С первых дней войны в стране был создан Совет по эвакуации,
председателем которого с 3 июля 1941
г. стал Н. М. Шверник, группу инспекторов по контролю за
перебазированием предприятий возглавил его заместитель А. Н. Косыгин. В ходе
эвакуации в первую очередь вывозились в тыл авиационные, тракторные, дизельные,
механические заводы, а также прокатные станы, металлургическое и другое
оборудование.
Наряду с перебазированием промышленности шла эвакуация
имущества колхозов и совхозов, МТС, в тыл отправлялся крупный рогатый скот,
лошади, свиньи, овцы, птица. Кроме эвакуации на восток техники, оборудования,
людей вывозились в глубь страны культурные ценности, выезжали институты,
учебные заведения (145 вузов), музеи, ценное имущество Оружейной палаты из
Москвы, экспонаты Эрмитажа из Ленинграда, Мавзолей В. И. Ленина и т. д.
Во второй половине 1941 г. на восток страны было переброшено 2593
промышленных предприятия, из которых 1523 составили крупные заводы, туда же
было перемещено 2, 4 млн. голов крупного рогатого скота, 5,1 млн. голов овец,
коз и другой живности.
Все это потребовало колоссального напряжения труда
транспортников, особенно железнодорожников. На нужды фронта работали все 17
железных дорог страны. Только на эвакуацию в июле 1941 г. потребовалось 300
тыс. вагонов. В те годы из Москвы были эвакуированы 2 млн. человек, из
Ленинграда - 1,4 млн. жителей, из Киева - 350 тыс., из Воронежа - 200 тыс.
человек. Всего же с июля 1941
г. по февраль 1942 г. в стране было эвакуировано 10,4 млн.
человек. Для этого потребовалось 1,5 млн. вагонов (30 тыс. поездов). И
железнодорожники успешно справились с этим заданием. Подвига, совершенного
советским народом по эвакуации населения, промышленного, сельскохозяйственного
и прочего оборудования, поголовья скота, не знала еще ни одна страна в мире. В
восточных районах СССР, по сути дела, была создана новая экономическая база,
которая к концу 1942 г.
- началу 1943 г.
стала давать военную продукцию - самолеты, танки, пушки, боеприпасы,
снаряжение.
С осени 1941
г. территория Воронежской области стала прифронтовой.
После упорных боев части Красной Армии оставили Орел, Курск. Враг нацелился на
Задонск-Воронеж. Линия фронта почти вплотную приблизилась к границам области.
Сооружение оборонительного рубежа в районе Задонского шоссе г. Воронежа
| Необходимо было создавать вокруг города оборонительные
сооружения. Эта работа началась в октябре 1941 г., когда немецкие
войска захватили большую часть территории Курской и Орловской областей, развили
свое наступление в сторону Липецка и Воронежа. Одновременно возводилась линия
обороны по левому берегу Дона. Многие трудящиеся, в том числе рабочие,
принимали участие в строительстве военно-полевых сооружений. С этой целью в
Воронежской области в июле - октябре 1941 года было мобилизовано 98 тысяч
человек.
Не снимался с повестки дня вопрос эвакуации в тыл
оборудования предприятий, людей, материальных ценностей, продовольствия и т.
д.
Эвакуацию в нашей области условно можно разделить на два
этапа:
первый - лето и осень 1941 г.;
второй - лето и осень 1942 г. |
По мобилизационному плану эвакуации промышленные предприятия
в первую очередь отправляли на восток готовую продукцию и сырье. Обязательно
должно было вывозиться наиболее ценное оборудование предприятий - электротурбины,
электромоторы, станки, инструменты, измерительные приборы, цветные металлы, а также
основные рабочие детали станков и машин. Все остальное оборудование
предприятий должно было быть приведено в состояние, не годное к производству
(разукомплектовано или уничтожено). Эвакуации подлежали ценные бумаги, наиболее
важные документы предприятий. Это находилось под личной ответственностью
руководителей.
