Форма входа

Категории раздела

События и люди [67]
Военный Воронеж [16]
Офицерский батальон [4]
Е. Мухин о судьбе Долгих В. И.

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 952

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru

Рамонь
www.rp5.ru




Понедельник, 24.06.2024, 10:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Рамонь: Прошлое и настоящее
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Испытания войной » Военный Воронеж

ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ! (продолжение)


Схема расположения войск Воронежского фронта на 1 октября 1942 года.

К производству самолетов также были подключены многие предприятия города. Изготовление было налажено на нескольких производствах. Бронекорпуса изготовляли три завода: им. Орджоникидзе, им. Кирова (бронедетали), завод «Красный Октябрь» (варка стали и прокат листов для нее), завод им. Фрунзе делал моторы. В июне 1941г. выпущено 159 самолетов-штурмовиков Ил-2 - в 2 раза больше, чем в мае. В июле 1941 г. выпущено 310 штурмовиков. Эти циф­ры свидетельствуют о колоссальной работе коллектива завода № 18, а также о работе предприятий - участников строительства самолетов Ил-2. Одновремен­но на заводе № 18 было развернуто производство самолетов Ер-2. В целях нала­живания серийного производства Ер-2 Воронежский обком вносит предложение об организации в помещении вагоноремонтных мастерских НКПС в г. Борисоглебске филиала завода.


Летом 1941 г. Воронежский авиационный завод за образцовое выполнение за­дания производства по выпуску новой боевой техники был награжден орденом Ленина. Ордена и медали получили 110 лучших производственников завода.

Перевод предприятий гражданского профиля на выпуск военной продукции в Воронежском крае проходил в напряженной обстановке прифронтовой зоны. В сентябре 1941 г. территория города и области стала прифронтовой.


Многие промышленные предприятия коренным образом меняли характер сво­ей производственной деятельности. Завод им. Ленина г. Воронежа начал выпус­кать корпуса авиабомб, производил ремонт артиллерийских орудий. Противотан­ковые ружья изготовлялись на заводе им. Тельмана, на авторемонтной станции г. Воронежа. Заводы им. Дзержинского, им. Тельмана, Борисоглебский вагоноре­монтный завод, паровозоремонтные депо Лисок, Грязей строили бронепоезда, бронеплощадки, зенитные летучки и производили их ремонт. Завод им. Дзержин­ского начал производство стрелкового оружия, освоив при этом 270 новых при­способлений и 70 различных штампов. В паровозном депо Россоши изготовлялись холодное оружие, гранаты, выполнялись заказы фронта по ремонту автомашин. На Юго-Восточной железной дороге было сформировано шесть специальных по­ездов. Металлургические заводы Липецка отливали противотанковые загражде­ния, ремонтировали автомашины, производили окопные печи и различный шан­цевый инструмент.


На выпуск военной продукции переводились не только крупные фабрики и за­воды, но и мелкие предприятия, в том числе и предприятия местной промышлен­ности и промысловой кооперации, производственные артели, ремонтные мастер­ские и т.д. Накануне Великой Отечественной войны в Советском Союзе действо­вало более 100 тысяч предприятий местной промышленности и промкооперации. За первые полгода войны по решениям ГКО и СНК СССР местная промышлен­ность передала в ведение оборонных наркоматов 60, а промысловая кооперация - 200 наиболее крупных и технически оснащенных предприятий.


Документы свидетельствуют о том, что в первые дни войны предприятия мест­ной промышленности Воронежской области вообще не имели заданий по оборон­ным заказам, их работа ограничивалась выполнением заданий войсковых частей местного гарнизона. Но уже в III квартале 1941 г. местными властями Воронежс­кой области был разработан план выпуска продукции для нужд фронта по пред­приятиям местной промышленности. К примеру, завод метизов Воронежского горпромкомбината должен был выпустить 100 тонн гвоздей разного ассортимента, 10 тонн шурупов для деревообрабатывающих предприятий, производящих специаль­ную закупорку.


Металлообрабатывающие предприятия области должны освоить и наладить выпуск котелков армейских в количестве 220,0 тыс. шт. в месяц, кузнечно-ковочных изделий - 3,0 тыс. тонн и т.д. Одним из важных заданий предприятиям местной промышленности было изготовление лыж военного образца.


За полгода войны артели Воронежской области изготовили более 60 минометов, 17,5 тысячи противотанковых мин, 110 тысяч бутылок с зажигательной жид­костью, 20 тонн взрывчатки, более 12 тысяч ручных гранат.


Промышленные предприятия местного подчинения приступили к выполнению фронтовых заказов, ремонту боевой техники, производству обмундирования, обозно-вещевого и инженерного имущества.


Предприятиями местной промышленно­сти и промкооперации было освоено производство минометов, взрывчатки, буты­лок с зажигательной смесью, ручных гранат. Налажено производство военного обмундирования: шинелей, гимнастерок, маскировочных костюмов, рукавиц и т.д. Предприятия снабжали фронт обозно-вещевым имуществом: лыжами, санями, ко­телками армейскими. Воронежский ликеро-водочный завод выпускал бутылки с зажигательной смесью, кондитерская фабрика - взрывчатые вещества. Фарма­цевтические заводы Воронежа изготовляли комплекты для противогазов, жидко­сти от отравляющих веществ, медикаменты.


