В то время, как в Воронеже и на донских кручах шли
ожесточенные бои, в селе Садовом близ Анны, где разместился областной комитет
партии, 7 октября 1942 г.
состоялось собрание партийного актива области. На нем были определены основные
задачи в деле организации помощи фронту. Помимо качественного сбора урожая,
заготовки кормов для скота, повышения производительности на производстве,
важнейшей задачей трудящихся области являлась работа по ремонту боевой техники,
производству оружия и боеприпасов для частей фронта.
Всемерное повышение бдительности в прифронтовой полосе,
соблюдение режима секретности являлось также одной из важнейших задач жителей
городов и сел области. Собрание партактива призвало всех трудящихся помочь
фронту.
Анализ архивных документов по вопросу функционирования
промышленных предприятий в период боевых действий на Воронежском фронте
позволяет сделать вывод, что, несмотря на обстрелы и бомбежки на левобережье
предприятия работали, выдавали продукцию. Особенно большая нагрузка выпадала на
железнодорожников. Известно, что из 12 железнодорожных отделений в годы оккупации
работали только шесть. Объем работ, естественно, увеличился. Военное командование
требовало: срочно поставить под погрузку 1200 вагонов и срочно перебросить
воинские грузы под Елец. И железнодорожникам приходилось это делать, несмотря
на то, что немецкая авиация ежедневно бомбила станции. С октября по декабрь 1942 г. на объекты Ю.-В.ж.д.
было совершено 402 налета вражеской авиации и сброшено 1470 авиабомб.
Непосредственная близость фронта резко изменила характер
движения поездов, предусмотренных графиком. С началом сражения за Сталинград
прекратилось движение на Сталинградской ветке. Основная нагрузка легла на долю
Лискинского, Поворинского, Борисоглебского, Грязинского и Отроженского станционных
узлов. Враг всячески мешал работе этих отделений, он стремился парализовать их
работу с тем, чтобы сорвать подвоз подкреплений к линии фронта. Особенно
интенсивным налетам подвергались станции Лихая, Лиски, Поворино, Отрожка,
Графская, Грязи, Кочетовка, а также все станции и перегоны линии Поворино-Сталинград.
Из 85000 бомб, сброшенных на дорогу, 32000 были брошены на Сталинградское
отделение.
Вполне естественно, что погрузка и выгрузка осуществлялись под
обстрелом вражеской артиллерии, в непосредственной близости к передовой.
Прибывающие свежие воинские формирования, выгрузив боевую технику, сразу же
вступали в бой.
На участках Отрожка-Мичуринск, Грязи-Поворино, Поворино-Ртищево,
Поворино-Сталинград беспрерывно двигались составы. Их было так много, что
казалось, будто идет один большой поезд.
Юго-Восточная железная дорога (начальник дороги до сентября 1942 г. - А. П. Молчанов, с
сентября 1942 г.
по февраль 1943 г.
- В. С. Левченко) обеспечила доставку войск, вооружения и материальных средств
в период оборонительного сражения и подготовки контрнаступления под
Сталинградом даже несмотря на то, что железнодорожная сеть вокруг города на
Волге была развита слабо. Доставка грузов, личного состава, боеприпасов,
техники шла по участкам Поворино-Лиски, Поворино-Таловая, Таловая-Калач.
В период ожесточенных боев под Сталинградом, когда враг
перерезал железную дорогу Поворино - Сталинград и вышел в район
Сталинградского тракторного завода к Волге, основная тяжесть по перевозкам
боевой техники, личного состава, боеприпасов легла на Калачеевскую ветку. Поток
поездов по ней шел в основном на выгрузку. В ноябре 1942 г. на ст. Калач
Воронежский приходило до 10 эшелонов в сутки, на другие станции этой ветки до 5-6
эшелонов. С 23 октября 1942
г. по 31 января 1943 г. на этой ветке было выгружено 575
поездов, или более 30000 вагонов.
В период освободительных боев на территории Черноземья в
Воронежской области работали авиационный завод № 18, паровозоремонтный завод
им. Тельмана, частично функционировал СК-2 им. Кирова. Предприятия местной
промышленности и промкооперации действовали в Борисоглебске, Липецке,
Грибановке, Бутурлиновке, Усмани, левобережье Воронежа. Местная промышленность
изготовляла для нужд армии обмундирование, обозно-вещевое имущество, инженерное
оборудование.
Особенностью работы промышленных предприятий Центрального
Черноземья, в том числе и Воронежской области, в период освободительных боев
1942-43 гг. являлось привлечение рабочих на строительство оборонительных
сооружений, на восстановление и строительство стратегически важных путей
сообщения: железной дороги, мостов, шоссе.
За три месяца (апрель-июнь 1943 г.) было построено
шесть основных оборонительных рубежей, несколько промежуточных и отсечных.
Глубина обороны Центрального, Воронежского и Степного фронтов, общая
протяженность стратегического рубежа составила 250-300 км. Только в полосе
Воронежского фронта одних траншей и ходов сообщения было отрыто 5 тыс. км, что
равняется расстоянию от Москвы до Иркутска. В строительстве оборонительных
сооружений активное участие принимали трудящиеся соседних областей. Так, в
возведении системы оборонительных рубежей было занято более 105 тыс.
