Почти 90 лет назад в Ольгине была организована Рамонская детская трудовая колония имени Н. К. Крупской.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Усадьба Ольгино |
После Октябрьской революции одной из главных задач нашего государства была борьба с детской беспризорностью. По всей России повсеместно открывались детские дома и колонии. К началу 1921 года в Воронежской губернии насчитывалось 10 школ-коммун - и свыше 190 детских домов. Дома открывались зачастую в бывших барских усадьбах. В одну из таких усадеб в Рамони -в бывшее имение Ольденбургских Ольгино - была командирована сотрудница ГубОНО Прасковья Семеновна Щелкова. Прибыв на место, она осмотрела усадьбу и потом составила «Отчет о командировке по осмотру дворца Ольгино и совхоза Ольгино», в котором писала: |
«Здание дворца Ольгино состоит из двух этажей. Окна выбиты, стена нижнего этажа разрушена, но забита досками. Полы паркетные и из досок хорошие. Потолок и стены дубовые. Комнат в нижнем этаже шесть - столовая, буфетная, большая комната для игр, две небольшие спальни на 20 коек, одна -для прислуги, две большие террасы. Второй этаж имеет девять комнат: одна комната заведующего, одна комната большая, четыре спальни на 30 коек, три небольшие комнаты для воспитателей, а также ванная, три кладовые и пять балконов. Кухня находится отдельно, есть русская кафельная печь для выпечки хлеба. Есть также отдельная прачечная. Вода подается два раза в день с сахарного завода... Дворец расположен на холме, над рекой Воронеж. Он окружен фруктовым парком и ягодным садом... Земли имеется 13 десятин. Посеяны бурак, картофель, морковь, капуста, пшеница. Есть две коровы для служащих, отпускают по 1,5 литра молока. Посуды никакой. Есть два длинных стола для обеда. Мебель кроме коек можно получить в Березовской волости. Сообщение рабочим поездом один раз в неделю по средам из Воронежа до Графской и до Рамони. Переезд через реку лодками и паромом. Поезда приходят в 12 ночи. Рядом с имением «Рамонь» находится больница, почта, есть телефон в селе Березове с Воронежем. На месте продуктов никаких... В окрестностях деревни Животинное, Айдарово, Рамонь, Париново, Березово, Ивница, Борки, Лопатки, Гудовка. В командировку выехала 3 мая по выдаче мне денег и бумаг. До среды на станции Графская ждала поезда. Ночью приехала в Рамонь. В четверг утром была на хуторе и в селе Березове. Утром в пятницу вышла пешком до Бора. В пятницу была на Графской станции и вечером вернулась в Воронеж». На отчете стоит резолюция: «Приступить к немедленной организации колонии артельно-трудовой, поручив П. С. Щелковой».
ОТКРЫТИЕ КОЛОНИИ В ОЛЬГИНЕ
Детская трудовая колония была открыта 24 июня 1921 года. Она получила имя Н. К. Крупской. Колония обслуживала районы сахарных заводов Воронежской, Тамбовской и Орловской губерний. Первоначально она имела характер санаторного учреждения для больных, слабых и наследственно отягощенных детей рабочих сахарных заводов. Впоследствии постановлением Воронежского Союза сахарников она была реорганизована в школу-коммуну для сирот и беспризорных Союза. Она прославилась далеко за пределами Воронежской области своим передовым опытом работы по воспитанию беспризорных детей и введением Дальтон-плана, еще до появления в печати известной книги Дьюи, Штейнгаузена и Парклерст.
Новому учреждению было дано право быть включенным в сеть опытно-показательных учреждений. Возглавил его опытный педагог и организатор Евгений Робертович Клот. Кроме него в колонии работали педагоги Елена Владимировна Романова, Петр Семенович Шеменев, Леонид Федорович Базилевский, Николай Орефьевич Баранов и другие. «Воспитанники колонии, - писал Е. Р. Клот в докладной записке губернскому отделу народного образования, - недавние беспризорники, педагогически запущенные дети. До поступления в колонию они либо побирались, либо жили на иждивении рабочих в казармах, либо зарабатывали свой кусок хлеба услужением. Среди принятых детей в колонию не удалось отметить ни одного совершенно здорового рёбенка. У всех было острое истощение, увеличение живота, анемия. Сплошь все были больны часоткой в запущенной форме». В колонию было принято 46 человек от 6 до 16 лет - 22 девочки и 24 мальчика. По семейному положению дети подразделялись на круглых сирот - 54,5, имеющих отца -10,8, имеющих мать - 28,2, обеих родителей - 6,5 %.
Все дети были ослаблены и, в первую очередь, внимание уделялось физическому воспитанию. Оно заключалось в развитии разных гигиенических навыков повседневной жизни, участии в летних садово-огородных работах, водном закаливании и др. Поддерживалась гигиена питания. Дети получали весьма доброкачественную пищу четыре раза в день. С учителем естествознания Л. Ф. Базилевским они совершали экскурсии в сады сахзавода, Русановское училище, Рамонское лесничество. Дети наслаждались свободой и солнцем, доверием и любовью взрослых.
Рамонский сахарный завод предоставил свои мастерские. Имелся земельный участок, где ребята могли выращивать овощи и имели возможность устроить особый показательный цветник. Им прививались и другие трудовые навыки: они сами убирали помещения, обучались швейным и хозяйственным делам.
Система организации учебно-воспитательной работы была основана, как сказано выше, на принципе индивидуального обучения, по системе Дальтон-плана. Это означало, что учащимся предоставлялась свобода как в выборе занятий, так и в использовании своего учебного времени. Роль учителя по существу сводилась к роли консультанта. В колонии эта система существовала в форме бригаднолаборатного метода. По выражению Крупской, «дальтонская работа явилась комбинацией коллективного и индивидуального труда учащихся».
Немалое значение имело общественно-политическое воспитание. Воспитанники участвовали в проведении революционных праздников не только у себя в колонии, но и в рабочих и комсомольских организациях. Существовала и своя комсомольская организация, куда входили 12 человек. 30 детей вступили в отряд юных пионеров.
Хорошим начинанием стала научная организация детского труда через детское самоуправление. Существовало так называемое учебно-организационное бюро - мозг колонии. В его состав входили дети от 15 лет. С помощью взрослых они организовывали все работы, разрабатывали производственный план и распределяли его между лабораториями, контролировали издание журнала. Никакими административными и судебными полномочиями бюро не обладало, однако всегда имело свое мнение. Так, однажды в приют привели трехлетнюю девочку. По возрасту заведующий не мог ее принять, но колонисты постановлением бюро и общего собрания взяли ее на иждивение.
Учащиеся выпускали журнал «Рабочее детство», а в 1923 году были поданы несколько статей в газету «Комсомолец». Пионерский клуб также выпускал свою газету. Детей возили в Воронеж в типографию, где они знакомились с техникой газетного дела, что им очень нравилось.
Однажды у детей появилось желание поставить спектакль в пользу голодающих Поволжья. Оно послужило импульсом к дальнейшему развитию творчества у всего детского коллектива. Ребята сдвигали кровати одеялами отделяли сцену, приглашали зрителей, и спектакль начинался. Часто это были инсценировки сказок, но обычно спектакль шел исключительно из области фантазии самих артистов. Девочки изображали говорящих кукол, неудачливых путешественниц, шаловливых детей, мальчики вели войны, судили, расстреливали и изгоняли врага. К первой годовщине колонии была поставлена пьеса-феерия, для которой роли были созданы согласно индивидуальности каждого артиста. Потом дети принялись за создание своих пьесок, сказок. Темой служили ранее слышанные истории, бытовые описания своей деревни, воспоминания событий революции и гражданской войны. Их фантазии не было предела!
Иногда устраивались литературные вечера, на которых также разыгрывали пьески, читали стихотворения. Любимыми темами были пословицы, загадки, шарады.
В 1923 году Воронежский Союз сахарников опубликовал журнал с красочной обложкой «Детское творчество», в котором показал деятельность рамонских колонистов. Этот журнал хранится в Воронежском областном архиве. В нем напечатаны несколько наивные их произведения - сказки «О двух ворах» Николая Морозова, «Несчастье» 11-летнего Льва Вакуленко, «Ваня» 11-летнего Маковея. В стихотворении «Весна» Михаил Попов писал:
О, как мила тогда природа,
Когда деревья шепчут мне
Под шум и разговор природы,
Что они видели во сне.
После того, как все сковала
Зима холодным грозным льдом,
Когда природа почивала
Немым и крепким мертвым сном,
Как мило слушать песни пташек,
Как любо слушать, что «весна»,
И крик счастливеньких синичек:
Идет весна! Сама весна!
В 1924 году состоялся первый выпуск учащихся - 9 человек. Для продолжения образования все они выбрали сельскохозяйственную специальность.
Евгений Робертович Клот опубликовал свою методическую статью о работе с детьми - беспризорниками в журнале «На путях к новой школе», в которой изложил опыт рамонских педагогов. Статью одобрили, а ЦК профсоюза сахарников признал трудовую деятельность колонии образцовой. Н. К. Крупская нашла статью также очень интересной.
Педагогический коллектив колонии сумел направить развитие и воспитание детей в нужное русло. «Интересы собравшихся в колонии детей, - писал Е. Р. Клот, - преломлялись лишь на куске хлеба. В большинстве не знавшие детства, ласки, заботы, они впервые столкнулись с иным общественным отношением к ним и этими новыми ощущениями были поглощены целиком».
НА НОВОМ МЕСТЕ
В 1924 году Е. Р. Клот был обеспокоен тем, что Воронежский ГубОНО не произвел прием колонии в свое ведение, объясняя это финансовыми трудностями. Согласно постановлению Совета Народного хозяйства Рамонский сахарный завод также далее не мог содержать ее. В связи с этим Рамонская опытно - показательная школа-коммуна имени Н. К. Крупской переехала в г. Задонск, разместилась в доме бывшей помещицы Савельевой и стала называться Задонской семилетней опытно-показательной школой имени Н. К. Крупской.
В 1926 году Евгений Робертович тяжело заболел и находился на излечении в психиатрической больнице. Через год он скончался. Заведующей школой была назначена завуч, преподаватель родного языка и литературы Елена Владимировна Романова.
Л. А. Образцова |