В первые месяцы войны освоение новых заказов оборонной продукции шло медленно. Производственные мощности далеко не полностью были мобилизова­ны. Проблемными вопросами явились техническое оснащение, рациональное ис­пользование топлива и сырья, замещение кадров, ушедших на фронт. Предприя­тия Воронежа, выполняя различные оборонные заказы, в июле 1941 г. не дали пол­ностью того количества и качества продукции, которое требовал фронт. Завод им. Ленина выполнил программу на 66%, завод им. Калинина - на 85,7%, завод Автотрактордеталь - на 73,1%.


Правительственный курс на создание крепкого и мощного военно-экономического потенциала включал в себя также и мероприятия, направленные на повы­шение производительности труда. 26 июня 1941 г. вышел Указ Президиума Вер­ховного Совета «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное вре­мя», в котором вводились обязательные часы сверхурочной работы в промыш­ленности. 26 декабря 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета «Об ответ­ственности рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий» все рабочие и служащие предприятий военной промышленности и обслуживающих военную промышленность объявлялись мобилизованными до конца войны, закреплялись за фабриками и заводами, на которых они работали.


Большое значение в ходе перестройки промышленности имело социалистичес­кое соревнование. Это было важным методом мобилизации рабочих масс в тылу, повышения производительности труда, укрепления и развития военного хозяй­ства. Газета «Правда» от 10 июля 1941 г. писала: «У нас не может быть теперь «мирных предприятий». Каждый завод, каждая фабрика должны работать для удовлетворения военных нужд. Даже высокие темпы мирного времени нас теперь удовлетворить не могут. Выигрыш во времени - самый важный выигрыш во вре­мя войны. Заказы фронта должны выполняться скоростными темпами».


На митинге доменщиков Новолипецкого металлургического завода выступил доменщик тов. Двуреченский с призывом к самоотверженному, героическому тру­ду. «Дадим стране столько чугуна, сколько она потребует, будем работать так, чтобы обеспечить нужды Красной Армии и флота, чтобы обеспечить победу над врагом».


«Неустанно повышать производительность труда, - говорилось в передовой статье «Коммуны» за 16 июля 1941 г., - не только выполнять, но и перевыпол­нять заказы фронта, быстрее и лучше готовиться к уборке урожая - вот в чем должна выражаться сейчас наша помощь фронту. Каждая дополнительная деталь, каждая сделанная сверх плана винтовка, каждый дополнительно выращенный пуд хлеба - это удар по врагу, это наш вклад в дело разгрома фашистских бандитов».


Социалистическое соревнование также развертывалось под лозунгами: «Все для фронта, все для победы!», «Работать по-военному, выполнять нормы за дво­их, троих!» и др. Формы социалистического соревнования были самые разнооб­разные: совмещение профессий, многостаночное обслуживание, движение двухсотников и трехсотников (выполнение производственной нормы на 200% и 300%) и т. д. Соревнование комсомольско-молодежных бригад за звание фронтовой бригады, движение рационализаторов и изобретателей, борьба трудящихся за строжайшую экономию сырья, топлива, материалов, электроэнергии. Соревно­вания проводились по профессиям за право получения звания: «Лучший токарь», «Лучший слесарь» и т.д. Все это было ярким проявлением патриотизма рабочего класса.


В обращении коллектива паровозоремонтного завода им. Дзержинского ко всем трудящимся Воронежской области говорилось: «Работу, которую до войны вы­полняли 3-4 человека, теперь выполняет один. Буксовая бригада сборочного цеха ежедневно выполняет план на 350-400 процентов. Бригада котельщиков ордено­носца тов. Горемыкина ремонт котла закончила за 7 часов вместо 16. Котельщик горячей клепки Чеботарев с товарищами за 24 часа выполнил работу, на которую полагается 62 часа.

Комплексная бригада тендерного цеха, руководимая тов. Минаковым, собрала тормоз тендера за 16 часов при норме 32 часа. В этой бригаде группа слесарей тов. Никифорова за 12 часов вместо 24 собрала гарнитуру и арматуру тендера. Станочники механического цеха тт. Бородин и Войнов раньше выполняли по 2,5 нормы, а теперь выполняют больше 4 норм каждый».


Трудящиеся Воронежской области успешно справились с заданием ГКО по орга­низации пусковых мастерских для ремонта автомобилей. В самом городе действо­вали областная авторемонтная станция, авторемонтный завод, авторемонтная ма­стерская. С целью бесперебойного ремонта автомашин для фронта в городе было выделено дополнительно две механические мастерские, а также оборудовались спе­циальные крытые навесы. С начала мобилизации по 26 июля 1941 г. в распоряже­ние Воронежского облвоенкомата для ремонта поступило 1034 автомашины и 262 трактора, не пригодных для эксплуатации в условиях фронта. Большая часть по­ступила из Куйбышевской, Челябинской, Чкаловской, Саратовской областей, а также из республик немцев Поволжья и Узбекистана. За это время были отремонтированы 861 автомашина и 12 тракторов.


Осенью 1941 г. в ряде городов области было отремонтировано 568 автомашин. Рабочие Липецка оборудовали походно-ремонтный завод на 17 автомашинах и передали его Юго-Восточному фронту. Металлургические заводы изготовили 10 тысяч окопных печей для действующей армии, отлили около 2500 противотанко­вых «ежей».


Предприятия переводились на круглосуточную работу. Налаживалось произ­водство минометов, мин, снарядов и т.д. Это было трудно, не хватало оборудова­ния, не была отработана технология, чувствовалась нехватка квалифицирован­ных рабочих. Но, несмотря на это, уже в первые месяцы войны металлургический завод «Свободный Сокол» выпустил большую партию деталей боевого оружия. Работали днем и ночью, в любых условиях. «Ни одна литейная мастерская, — го ворилось на IV Липецкой городской партийной конференции (март 1942 год), — не была остановлена даже в дни непосредственной близости фронта».


На предприятиях Воронежского края большой размах приняло движение рационализаторов и изобретателей. За 13 месяцев Отечественной войны только ме­таллурги Липецка внесли около 200 рационализаторских предложений. На заво­де СК-2 им. Кирова г. Воронежа проводились работы по замене некоторых ком­понентов, завозившихся ранее с Кольского полуострова и Кавказа, местным сы­рьем. После упорной работы химики тт. Альтман, Маричева при активной помо­щи со стороны профессора университета А. А. Дубянского нашли способ замены четырех привозных компонентов местным сырьем для выработки продукта в катализаторном цехе. По предложению инженера-химика В. И. Шаталова в газовом цехе проводились опытные работы по замене дефицитных и дорогостоящих содовых продуктов при очистке дивинила негашеной известью. Работники отдела снаб­жения совместно с бухгалтерией установили жесткий контроль за расходованием сырья, инструмента и других материалов и установили, что завод может без ущер­ба для выпуска каучука передать различных материалов другим предприятиям на 700 тыс. рублей.


В этих условиях особое значение приобрели вопросы режима экономии. Правительство страны указывало, что борьба за строжайший режим экономии дол­жна стать одной из важнейших задач партийных организаций. Задача состояла в разъяснении всем рабочим и служащим, что малейшее сбережение средств, топ­лива, металла является важным дополнительным источником для увеличения вы­пуска вооружения, боеприпасов, продовольствия. Большинство предприятий Во­ронежской области, в том числе и крупных, переходили на использование мест­ных ресурсов и резервов самих предприятий, местных сырьевых и топливных возможностей - использование торфа, дров, широкое внедрение заменителей, дефицитных видов сырья и материалов. Основным топливом местного проис­хождения были дрова, торф, а также отходы сельскохозяйственного производ­ства. С начала Великой Отечественной войны вопрос топлива был одним из проблематичных. Предприятия переводились на местное топливо. Местное топли­во заменило дефицитные уголь и нефть, освободило железнодорожный транс­порт от их перевозок. Изобретательская и рационализаторская работа внесла большой вклад в дело повышения производительности труда, увеличения вы­пуска военной продукции.


Анализ многочисленных документов показывает, что срыв производственного плана на промышленных предприятиях происходил по нескольким причинам, главной из которых являлась нехватка рабочей силы. Проблема недостатка ква­лифицированных рабочих в связи с их уходом на фронт, а также проблема подго­товки кадров были основными проблемами в производственном процессе. Обес­печение промышленности и транспорта квалифицированными рабочими имело очень важное значение. В Воронежской области в 1941 г. в системе трудовых ре­сурсов было подготовлено 4279 квалифицированных молодых рабочих для промышленности, строительства, транспорта. 21 мая 1942 г. вышло Постановление Президиума Верховного Совета «Об организации на предприятиях индивидуаль­ного и бригадного ученичества». Руководителям предприятий разрешалось при­нимать для индивидуального и бригадного обучения и последующей работы на предприятии лиц, достигших 14-летнего возраста. Многие подростки, пришедшие главным образом из села, обучались в школах ФЗО, ремесленных училищах и на курсах техникума прямо на производстве. Организация школ ФЗО и ремесленных училищ дополнила сеть технического образования, сложившуюся на заводах, обеспечила постоянный приток пополнения рабочего класса в промышленности. За 1941-1944 гг., к примеру, в Ельце таким образом было подготовлено 7500 че­ловек. Важным источником пополнения рабочей силы было использование женского труда. Только за первый месяц войны отделом кадров Липецкого горкома ВКП(б) было направлено на различные предприятия  около 800 женщин. На женских плечах, по сути дела, держался фронтовой тыл

                                

«Воронежский фронт»

ОАО «Центрально – Черноземное книжное издательство»

2005 год

Категория: Военный Воронеж | Добавил: istram (13.02.2011)
Просмотров: 3637 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024