Есть люди, о которых хочется писать и говорить, потому что их интересная, творческая жизнь посвящалась служению народу.
Они не считались со своим личным временем и покоем, потому что их призвание - идти в окружающий мир и делать для людей нужное, необходимое и значительное. Таким человеком является Асеева Таисия Петровна, которая много лет работала директором клуба «Сахарник» и режиссером Рамонского народного театра, руководила культурно-массовой работой в нашем районе.
Т. П. Асеева |
Она родилась в семье рабочих в Тамбовской области, в рабочем поселке, где был расположен Ново-Покровский сахарный завод. Любознательная и энергичная, в 1938 году уехала учиться в Ленинградский плодово-овощной институт. Но закончить его ей не пришлось, т.к. в сентябре 1939 года началась война с Финляндией. Комсомольцы института, в основном, девушки, в том числе Таисия Петровнa, срочно закончили трехмесячные курсы медсестер и дежурили в госпитале, который вскоре открылся в Петергофе. Работали там вплоть до окончания войны в мае 1940 г. Они дежурили в перевязочных, обслуживая раненых, сами разрезали огромные тюки марли на бинты и выполняли другие обязанности, которые требовала обстановка, вплоть до участия некоторых отважных и смелых комсомольцев в лыжном батальоне не ради прогулок, а ради спасения раненых, одев белые маскировочные халаты. Финские стрелки славились меткостью, особенно когда взбирались на высокие ели и укрывались там ветками... |
Наш народ, пережив одну недлительную, но по количеству жертв, кровавую войну с Финляндией, в июне 1941 г. вступил в новое сражение с фашистской Германией.
В Тамбовской области, где был Ново-Покровский сахзавод, в 1942 г. открылся госпиталь и Таисия Петровна поехала к себе на родину, так как там были нужны не только медсестры, но и культпросветработники. Ведь раненых не только лечили, но и просвещали, помогая исцелять их души... Начальник госпиталя полковник Шапиро открыл при госпитале клуб и поручил Асеевой Т. П. возглавлять там много интересных и необходимых дел. Она, выполняя комсомольские поручения, по утрам посещала палаты и сообщала раненым бойцам сводки новостей с фронтов Великой Отечественной войны, не жалея сил и времени, организовывала концерты художественной самодеятельности из контингента легкораненых и коллектива госпиталя, создала хор, а сама любила выступать с чтением стихов.
Одно из стихотворений поэта Прокофьева помнит и любит читать до сих пор за его сердечность и теплоту.
«Дом всех родней...
Стучит береза в раме,
Скрипучее столетнее крыльцо.
Издалека идешь,
Ты крикнешь: «Мама!»
И расцелуешь милое лицо.
Ты дома, дома!
Ты страдал и выжил.
И трудный путь
-Уже не трудный путь,
И сердце к сердцу ближе
И так уж: не вздохнуть!»
Вечерами, овладев устройством киноаппарата, вместе с помощником она показывала раненым кинофильмы, которые выписывали из кинопроката, помогала в работе библиотеки и читального зала, организовывая обмен книг, которые читали раненые бойцы.
Однажды, получив военное обмундирование, участники художественной самодеятельности госпиталя поехали выступать с концертом в один из населенных пунктов, который был расположен под Воронежем. Там проводилось совещание медработников. Таисия Петровна на концерте успешно читала стихи...
Весной 1943 г. немцы были изгнаны из г. Воронежа и госпиталь из Тамбовской области стал подвигаться ближе к фронту. Асееву Т. П. оставили работать на прежнем месте - заведующей клубом в той же области.
В 1950 г. она как культработник была послана учиться в Ленинградскую высшую школу профдвижения. После 3-х лет обучения она, получив высшее образование по специальности культурно-массовая работа, была направлена в Воронежский обком профсоюза сахарников, который и послал ее на работу в Рамонь на должность завклубом.
Клуб «Сахарник» в Рамони нуждался в коренном улучшении работы по обслуживанию населения поселка и всего района.
Так появился в Рамони энергичный, добросовестный, эрудированный в области искусства человек.
Вскоре я познакомилась с Таисией Петровной и в дальнейшем с удовольствием принимала участие в тех мероприятиях, которые она проводила: концерты и смотры художественной самодеятельности, лекции и доклады к праздникам и памятным датам и т.д.
