Принцесса Е. М.
Ольденбургская была воспитана, впрочем, как и ее
супруг, в духе поклонения прекрасному.
Она не жалела средств на обустройство своего замка, наполняя его прекрасной мебелью и утварью, предметами искусства -
скульптурами, живописными
полотнами, не только выписывала
для дворцовой библиотеки самые разнообразные издания, но и покупала старинные фолианты, музыкальную литературу - ноты и
модные в то время
музыкальные произведения...
Уже
с конца
80-х годов XIX века дворец
часто принимал гостей. На окнах первого и второго этажей,
куда из
просторного холла вела широкая дубовая лестница,
мастера установили маркизы - опускные
солнцезащитные шторы, украшенные по нижней кромке
бахромой с кистями. Эти
матерчатые маркизы, особенные латунные петли,
отполированные до блеска,
вымытые до особой прозрачности стекла окон, создавали
состояние
особого уюта и комфорта.
Все говорило об
изысканном вкусе хозяев.Десятки комнат различного назначения были всегда готовы принять хозяев и гостей в свои покои. В большой столовой на богатых сервизах подавали еду специально обученные дворецкие, а готовили ее искусные повара. Из дворца через выход из музыкальной гостиной можно было оказаться на огражденной площадке, а за площадкой возле хозяйственного выхода начинались
сквозные ступени спуска.
В
юго-восточной части дворца на самой крыше смотровой башни разместилась
восьмигранная будка, на ней - невысокая мачта с шаром. Дымовые трубы
были увенчаны защитными оголовками.
Над центральным
входом горделиво высился герб
Ольденбургских.
Если гуляющие
вокруг дворца подходили к чугунной лестнице узорчатого литья с кованой решеткой,
их взор обращался к бюсту императора Александра в нише на
полувазе-кронштейне. Под ним был вход в подвальную часть дома, красиво обрамленный
каменным наличником.
Зеленый плющ с
весны до осени создавал главному фасаду неповторимое очарование. А важнымэлементом антуража дворцовой площади
перед ним был большой круглый фонтан, освежавший прохладными
струями полуденный зной.
Особые виды
деревьев, привезенные из московских и воронежских питомников, обрамляли затейливую
архитектуру дворца и придавали ему неповторимый вид.
Неподалеку
располагалась мощная водонапорная башня, куда подавалась подземная вода из скважины. Электрическое
освещение заливало вечерами
окна замка-дворца.
Рамонское
поместье не раз посещали особы императорской фамилии. Отдохнуть от трудов государственных
во дворце останавливались многочисленные близкие и дальние родственники из
огромного клана приближенных к императорской семье сановных особ.
Частенько
шумной компанией выезжали на охоту в Борисоглебское имение к В.к. Петру Николаевичу
или делали облавы в Рамони. Об этом не раз упоминается в письмах Петра
Александровича Ольденбургского. Посещала Рамонь и В.к. Екатерина Михайловна.
Известный
своими познаниями в архитектуре, В.к Петр Николаевич Романов дал весьма
ценные советы по облагораживанию дворца работавшему над оформлением
северного фасада И. С. Китнеру.
Не раз гостил в
Рамони товарищ Петра Ольденбургского «августейший поэт» В.к. Константин
Константинович Романов, подписывавший свои стихи инициалами «К.Р.».
Генерал от
инфантерии, командир лейб-гвардии Преображенского полка В.к. К. К. Романов имел и
многочисленные культурные обязанности: был Председателем комиссии по
вопросу с русском правописании при Академии наук основателем столичного женского
педагогического института, вице-президентом Императорского общества
поощрения художеств, входил в руководство Русского музыкального
общества.
...При первом
своем посещении Рамони В.к Константин Константинович, очарованный здешними
местами, написал небольшое стихотворение
в альбом принцессы «Приют веселости свободной». Альбом этот, обнаруженный при изъятии ценностей из дворца в 1918 году, сохранился в музейных фондах до наших дней.
Мне бессильным
не выразить словом, Как у вас отдыхает душа, Как под вашим
приветливо кровом, И как ваша Рамонь хороша! Хороша она далью лесною И дворцом над
обрывом крутым. Хороша
тихоструйной рекою И привольным
простором степным. Но милее и лучше, и краше Гор, оврагов, озер и полей – Дорогое радушие ваше С простотой
деревенской своей.
В Рамонский
дворец кузеном Евгении В.к. Николаем Николаевичем Романовым на весенней выставке
Академии наук в 1902 году были приобретены полотна художника Николая Константиновича
Рериха «Утро княжей охоты» и «Вечер княжей охоты». Позднее они перекочевали в имение
«Ольгино», откуда попали в Воронежский художественный музей им. И. Н. Крамского.
Стоит вспомнить
и соседей Ольденбургских - владельцев окрестных земель.
После того как
имение Тулинова в Чертовицах перешло во владение графа Ивана Ивановича Толстого -
незаурядного человека, видного общественного и научного деятеля, вписавшего
немало достойных страниц в российскую историю, - он также не раз посещал
свою рамонскую вотчину.
Досталось
графу имение по наследству от своей матери Елизаветы Васильевны Толстой (в девичестве -
Тулиновой). Прекрасный дом, старинные дубы и чистая река в заповедных
рамонских лесах были привлекательны для летнего отдыха.
Граф И. И.