Первая эвакуационная волна в области началась в сентябре 1941 г. Предприятия крупной
промышленности союзного, республиканского подчинения направлялись глубоко в
тыл. География размещения производственных предприятий была обширна: Урал,
Сибирь, Средняя Азия. Воронежский паровозоремонтный завод был перемещен в
Красноярск, Острогожский вагоноремонтный завод Воронежской области - в
Улан-Удэ, воронежский завод «Электросигнал» в ноябре 1941 г. полностью
перебазировался в г. Новосибирск. Завод им. Ленина одновременно с демонтажем
оборудования продолжал выпуск продукции для фронта. Оборудование, материалы и
сырье с завода были перевезены в г. Пензу и на Северный Урал, в г. Кунгур и
т.д. В этот период производится демонтаж ВОГРЭС, с заводов СК-2 и № 450
(авиационное оборудование) дополнительно вывезли 250-300 вагонов ценного
металлолома, химикатов и т.д.
Из Воронежа эвакуировались машиностроительные заводы им.
Коминтерна, им. Калинина, им. Ленина, завод СК-2 им. Кирова, «Электросигнал» и
другие крупные предприятия. Из Липецка готовили к эвакуации часть оборудования
металлургических заводов «Свободный Сокол», Новолипецкого, железных рудников, карбидного
завода. Осенью и зимой 1941г. эвакуационные работы на Воронежских предприятиях
приняли большие размеры. Достаточно сказать, что только с одного из заводов
выехало в тыл страны 11 тысяч рабочих и служащих и одновременно было вывезено
свыше 25 тыс. единиц металлорежущего и кузнечно-прессового оборудования. С
предприятий в первую очередь вывозилась готовая продукция, качественное
оборудование, сырье и основные материалы.
В мае 1942
г. командование и штаб Юго-Западного фронта убыли под
Харьков для проведения наступательной операции. Но, как известно, операция эта
провалилась, и под ударами немецко-фашистских войск части и соединения стали
откатываться на восток. Ответственность за Воронежское направление была
передана командованию Брянского фронта. Воронеж, по сути дела, был оголен. Если
в 1941 г.
захват Воронежа для немцев был необходим для того, чтобы прикрыть с юга свои
войска, наступающие на Москву, то летом 1942 г. Воронеж для немцев был нужен, чтобы с
севера прикрывать войска, наступающие на Сталинград и Северный Кавказ.
С 19 сентября 1941
г. вражеская авиация начала систематические налеты на
Воронежский авиазавод. Было принято решение о его эвакуации на восток. Первый
эшелон с оборудованием, конструкторским, технологическим и другими отделами, а
также службой подготовки производства отошел от заводской платформы 10 октября
1941 г.
С того момента, не прекращая производства, ежедневно на восток уходили поезда с
людьми и оборудованием.
«В те горячие дни, - вспоминал начальник производства А. А.
Белянский, - на завод позвонил И. В. Сталин. Он потребовал в сжатые сроки
подготовить 250 «Илов». «Передайте всем самолетостроителям завода, что это
особо важное задание. Фронту очень нужны штурмовики! - сказал Верховный
Главнокомандующий». И завод успешно выполнил «особо важное задание». Последний
штурмовик с заводского аэродрома в Воронеже взлетел 5 ноября 1941 г., последний эшелон
из Воронежа ушел 6 декабря 1941
г. Вслед за ним на самолете в Куйбышев вылетел директор
завода Шенкман.
На новом месте базирования заводчане встретились с огромными
трудностями. Оборудование, станки, агрегаты, заготовки самолетов были
выгружены под Куйбышевом на станции Безымянка под открытым небом. Следовало
срочно наладить выпуск машин.
Прибывший к заводчанам Нарком авиационной промышленности А.
И. Шахурин был удивлен адскими условиями работы. Он стал успокаивать рабочих,
что, мол, вскоре все образуется. А они ему в ответ: - Это ничего, главное,
завод будет хороший... Скорее бы самолеты выпускать!
И действительно. Первый самолет с Куйбышевского заводского
аэродрома взлетел 10 декабря 1941
г. Потребовалось всего 35 суток для налаживания производства
и изготовления первого штурмовика на новом месте. Но этого было явно
недостаточно для фронта. Война требовала все новой и новой техники. В конце
декабря на завод пришла срочная телеграмма:
(23. 12. 41
г.)