Таисия Петровна уделяла большое внимание развитию детской художественной самодеятельности. Она организовала детский сектор, где были танцевальный и хоровые коллективы, а также детский театр, который поставлял впоследствии молодые кадры в Рамонский народный театр, который заявил о себе в 1959 году. Рамонский народный театр вырос на базе драматического коллектива. Таисия Петровна режиссерскую работу совмещала с деятельностью заведующей клубом. Некоторое время режиссером работал Егоров Н. К. Начались первые репетиции. В постановке пьес помогал и консультировал народный артист республики А. П. Чернов, который работал в Воронежском драматическом театре, а также артист Евгений Смирнов. Вскоре была поставлена пьеса Александра Корнейчука «Макар Дубрава», которая показывает жизнь шахтеров Донбасса, их борьбу за передовые методы труда, за технический прогресс в производстве. В пьесе превосходно сыграли свои роли К. Н. Сальников, В. Н. Мартынова, Т. П. Асеева, В. И. Гончаров, которые в дальнейшем играли запоминающиеся роли во многих спектаклях. |
Кащенко М. П. |
Растопшина Л. Я. |
Понравился зрителям спектакль по пьесе Григория Мдивани «Мой дядя Миша», содержание которой посвящено проблеме воспитания молодого поколения. По этому торжественному случаю прислал телеграмму из Воронежа артист Е. Смирнов на имя Асеевой Т. П.
«Поздравляю с премьерой! Воспитание молодежи – наша основная задача. Наша молодежь не нуждается в нравоучениях, ей нужен пример!» В ней были заняты также лучшие артисты Рамонского театра: Растопшина Л. Я., Антонов Л. Д., Паринов И. И. и др.
Театр постепенно завоевывал симпатии населения. С успехом были поставлены пьесы М. Горького «Мещане», «Последние» и «Васса Железнова», которая на смотре в Воронежском драматическом театре заняла I место.
Писатель К. Локотков, с удовлетворением отмечая творческий рост драматического коллектива театра, много внимания уделил постановке своей пьесы «Перемены в Желанном», которая очень понравилась зрителям.
Эта кропотливая работа в театре, неутомимый, повседневный труд наших артистов и режиссера Т. П. Асеевой поистине вдохновлял на дальнейшее творчество и хотелось быть с ними рядом и чем-то помочь... |
И в 1961 г. я написала пьесу «Что пожнешь, то и обмолотишь» из жизни тружеников села, когда развитию и процветанию колхозов уделялось большое внимание. Помню свою поездку в Москву в управление культуры, где после чтения пьесы было дано разрешение на ее постановку в народном театре. До сих пор вспоминаются дни репетиций пьесы, хлопоты, усилия и волнение режиссера Таисии Петровны. А в моем архиве до сих пор хранится экземпляр пьесы, где ее рукой сделаны замечания и пометки во время этих репетиций. Незабываема слаженная, дружная работа артистов театра и их благожелательное отношение ко мне как автору пьесы. Но наши волнения были напрасны, т.к. после постановки спектакля в газете «Коммуна» от 17 ноября 1961 г. появилась положительная рецензия на пьесу корреспондента С. Впасовой и теплые слова в адрес всего коллектива и режиссера Асеевой Т. П.
Всего в Рамонском театре было поставлено более 25 пьес различных авторов и каждая пьеса показывалась по несколько раз. Работа огромная и значительная!
Таисия Петровна за свой многолетний труд в развитии самодеятельного искусства (а это более сорока лет!) неоднократно награждалась почетными грамотами Воронежского облпрофсовета. Их тексты отражают ее многогранную и плодотворную работу в развитии культуры народа.
В 1969 г. ей, как артистке и режиссеру, была вручена Почетная грамота областного Управления культуры в связи с 10-летием со дня основания Рамонского театра «... за творческие успехи и активное участие в обслуживании тружеников села спектаклями и концертами».
Ей особенно дороги «Почетная грамота» от Президиума Верховного Совета РСФСР «... за заслуги в развитии советского искусства» и почетный знак ВЦСПС «За достижения в самодеятельном искусстве» (1979 г.). Она также награждена медалью «Ветеран труда» и как труженица тыла - медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «50 лет Победы».
Да, ее труд был всегда почетен и незабываем, т.к. он приносил людям радость. Пожелаем Таи-сии Петровне здоровья и благополучия и заверяем ее, что старожилы Рамонского района помнят ее с благодарностью. |
Репертуар театра.
|
Желательно, чтобы вывеска «Рамонский народный театр» вновь появилась на здании клуба «Сахарник» и новый, молодой коллектив, по-настоящему любящий театральное искусство, вернул бы Рамонскому театру былую славу! Только взяться за это нужно дружно, самозабвенно вместе с нашей администрацией, которая всегда поддержит нужное для народа дело.
М. КАЩЕНКО
«Голос Рамони» от 16 декабря 2003 года |