с женой проехать в мягком вагоне. Этот строгий, ответственный и добрый человек всегда излучал свет. И голубые глаза Валерия Александровича 'светятся добром, как у деда. «Он никогда никого не обидел, - рассказывает внук. - Помогал людям и словом, и делом. Все они имели к нему доступ и большую доверительность. Когда дед пришел работать на станцию, здесь было всего три дома - квартиры для железнодорожников и дом для путейцев. Многие работники жили в селах Березово, Ступино. Добираться было далеко и неудобно. Дед писал в Министерство путей сообщения прошение о выделении земельных участков для строительства жилья работникам. И его удовлетворили.
Второй дед Безрядина тоже железнодорожник. Работал дорожным мастером. Мать была билетным кассиром, проводником. Дядя закончил школу машинистов паровозов, водил локомотив в Ртищево. Другой дядя - электрик. «Раньше работы было много, - продолжает Василий Александрович. - Бывало в месяц приходило по сто вагонов. Работали по сменам с 8 до 20 часов и наоборот. Иногда даже не зайдешь в помещение. Работа, работа».
...Трудности сегодняшнего дня не обошли стороной и коллектив станции Рамонь. Сократились грузоперевозки. Отменили электропоезд. Чтобы добраться до города, немало нужно усилий и времени.
В 1999 году на станции произошло значительное событие. Там побывала съемочная группа Мосфильма. Режиссер Василий Панин снимал фрагмент художественного фильма «Опять надо ждать» по рассказам Андрея Платонова, в котором участвует известный актер и певец Олег Анофриев. Старая железнодорожная форма на нем - фуражка с красным околышем и светлый китель с блестящими пуговицами - олицетворяет давно ушедшие времена. Жизнеутверждающе же название фильма звучит как девиз дня сегодняшнего...
Л. Образцова
«Дорогами краеведения» |