В конце прошлого года в Рамони появились новогодние открытки с видами нашего легендарного дворца, портретами Ольденбургских, «мостика любви», выполненные воронежским издательством «Альбом». Красочные, со вкусом изданные, они удивили и порадовали многих рамонцев. Мне же они напомнили открытки, выпускаемые «Общиной святой Евгении», состоявшей под покровительством принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской.
В России почтовые открытки появились в конце XIX - начале XX века, и сразу завоевали большую популярность. Именно «Община святой Евгении» впервые в истории России начала издавать их большими тиражами, Небезынтересна история возникновения этой издательской группы. В 1880-е годы известный русский художник Гавриил Павлович Кондратенко отправился на пленэр в Крым, где встретил нищенку, бывшую сестру милосердия. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов сестры милосердия ухаживали за ранеными, но после ее окончания оказались без средств к существованию. Встреча произвела на живописца сильное впечатление, и он решил им помочь. Вернувшись в Петербург, Гавриил Павлович организовал благотворительную выставку в пользу сестер милосердия, привлек к этой проблеме внимание влиятельных людей. В итоге в 1882 году был организован «Санкт-Петербургский попечительный комитет о сестрах Красного креста». Заботу об этой благотворительной организации взяла на себя принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. В честь ее небесной покровительницы, святой Евгении, организация и получила название «Община святой Евгении».
Для существования «Общины» потребовались деньги: на строительство больницы, содержание приюта для престарелых сестер и организацию подготовительных курсов для обучения молодых сестер на случай войны. В поисках средств в 1896 году «Община святой Евгении» приступила к издательской деятельности. Круг ее был достаточно широк, но основная деятельность была связана с искусством и с художественной стороной в целом.
Свою работу «Община» начала с подготовки и выпуска открыток, посвященных столетнему юбилею А. С. Пушкина. Вначале был объявлен конкурс на создание рисунков для открыток, посвященных великому поэту. По его итогам была издана серия открыток-иллюстраций к произведениям Пушкина, а также его фотографии. Надо заметить, что часть тиража «пушкинской серии» открыток впервые продавалась наборами в художественных конвертах.
Открытка «Общины святой Евгении».
Самый плодотворный период издательской деятельности «Общины» по распространению и популяризации в России русского и зарубежного искусства начался с приходом в издательскую деятельность художников группы «Мир искусства». Они начали выпуск открыток с произведениями современных художников - Виктора Васнецова, Михаила Добужинского, Елизаветы Бем, Евгения Лансере, Александра Бенуа - создателя художественной группы «Мир искусства» и многих их единомышленников. Издатели обратились к репродуцированию произведений живописи и скульптуры из собраний Эрмитажа, Русского и Румянцевского музеев, Третьяковской галереи и Оружейной палаты, Музея Академии художеств, открыв тем самым еще одну новую страницу в истории русской открытки.
Перечислить и назвать все темы открыток, к которым обращалась «Община святой Евгении», нелегко. Сюжеты были самые разнообразные: виды городов и различных мест, портреты выдающихся государственных деятелей, военных, актеров, писателей, композиторов и художников, жанровые сценки, изображения животных и растений. Очень популярными были открытки с портретами членов императорской семьи (Александра III, императрицы Марии Федоровны) и с историческими портретами русских полководцев (А.В.Суворова, М.И.Кутузова), выпущенные серией из двенадцати работ. Интересной оказалась серия открыток, посвященная Петру I. Отдельную серию представляли известные архитектурные памятники. Особенной любовью и популярностью пользовались открытки с народными типажами и в целом сюжеты, связанные с особенностями русской жизни. В первую очередь это были торговцы на улице самыми разными товарами или просто прохожие. Одна из серий представляла народные костюмы различных губерний страны. Наиболее популярными были открытки, изображавшие детские головки и сцены с детьми. Словом, открытки существовали на все случаи жизни, и были рассчитаны на самый разный «вкус и цвет».
Открытка «Общины святой Евгении».
«Община» также выпускала видовые открытки, то есть открытки, состоящие из фотографии или соединения нескольких фотографий. Нередко изображение дополнялось печатными типографическими виньетками или рисунком. Это были мотивы Петербурга и его окрестностей, Москвы, а также очень любимой тогда провинции, в том числе и Рамони. Любовью пользовались открытки с видами Кавказа и Крыма, которые посылали домой отдыхающие, виды Урала и Сибири. Всего в открытках «Общины» было представлено более 200 географических пунктов и около 3000 сюжетов.
В России в то время художественных галерей было немного, и они зачастую располагались в крупных городах, передвижные выставки были нечасты. Открытки же свободно можно было пересылать внутри страны и за ее пределами. В связи с этим становится важной роль открыток в художественном просвещении народа и влиянии ее на воспитание хорошего вкуса. Ко всему этому полиграфическое исполнение их было очень высоким. Покупатели знали, что открытки «Общины святой Евгении» - это всегда хорошая печать и безупречный художественный вкус и все, что издает «Община» - это настоящие шедевры русского печатного искусства. Такое мнение подтверждает один из рецензентов начала XX века, отмечая, что у этих открыток лишь один недостаток - «их жаль посылать на почту».
Помимо открыток «Община» издавала книги. Это были также высокохудожественные издания. Их макеты были оригинальными и новаторскими. Одним из самых замечательных дореволюционных изданий «Общины» была книга «1812 год в баснях Крылова». Затем вышли книги «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина, с иллюстрациями М.Врубеля и «Медный всадник» А.С.Пушкина с иллюстрациями А.Бенуа. Были изданы путеводители по Павловску и Петербургу, по Эрмитажу, монографии искусствоведа С.Эрнста о Н.Рерихе и К.Сомове. Одну из частей печатной продукции «Общины» составлял графический дизайн: издатели печатали самые различные портреты, календари и альбомы, каталоги к выставкам. Еще выпускались художественно оформленные почтовые конверты, в которых можно было рассылать визитные карточки. Их так и называли: «вместо визитов». Помимо этого издавался журнал «Открытое письмо», в котором печатался иллюстрированный перечень открыток. Его редактором был известный архитектор, директор библиотеки Академии художеств Федор Густавович Беренштам.
... Последний каталог открыток «Общины» был составлен на 1 января 1915 года. В книге И. Степанова «За тридцать лет. 1896-1926», вышедшей в 1928 году, говорится, что за тридцать лет существования издательства «Общины святой Евгении» было выпущено более 6500 открыток (к 1930 году их числу достигло 7000). Тиражи каждой из открыток составляли в среднем 10000 экземпляров. Помимо этого за годы существования «Общины» было издано более 150 книг, альбомов, брошюр, каталогов и проспектов.
После революции, в 1920 году издательство было переименовано в Комитет Популяризации Художественных Изданий или сокращенно - КПХИ при Государственной Академии истории материальной культуры и в таком виде просуществовало до 1930 года.
Людмила ОБРАЗЦОВА.
"Голос Рамони" от 19 января 2007 г. |