Зоя Петровна Суворкова приехала в Рамонь в 1966 году вместе с мужем Николаем Федоровичем и полуторогодовалым сыном. Их - выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища - направили организовать в поселке производство керамики на основе существующего промкомбината. В то время работники Министерства местной промышленности, стремившиеся возродить народные промыслы, пообещали Суворковым помочь в их начинаниях.
Вначале художники создали экспериментальную мастерскую. Когда появились первые изделия, и они были выставлены на областной выставке, то получили всеобщее одобрение. Эксперимент показал, что необходим серийный выпуск.
|
- Привычную для нас керамику правильно называть майоликой, - говорит Зоя Петровна. - Именно майолика в широком смысле представляет собой изделия из красной обожженной глины, покрытой лазурью. Это один из видов керамики. Ее мы и начали выпускать в Рамони. Но в обиходе она так и осталась называться керамикой.
Началось строительство специального цеха, ставшего впоследствии Рамонской фабрикой художественной керамики. Суворков работал главным художником, Зоя Петровна - мастером. Работали с энтузиазмом, что называется, с огоньком. |
- Министерство не обмануло, - продолжает Зоя Петровна, - нам поставили мельницы шаровые для помола глазури, печи непрерывного действия. Очень помогал в работе наш директор Владимир Иванович Денисов. По специальности он был энергетик, а все технологические процессы были основаны на электричестве. Он полностью доверял нам, а главное, прислушивался к нашему мнению, что немаловажно.
Вскоре в Рамонь приехала художница Ольга Сергеевна Паукова, также выпускница Абрамцевского училища. Работу выполняли, в основном, втроем плюс В. И. Денисов. Общими усилиями к 1973 году была построена Рамонская фабрика художественной керамики, которая уже в первые годы принесла доход 80 тысяч рублей. Ассортимент изделий расширялся: стали выпускать подарочные наборы, различную посуду. Продукция поступала в одиннадцать областей России.
В 1976 году в Рамони прошла персональная выставка художников Суворковых, приуроченная к 10:летию работы предприятия, что было впервые в поселке. Она разместилась во дворце Ольденбургских. Экспонировались более ста изделий - сувениры, чайные и столовые наборы, набор для кофе, декоративные блюда «Рамонь», «Сахарный завод», «Птица», «Театр» и многие другие изделия. Помимо районных администраторов присутствовали гости из Воронежского Союза художников, и среди них - ведущий художник прикладного искусства области,член Областного художественного совета, заслуженный работник культуры Петр Денисович Пономарев, который открыл выставку.
- Нам он очень помогая в составлении рисунков на воронежские темы.
По его советам мы изготовили несколько выставочных декоративных ваз, в их числе - «Рамонь». Теперь Петра Денисовича уже нет с нами, но в Воронеже открыт его музей, где собраны более 500 экспонатов - эскизы, вышивки, костюмы, различные предметы утвари. В годовщину смерти в память о нем мы подарили музею декоративную вазу «Гончар», навеянную его идеями.
... Кроме Суворковых на фабрике прекрасно трудились модельщик Анатолий Тихонович Куркин, ангобировщица Раиса Николаевна Токарева, молодые талантливые художники Ирина и Сергей Муравьевы и большой сплоченный коллектив рабочих. Художники придумывали новые образцы, их утверждали и исполнители начинали «разучивать» роспись. |
|
В 1978 году Зоя Петровна за суповой набор «Русский» получила бронзовую медаль ВДНХ СССР. В следующем году Николай Федорович перешел на творческую работу в Воронеж, в Союз художников, а Зоя Петровна стала главным художником рамонской фабрики.
Начиная с 1964 года Суворковы постоянно участвовали в выставках различных уровней -международных, всесоюзных, республиканских, зональных, проходивших в Москве Туле, Орле. Загорске. Курске, а также в Болгарии, Турции и т.д. Будучи членами Союза художников, они выполняли и городские заказы. Украшали кукольный театр, магазин Детский мир, Дворец пионеров, кафе, заводские столовые и т.д.
Когда В. И. Денисова перевели на птицефабрику, Зое Петровне предложили место директора, но она отказалась, считая, что руководить фабрикой должен хозяйственник, а не художник. Отличной кандидатурой оказался начальник лаборатории, молодой специалист Дмитрий Митрофанович Сафонов. Он и возглавил производство.
|
В 1991 году Зоя Петровна переехала к мужу в Воронеж. Николай Федорович занимается творческой работой, а Зоя Петровна - больше общественной. Она - член художественного совета. Ее включают в различные комиссии, жюри, отборочные мероприятия. В часы вдохновения занимается росписью. Недавно представляла изысканные расписные блюда на выставке в Доме актера от центра «Женщины Черноземья». Двое сыновей Суворковых - Сергей и Роман, а также их жены - художники. У Зои Петровны девичья фамилия - Кольцова. Но носить ее в Воронеже было бы слишком ответственно, считает она. А Суворковых давно и хорошо знают в профессиональных кругах. Это уже династия. |
Они - люди общительные, поддерживают дружеские отношения с творческой интеллигенцией города. В числе их друзей - известный поэт Виктор Федорович Панкратов. Он тоже причастен к Рамони - своим рождением.
Однажды Зоя Петровна на выставке экспонировала блюдо «Подсолнушек». С нее на мир глядел белоголовый мальчик с голубыми глазами. Увидев ее, Панкратов был очарован: картинка напомнила ему рамонское детство и так запала в душу поэта, что Зоя Петровна подарила ее ему.
В 1989 году З. П.Суворковой было присвоено звание заслуженного художника России. Она и до сих пор единственный художник-прикладник в Воронежской области, носящая его. Недавно мы с ней встретились на уже упомянутой выставке. Веселая, доброжелательная, общительная, она была в центре внимания посетителей. Рекламировала и свои изделия, и изделия соседки - великолепные женские шляпки. Эта женщина излучала добро и свет.
Людмила ОБРАЗЦОВА
"Голос Рамони" от 16 января 2001 года |