23112 2256 ОЛ 22-24 HP 19)6
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ТЕЛЕГРА М М А
Два адреса
Куйбышев директору звд тчк 18
ШЕНКМАНУ Копия директору звд тчк 1
ТРЕТЬЯКОВУ
ВЫ подвели нашу страну зпт нашу КРАСНУЮ АРМИЮ тчк ВЫ не
изволите до сих пор выпускать ИЛ-2 тчк
Самолет ИЛ-2 нужен нашей КРАСНОЙ АРМИИ теперь как воздух зпт
как хлеб Тчк
ШЕНКМАН дает по одному ИЛ-2 в день зпт а ТРЕТЬЯКОВ дает
МИГГ-3 по две штуки зпт это насмешка над страной зпт над КРАСНОЙ АРМИЕЙ тчк Нам
нужны не МИГГи зпт а ИЛ-2 тчк
Если 18 завод думает отбрехнуться от страны зпт давая по
одному самолёту ИЛ-2 в день зпт то жестоко ошибается и понесет за это кару
Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требуем
зпт чтобы выпускали побольше ИЛов тчк
Предупреждаю в последний раз
HP П 553 СТАЛИН
Заводчане усилили темпы работы, и уже в первых числах января
в новом 1942 г.
на фронт ушел полный эшелон новеньких штурмовиков.
На востоке страны в короткие сроки восстанавливались
перебазированные промышленные предприятия. Через месяц после эвакуации завода
им. Калинина рабочие начали выпуск продукции. Переведенный в г. Свердловск
завод им. Коминтерна уже в I квартале 1942 г. работал на полную мощность, продолжая
выпускать гвардейские минометы.
Нагрузка на работников Ю.-В.ж.д была огромной.
Катастрофически не хватало пустопорожних вагонов. Железная дорога выдерживала
32 тыс. вагонов, а приходилось пускать по ней 60 тыс. и более вагонов. Но
фронт требовал все новые и новые грузы, эшелоны, боевую технику, личный состав.
Летом 1941 г.
в Воронеже скопилось до 40 тыс. беженцев. Их также следовало отправить на
восток. Из области следовало вывести 604 тыс. голов скота, 50 тыс. голов
лошадей, 60 тыс. пудов зерна, 1200 комбайнов и других грузов. Приходилось
просить, умолять, изыскивать пустопорожние вагоны.
Чтобы транспорт работал четко и бесперебойно, Воронежский
обком партии обязал всех секретарей горкомов и райкомов лично контролировать
прохождение воинских грузов и отправку на восток эшелонов. «Окажите
практическую помощь начальникам станций в быстрейшей разгрузке вагонов,
добейтесь, чтобы совершенно не было остатка к концу суток под выгрузкой.
Накажите по закону военного времени лиц, допускающих задержки с выгрузкой и
погрузкой... На случай воздушного налета обеспечьте быстрый оборот вагонов», - сообщалось
в циркулярной телеграмме секретаря обкома партии.
После разгрома немецко-фашистских войск под Москвой и Ельцом
эвакуация предприятий и населения из области была заметно сокращена, а затем и
совсем приостановлена. В связи с улучшением обстановки на фронте оборудование
некоторых крупных предприятий с пути следования на восток было возвращено в Воронеж,
и на некоторых заводах приступили к монтажно-восстановительным работам.
23 января 1942
г. вышло Постановление СНК СССР о восстановлении пострадавших
промышленных предприятий г. Липецка и липецких железных рудников. Согласно
этому Постановлению были развернуты работы на Новолипецком металлургическом
заводе, Ольховском коксохимическом заводе им. Ворошилова и др. Процесс
реэвакуации являлся отличительной чертой и особенностью эвакуации на
территории Центрального Черноземья, в частности, Воронежской области.
Вторичная эвакуация промышленных предприятий встала на
повестку дня в связи с летним (1942
г.) наступлением немцев на Воронеж. Она отличалась
особой организованностью и мужеством людей, несмотря на частые бомбежки вражеской
авиации и артиллерии. В эти дни были мобилизованы все силы. Эвакуацию
оборудования завода им. Тельмана начали после ликвидации пожара на его территории,
который возник в ночь с 5 на 6 июля 1942 г. в итоге налета вражеской авиации. Более
2 тыс. грузовых вагонов понадобилось коллективу этого завода и депо Отрожка для
перебазирования станков, материалов, сырья в тыл страны.