Толстой в правительстве Витте был министром просвещения, с
1889 года
состоялконференц-секретарем Императорской
художественной академии, а
затем стал ее президентом. Он
создавал нынешний знаменитый Русский музей, в
ту пору, - Русский музей императора Александра
III, был автором
нескольких книг по археологии и нумизматике, с 1905 по 1906
год - председателем
Русского общества печатного дела... Конечно, невозможно
уложить все
многообразие страниц биографии этого уникального человека в
небольшой
объем. Но для нас в этом случае главное, что с такими же
яркими личностями
и крупными деятелями на государственной и общественной
ниве, как
принц и принцесса Ольденбургские, у графа И. И.
Толстого, естественно, было немало и общих
дел, и общих интересов. В столице дела Ольденбургских и графа
И. И.
Толстого неоднократно находились в одной плоскости. Бывали
у них и рамонские
встречи, когда граф приезжал сюда ненадолго - поправить здоровье и отдохнуть от трудов
праведных...
Стоит еще
обязательно добавить, что часть зданий бывшего имения графа И. И.
Толстого в селе Чертовицы сохранились до нашего времени. Сейчас эти
здания, расположенные в прекрасной дубраве, заняты одним из самых популярных воронежских
санаториев - имени Дзержинского.
Знакомство
Ольденбургских с соседями из Новоживотинного отмечено в письмах еще одного известного
российского государственного и общественного деятеля, историка и
литератора - Михаила Алексеевича Веневитинова - тайного советника, сына
сенатора и брата поэта Дмитрия Веневитинова.
Имение поэта
располагалось неподалеку от Рамони, где сегодня стоит перестроенная усадьба, к сожалению,
значительно пострадавшая в годы Великой Отечественной войны.
В ней ныне
размещается музей, а рядом с отреставрированным двухэтажным особняком
в 2006
году был открыт памятник Дмитрию Веневитинову. Экскурсанты музея с почтением
узнают о знаменитостях, посещавших эту усадьбу, о том, что здесь
некоторое время проживала в гувернантках Лили Буль - будущая известная английская
писательница Этель Лилиан Войнич, прославившаяся в России своим романом
«Овод».
О хозяине
новоживотинновского имения той поры, о которой идет наше повествование, стоит рассказать подробней.
Карьера М. А.
Веневитинова была вполне успешной и примечательной.
Окончив столичный университет, он
вернулся на родину и устроился в канцелярию воронежского
губернатора,
где от чиновника по особым поручениям при губернаторе
дослужился
до губернского предводителя воронежского дворянства
(1888-1894).
Был он и секретарем
воронежского Статистического комитета; одно время М. А.
Веневитинов
даже возглавлял Воронежское губернское земство.Невзирая на
многие обязанности - как по ведомству, так и
общественные, - Михаил Алексеевич успевал
работать над давно задуманной историей Воронежского края,
что вылилось
в издание в 1887 году книги «Из воронежской старины».
Позднее
его захватила деятельность по созданию Музея изящных
искусств, заведование Московским
Румянцевским музеем, со временем выросшим в главную
российскую
библиотеку, работа над книгами по истории России. Многие знали
М.А.
Веневитинова как члена Общества любителей российской
словесности,
создателя фамильного
архива
Веневитиновых.
Умер известный
ученый, почетный академик Российской Академии наук в 1901 году в своем имении в
Новоживотинном, позднее его прах был перенесен на кладбище Донского
монастыря в Москве.
Но вернемся в
80-е годы XIX века.
Стоит,
наверное, отметить тот факт, что в 1876 году Михаил Алексеевич хотел приобрести
имение Рамонь с заводом для своего зятя Владимира Владимировича,
но что-то, видимо, не сложилось...
О довольно
тесном и дружеском общении Михаила Алексеевича с владельцами рамонского поместья
свидетельствуют, например, строки из его писем родственникам разного
времени. В письме от 10 октября 1879 года есть следующее упоминание:
«Послезавтра еду к Ольденбургским, которые звали меня и которые уезжают в
воскресенье».
В другом письме - от 10 октября 1881 года, - написанном из Новоживотинного,
он сообщает: «Вчера заехал ко мне Ольденбургский с Конради и мы
вместе ездили в Рамонь»...
К сожалению,
не сохранился в Рамони дом управляющего имением генеральши Анны Ивановны Шеле -
Ивана Игнатьевича Мосина, где в 1849 году родился мальчик, которому суждено было немало
приумножить славу русского оружия - причем, не только в переносном смысле.
По мнению
многих исследователей рамонской жизни, хозяйка имения весьма
благоволила вдовому управляющему и деятельно занималась воспитанием его
сына. Юный Сережа Мосин был отдан сначала в Тамбовский, а затем в Воронежский
кадетский корпус. Позднее Сергей Мосин, став уже генералом, известным
оружейником, забрал из Рамони престарелого отца и порадовался за
произошедшие на его родине изменения. А в 1895 году, приехав в Воронеж
на пятидесятилетие учебного заведения, которое окончил с отличием в
1867 году, подарил музею корпуса, давшего ему прочные знания и азы
военной науки, свою знаменитую «трехлинейку»...
В память о
знаменитом земляке рамонцы назвали улицу в родном городе и установили памятник
генералу-изобретателю, чья «трехлинейка» более пятидесяти лет честно служила
сначала царской, затем белой и красной, а потом Советской Армии.
В его честь учреждена районная премия, которой награждают достойных людей за особые
заслуги перед рамонским краем...