И. Н. Гудков | Близится семидесятилетний юбилей Победы в Великой Отечественной войне
И уже сейчас подрастающее поколение посвящает этой дате свои исследовательские работы, чтобы пополнить страницы летописи о войне. В ней не только немеркнущая память об участниках тех страшных событий, но и благодарная память потомков
О войне «глазами школьного учителя» рассказывает Анна Саркисова, ученица 10-го класса Рамонского лицея, занимающаяся в музее Дома детского творчества «Эстафета поколений». Свою работу она написала на основе анализа военных дневников, которые привёз с фронта школьный учитель Иван Назарович Гудков. О дневниках стало известно только через 60 лет после Победы, когда внук ветерана Дмитрий Холодков впервые принёс их в школу.
Автор этого дневника – учитель Рамонской школы № 1 Иван Назарович Гудков, преподавал до войны историю и географию. В армии - с 1939 года, воевал на Воронежском, 1-ом и 2-ом Белорусском, 3-ем Украинском фронтах в авиационной разведке и эскадрильях ночной бомбардировки. Военная профессия - бортрадист, основные должности на фронте – политрук, замполит, начальник штаба. Войну начал лейтенантом, закончил капитаном. Награждён двумя орденами Красной Звезды, орденом Великой Отечественной войны II-й степени и множеством медалей.
Работая с дневником, Аня хотела не только рассказать о войне глазами школьного учителя, но и ответить на вопросы, каким образом осуществлял политическое и воинское воспитание наш земляк, политрук Иван Назарович Гудков. Ведь сегодня подрастающее поколение ничего не знает о политруках и замполитах. В дневнике она искала главное и новое, неизвестное ранее о войне. Здесь не было леденящих душу описаний кровавых ужасов и зверств фашистов. Война для Гудкова проходила в небе, и лишь изредка бойцы эскадрильи, где он служил, брались за оружие. К тому же, существовала военная цензура. |
Кратко, ёмко, чаще с выводами, Иван Назарович ежедневно писал в дневнике о своей службе политрука, замполита, штабиста, организации быта и досуга, зарисовывал местности, обычаи и нравы. Служба была, по его описанию, проста: любой ценой его авиаэскадрилья должна обеспечить победу не земле. Много страниц посвящены самоанализу, самооценке и высоким требованиям к себе, стремлению к самообразованию.
Изучению фронтовых дневников Анна Саркисова посвящает всё своё свободное время Как политрука его волновал моральный
облик офицеров, не заботящихся о своей чести, не знавших дела, но бравирующих
своим званием. Рядовым иногда доставалось за отсутствие усердия в простых делах.
Некоторые записи - это тезисы его выступлений на митингах перед солдатами. В них
– личная позиция офицера и коммуниста, ненавидящего фашизм и свято верившего в
Победу. Ведь только на таких людей возлагали воспитание личного состава в духе
беззаветной преданности партии и готовности отдать жизнь за Родину. Дневнику Иван
Назарович доверял также и свою мечту - поскорее вернуться к преподавательскому
труду и встретиться с любимой «Асичкой», которой был верен всю войну.
Благодаря этим записям семидесятилетней давности, Анна рассказывает о войне с неведомой ей ранее позиции. С позиции её участника. Война – это работа. Ежедневная, порой рутинная. С постоянной строевой и лётной подготовкой. Это обязательно, ведь в эскадрильи, где служил Гудков, военные действия чаще велись ночью, но это не означало, что днём все спали или не знали чем заняться. С отчётами, донесениями и историческими формулярами. И это также обязательно, потому - что именно штабисты отвечали за то, чтобы ни один воин, живой или погибший не потерялся, и награда нашла своего героя. С митингами и смотрами. С боевыми вылетами и скорбью по погибшим. Именно в этих простых делах и проходило политическое и воинское воспитание, являющееся основным функционалом политрука. И все это было тесно переплетено с фронтовым бытом, в организации которого Иван Назарович также принимал участие. Ведь быт значительно влиял на боевой дух воинов. Его поддерживали не только митингами, но и досугом, в котором было все: от коллективного чтения, кино, концертов, вечеринок и танцев до игры в карты. Удивительно, но на фронте, где служил Гудков, можно было читать книги. Иван Назарович перечитывал русскую, советскую и зарубежную классику, историческую литературу. Не любитель танцев и игры в карты, он, тем не менее, в этом участвовал, чтобы быть вместе с теми, за кого чувствовал ответственность. Из записей стало понятно, что у каждого рядового и офицера, у каждого рода войск, каждой армии были свои задачи, свои трудности.
Этот дневник, отражающий частное мнение, содержит самую достоверную информацию о войне. В нем раскрывается целостная натура человека, ответственно выполняющего свой воинский долг в непростой должности. Человека, предъявляющего высокие требования, прежде всего к самому себе. | |
Опытного, жёсткого, свято верящего в правоту Коммунистической партии и гениальность советских полководцев. Удивителен язык, которым описываются события почти каждого дня в дневнике: мягкий, точный, лиричный и очень эмоциональный. Он показывает глубину характера автора. Записи дневника показали, что с 1941 по 1943 годы должности политрука и замполита на войне были, не только необходимы, но и оправданы. Ответственность, трудолюбие, личный пример, бескомпромиссность, ораторский талант, добросовестное отношение Ивана Назаровича к службе, помогали сплотить личный состав эскадрильи, приблизить Победу.
После войны Иван Назарович
Гудков возвратился к учительскому труду, стал Заслуженным учителем школы РСФСР.
Эти страницы дневника - бесценный памятник эпохе, в которой жили и защищали Отечество
И.Н. Гудков, его однополчане и все советские солдаты и офицеры. Благодаря дневнику
мы сохраним правду о войне - такой вывод сделала Анна Саркисова по результатам
своего исследования.
Эту работу Анна представляла на областной
краеведческой олимпиаде в ноябре 2013 года, где по сумме оценок за защиту работы
и участие в краеведческой викторине по теме «Военная история Воронежского края»
стала победителем. В настоящее время она готовится защищать своё исследование на
Всероссийских краеведческих чтениях.
Ольга ПОПОВА,
руководитель музея
«Эстафета поколений»
«Голос Рамони» от 4 февраля 2014
года |