Эвакуация завода СК-2 им. Кирова проводилась, когда
фашистские войска захватили правобережную часть города. Оттуда гитлеровцы
хорошо просматривали завод и ежедневно обстреливали его территорию
артиллерийским и минометным огнем. В те дни героическими усилиями рабочих
завода и железнодорожников каждые сутки отправлялось до 27 вагонов с различным
оборудованием. За два месяца с завода было погружено и отправлено в тыл 563
вагона.
Быстрое продвижение врага на восток не позволило полностью
эвакуировать оборудование предприятий, запасы сырья и прочее. В спешном порядке
отправленные эшелоны приходили на конечный пункт в разукомплектованном виде.
Оставалось немного времени, чтобы демонтировать и вывезти оборудование с предприятий
прифронтовой зоны Воронежской области. При эвакуации всех промышленных
объектов из восточных районов Воронежской области в этот период было сделано
одно исключение. Был оставлен на месте Грибановский сахарный завод, который в
то время был единственным действовавшим сахарным заводом в европейской части
страны. Из-за быстрого вторжения врага в юго-западные районы области в июле 1942 г. не удалось
эвакуировать часть промышленности, скот и сельскохозяйственные машины. В
создавшихся условиях пришлось стать на путь уничтожения имущества, которое
могло достаться врагу. В результате 350 предприятий, главным образом
республиканского и областного значения, были только частично эвакуированы или
выведены из строя. Все ценное оборудование в СХИ было зарыто в землю.
Подавляющая часть имущества МТС, совхозов и колхозов - трактора, комбайны -
остались в руках оккупантов.
Всего из Воронежской области было полностью эвакуировано 117
предприятий, из них 46 предприятий союзного подчинения, 15 предприятий
республиканского значения и остальные 56 предприятий - областного.
На не оккупированной части Воронежской области в июле 1942 г. оставалось 102
предприятия союзной и республиканской промышленности (главным образом пищевой)
и 273 предприятия областной промышленности, которые работали в условиях близости
фронта, удовлетворяя его нужды и запросы населения. Несмотря на тяжесть
прифронтовой обстановки, план III и IV кварталов 1942 г. этими предприятиями
был выполнен на сумму 54265 тыс. рублей, или на 82 процента.
К лету 1942
г. из крупных предприятий в Воронеже остались только
заводы им. Тельмана, им. Кирова и часть цехов завода им. Дзержинского. С
приходом немецких частей в город оборудование завода им. Дзержинского было
размонтировано и отправлено в Германию.
В период боев за Воронеж из всех крупных предприятий города
работал лишь завод им. Тельмана. К середине 1942 г. основное
оборудование завода № 18 было эвакуировано, но предприятие продолжало работать,
отправляя на фронт двухместные штурмовики. 110 рабочих завода им. Тельмана все
212 дней и ночей трудились, помогая фронту ремонтировать танки,
восстанавливали материальную часть.
Оставшиеся на территории города и области заводы продолжали
работу по плану командования Воронежского фронта. На заводских площадях
эвакуированного авиазавода была создана авиаремонтная база № 450. Сначала
командование Юго-Западного фронта использовало ее для ремонта самолетов,
получивших повреждения в боях, затем - и командование Воронежского фронта.
Директором этой ремонтной базы был назначен В. К. Сердюк, главным инженером Г.
А. Новак. Восстановление авиационной техники велось под артобстрелом, непрерывными
бомбежками. Заводские бригады трудились не только на основной базе, они
выезжали на фронт, в действующие части.
После освобождения правобережной части Воронежа приказом
Министерства авиационной промышленности № 209 от 12 апреля 1943 г. на производственных
мощностях этой базы был создан авиаремонтный завод № 64 (директор В. К. Сердюк).
С 1944 г.
директором завода стал генерал-майор В. Н. Смирнов.
За годы войны коллектив ремонтной базы № 450 и завода № 64
отремонтировал и ввел в строй более 800 самолетов различных типов, в том числе
511 самолетов Ил-2.
«Воронежский
фронт»
ОАО «Центрально
– Черноземное книжное издательство»
2005 год |