тамбовчан, 300 тыс. курян.
В период подготовки к битве на Курской дуге напряженная
работа кипела на предприятиях Воронежской области. Несмотря на огромные
разрушения промышленных предприятий, рабочие вместе с восстановлением своих
заводов и фабрик помогали воинам Красной Армии ремонтировать боевую технику,
автомашины, выполняли различные спецзаказы фронта.
Воронежский ГКО уже в феврале 1943 г. принял решение об
организации ремонта танков в городе Воронеже. В мае 1943 г. работали две крупные
базы. Одна база Наркомата танковой промышленности на площади завода им.
Коминтерна, вторая - Наркомата среднего машиностроения - на территории
механического завода. Позже были созданы еще несколько передвижных баз по
ремонту танков и танковых моторов. Всего было организовано 6 ремонтных заводов
по ремонту военной техники. В период подготовки к сражению на Курской дуге
объем работ ремонтных баз увеличивался. Если в начале мая в ремонте находилось
всего 20 танков, то в третьем квартале 1943 г. только двумя основными ремонтными базами
было выпущено из ремонта более 200 боевых машин.
В успешном материально-техническом обеспечении фронтов в
период битвы на Курской дуге особую роль сыграло быстрое восстановление
железнодорожного движения на линии Воронеж - Курск. Наиболее ответственной
задачей при этом было восстановление железнодорожного моста через реку Дон у
станции Семилуки, недалеко от Воронежа.
...Строителям надо было освободить русло реки от металла и
построить новый мост за 25 дней. Этого требовал фронт. Работы по
восстановлению Семилукского моста начались 29 марта, а 22 апреля они были
закончены. Железнодорожная линия Воронеж - Касторная - Курск вступила в
эксплуатацию.
На территории нашей области имелось множество госпиталей, в
которых проходили курс лечения воины Воронежского фронта. Они размещались в
школах, домах колхозников, домах отдыха, больницах. Следовало организовать
качественное дежурство у постелей тяжелобольных, окружить их вниманием и заботой,
обеспечить раненых свежими газетами, литературой, организовать шефские концерты.
Забота о бойцах на фронте была повседневной. Посылка
подарков, теплых вещей являлась проявлением внимания к защитникам Родины. К
началу 1942 г.
колхозники Таловского района отправили на фронт 500 подарков, Давыдовского района
- 2000 подарков, а всего по области было собрано и отправлено 42147 подарков,
общим весом 265441 кг.
Несмотря на суровые условия военного времени, в области
велась большая культурно-просветительская работа. В конце 1942 г. Воронежский
облисполком обратился в Управление по делам искусства при СНК РСФСР с
ходатайством о разрешении создать в Воронеже профессиональный русский народный
хор песни Воронежской области в составе 50 человек на базе лучших вокалистов,
колхозных ансамблей и хора швейной фабрики «Первое мая» села Анна. Такое
разрешение было получено, и с 1 января 1943 г. русский народный хор приступил к
репетициям. Художественным руководителем его стал композитор К. И.
Массалитинов. Хор этот регулярно выезжал на фронт в действующие части.
Сохранилось множество отзывов фронтовиков о прекрасной
работе хора под руководством Массалитинова и концертной бригады, созданной при
воронежском Доме Красной Армии им. Ворошилова еще в октябре 1941 г.
| В годы войны воронежский тыл, по сути дела, был вторым
фронтом для наших доблестных Вооруженных Сил. Это был трудовой фронт. На
денежные сбережения жители области помогли построить танковые колонны
«Народный учитель», имени Ленинского комсомола, «Воронежский колхозник», танк
«Бутурлиновец», звено истребителей «Воронежский большевик» и др..
Наиболее крупные взносы сделали колхозники Калачеевского
района - 75-летний колхозник Ераст Федорович Крамарев из артели «Парижская
коммуна» и Марфа Ивановна Белоглядова из колхоза Димитрова. Каждый из них внес
по 100 тысяч рублей. К 9 января 1943
г. в Воронежской области было собрано на танковую
колонну 37 млн. 348 тыс. рублей.
В марте 1943
г. в Донбассе, в селе Дуванка Луганской области,
состоялось вручение Воронежской танковой колонны воинам-танкистам. «Бейте
крепче фрицев, быстрее возвращайтесь домой с победой», - наказывал танкистам Е.
Ф. Крамарев.
| За годы Великой Отечественной войны в Фонд Обороны от наших
соотечественников поступило 118,2 млрд. руб., что почти равнялось
среднегодовым расходам Наркомата Обороны и Наркомата ВМФ СССР. На эти средства
было изготовлено и Передано фронту 30 тысяч танков и самоходных артиллерийских
установок, более 2,5 тысячи самолетов, подводных лодок, военных катеров и
другой боевой техники.
«Воронежский
фронт»
ОАО «Центрально –
Черноземное книжное издательство»
2005 год |