Э. Ефанов |
Когда смотришь на пейзажи Эдуарда Пантелеймоновича Ефанова, то они неизменно пробуждают чувство давно знакомого, близкого, пережитого. И хотя постепенно забываются названия картин, их детали, ощущение чего-то дорогого, родного остается надолго. Его полотнам не свойственна сложность сюжетов, эффектность живописного решения пейзажа.
Зрителей привлекает духовная наполненость пейзажей тонкого художника, умеющего глубоко проникаться состоянием вечно изменчивого и прекрасного бытия природы, и поэтически передавать свое личностное ее осмысление.
Мир природы близок Эдуарду Ефанову с детства. