В опубликованных материалах по истории Рамони указывается, что железнодорожная ветка от ст. Графская до ст. Рамонь вступила в строй в 1901 году. Г. Давыдов в статье, посвященной столетию Рамонского сахарного завода и опубликованной в областной газете «Коммуна» 25 августа 1940 г., указывал другую дату - 1902 год. Вместе с тем имеющиеся источники свидетельствуют, что железная дорога была построена в 1900 году.
Строительство дороги началось в первой половине июля 1900 года. Несмотря на то, что строительные работы совпали с уборкой урожая, они велись быстрыми темпами. С 6 сентября приступили к укладке рельсов. До 15 сентября были возведены все мосты и близились к концу земляные работы. В имении «Бор» длина деревянного моста составляла 20 саженей. Там же была оставлена площадка для разъезда с целью доставки в Бор воронежских дачников, количество которых ежегодно составляло около 30 семей.
|
По замыслу, Рамонская железнодорожная ветка протяженностью 16 верст представляла начало Елецко-Графской дороги, строительство которой было временно отложено. С учетом этого работы на ней велись с соблюдением всех требований, предъявляемых к дорогам первоклассного значения. Планом строительства предполагалось расположить ст. Рамонь на правом берегу р. Воронеж, поэтому на левобережье была возведена временная станция с деревянными постройками. Но план этот не осуществился, и станция Рамонь так и осталась на левом берегу. |
Сметная стоимость строительства составляла 300 тыс. рублей, не считая рельсов и креплений для них, которые поставлялись обществом Юго-Восточных железных дорог за счет их замены новыми на главных железнодорожных линиях. Ветка строилась на средства Рамонской экономии, а по окончании строительства была передана в ведение северной сети Юго-Восточных железных дорог. В дальнейшем из чистого дохода, получаемого от оплаты перевозок рамонских грузов по Юго-Восточным железным дорогам, денежные средства, затраченные на строительство, были постепенно возмещены владельцам имения «Рамонь» их императорским высочествам принцам Евгении Максимилиановне и Александру Петровичу Ольденбургским.
Общее руководство постройкой дороги осуществлял управляющий имением «Рамонь» Георгий Эдмундович Кох, а строительными работами руководил главный инженер Н. К. Фомин. Весь период строительства Н. Фомин, его помощник и часть технического персонала жили в Рамони. Большинство рабочих составляли местные крестьяне.
Склады для строительных материалов были устроены в Графской, Бору и Рамони. Для оказания занятым на строительстве рабочим и инженерно-техническому персоналу врачебной помощи в имении «Бор» располагался медицинский пункт с фельдшером, а в распоряжении главного инженера находился врач Рамонской лечебницы П. И. Скворкин.
Движение поездов по Рамонской железнодорожной ветке стало возможным уже во второй половине сентября. Например, 18 сентября 1900 г. со ст. Графская в свое имение «Рамонь» поездом отправилась принцесса Е. М. Ольденбургская. 24 сентября специальным поездом по строящейся дороге отбыл со ст. Графская в Рамонь принц А. П. Ольденбургский, и встречавшие его Г. Э. Кох, Н. К. Фомин и управляющий Юго-Восточными железными дорогами инженер И. И. Харитонович. Во время прибытия этого поезда на временной пассажирской платформе ст. Рамонь находилась Е. М. Ольденбургская со своей свитой. Прибывший 24 сентября с Кавказа на ст. Графская принц П. А. Ольденбургский встретил там 25 сентября ее величество королеву Эллинов (Ольгу Александровну) с королевичем Христофором, которых сопровождали Воронежский губернатор П. А. Слепцов, работники администрации Рамонской железной дороги и общества Юго-Восточных железных дорог. Все прибывшие лица поездом проследовали в Рамонь. 28 сентября к отъезду королевы Эллинов из Рамони на ст. Рамонь прибыли с экстренным поездом в составе нескольких вагонов 1 класса Воронежский губернатор П. А. Слепцов, уездный предводитель дворянства И. Т. Алисов и инженер И. И. Харитонович. В 17 часов 20 минут королевский поезд отошел от платформы ст. Рамонь. Паровозом управлял Н. К. Фомин. В 18 часов поезд прибыл на ст. Графская, где королева перешла в свой вагон в составе ожидавшего ее императорского поезда.
Деревянный мост через реку Воронеж на пути от ж/д станции ко дворцу Ольденбургских.
Фото начало XX века.
Губернская периодическая печать того времени сообщала: «20 октября 1900 г. открылось правильное движение по железнодорожной рамонской ветке (от ст. Графская до ст. Рамонь)».
Уточнив дату ввода в эксплуатацию рамонской железнодорожной ветки, перейдем к еще одному вопросу, требующему своей корректировки. В краеведческой литературе по истории Рамони встречаем, что гостивший однажды в имении у Ольденбургских великий князь Константин Константинович Романов написал известное в настоящее время стихотворение о красоте местной природы и радушии хозяев Рамони, которое начинается со слов: «Мне бессильным не выразить словом...».
Считается, что это стихотворение было найдено во дворце Ольденбургских в Рамони в 1918 году при перевозке вещей в Воронежский губернский музей. Его переписали, и долгие годы оно хранилось у старожилов, пока не было опубликовано краеведом Н. В. Ильинским в районной газете «Знамя Ленина» 30 апреля 1991 года.
Вместе с тем в периодической печати Воронежской губернии в одном из материалов, опубликованном в июне 1900 года, находим: «Чтобы закончить впечатление, оставленное Рамонью, повторим часть стихотворения нашего даровитого и любимого современного поэта: «Хороша она далью лесною...».
Таким образом, это стихотворение было хорошо известно воронежским любителям поэзии и публиковалось более чем за 90 лет до его «первого» появления в краеведческих материалах.
А. ЖИЛЬЦОВ. |