Л. Образцова с Ольгой Николаевной Куликовской- Романовой. Москва 2002 год.
Художественно-историческая выставка «Искусство Великой княгини», посвященная 120-летию В. К. Ольги Александровны Куликовской-Романовой (Ольденбургской), стала одним из важных событий в культурной жизни.
Открытие ее состоялось 3 октября 2002 года в Московской государственной специализированной школе акварели Сергея Андрияки. Выставка была организована по инициативе «Благотворительного Фонда Ея Императорского Высочества Великой княгини Ольги Александровны» и, в частности, Ольги Николаевны Куликовской-Романовой.
Торжественное открытие проходило в выставочном зале школы
Выступили почетные гости - вице-мэр Москвы В. П. Шанцев, заместитель председателя Комитета по культуре Правительства Москвы А. И. Лазарев, епископ Орехово-Зуевский Алексий, чрезвычайные и полномочные послы Канады и Дании в Российской Федерации, Ольга Николаевна и многие другие. На церемонии открытия присутствовал известный столичный модельер Вячеслав Зайцев.
Выступил заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской Академии художеств Сергей Андрияка. Его школа акварели, созданная Правительством Москвы, стала важным культурным центром столицы. В ней сохраняют и развивают традиции русского художественного образования.
Все выступающие говорили о важности проводимого мероприятия и благодарили Ольгу Николаевну. Именно она и ее муж Тихон Николаевич Куликовский-Романов - сын Великой княгини - в 1991 году основали Фонд. Вначале было открыто Петербургское, затем Московское отделения. Как Тихон Николаевич, так и его супруга Ольга Николаевна, работая в Фонде, всегда стремились следовать духовным заветамВеликой княгини, котораявсю жизньпосвятила служению своим соотечественникам. Организация выставки в России была их давней мечтой.
На выставке были представлены сто четырнадцать акварелей, написанных в разные годы - пейзажи, цветы, натюрморты, портреты, тринадцать живописных полотен, открытки, выполненные в период 1916-1950 годов. Также были выставлены фотографии из архива Великой княгини, фотографии с икон, написанных ею для Русской православной церкви Христа Спасителя в г. Торонто (Канада) в 50-х годах XX века. Большой интерес вызвали документы из Государственного архива Российской Федерации - ученические рисунки Ольги Александровны, небольшие рисунки в ее дневниках, письма. Так, (в письме от 4 мая 1911 года она писала, что посетила в Рамони сельскую школу: «Дети замечательно хорошо, разумно и понятливо отвечали на все вопросы. Меня даже поразило. Священник очень хорошо их спрашивал по закону Божию...». Экспонировалось письмо от 17 мая 1911 года из Ольгина императрице Александре Федоровне с просьбой оказать помощь крестьянам, пострадавшим во время пожара в Староживотинном (на английском языке). Много профессиональных и любительских фотографий, среди которых «Великая княгиня среди егерей и охотников, в имении Рамонь (1903-1905 гг.)» и многие другие документы.
Художественный талант Ольги Александровны проявился уже в детские годы, когда ей разрешали рисовать на уроках географии и математики для лучшего усвоения материала. Преподавал ей живопись известный художник-передвижник, академик К. Лемох.
На caмом видном месте выставки разместился портрет Великой княгини, выполненный художником В. К. Штембергом. Эта картина, подобно редкому цветку, восхищает, и от нее не хочется уходить.
На картинах Ольги Александровны мы видим красивые человеческие образы в ярких, сочных красках. Они - свидетели минувших дней - «Придворный арап», «Подпрапорщик», «Придворный швейцар», «Часовой».
Привлекает портрет княгини Вяземской: задумчиво-печальная, со строгим взглядом грустных глаз дама. А вот портрет сына Тихона. Он глядит на мир отцовскими внимательными глазами. Другой портрет Тихона - за пасхальным столом - созвучен радостному настроению автора. Ведь Пасха - замечательный праздник, который ведет верующих к Воскресению Христа.
Много неприметных уголков и двориков - «Веранда», «Фермерский дом в Дании», которые показывают, как ценит художница простую красоту окружающего. Очаровывает весенняя природа на картинах «Станица Новоминская». Мягкие акварельные работы не бьют в глаза яркими оттенками, а согревают своим лиризмом.
«Тропинка с нарциссами» живописна. Изящные, хрупкие вестники начала весны наполнены стойкой жизненной силой. Мило благоухают желто-лиловые ирисы.
Прекрасная картина «Рождество Христово у Великой княгини», где изображена елка с игрушками, букет цветов и на каминной полке портрет отца - Александра III,
Глядя на натюрморты, пейзажи Великой княгини, представляешь счастливую жену, мать, любимую и любящую женщину. Картины полны лиричности, нежности и покоя.
Все, что создано ею, несет в себе любовь к дому, к окружающему. «Цветы на подоконнике», «Цикламен», «Примулы в окне», «Чай на двоих», «Уютное кресло у окна» - все хранит воспоминания о Великой княгине, душа которой присутствует во всех работах.
В целом выставка «Искусство Великой княгини» дало зримое представление о том, что сегодня почти неизвестно - о содержательной и разносторонне прожитой духовной и культурной жизни Русской Художницы, сохранившей Россию в своей душе. Ее жизнь - пример для наших соотечественников.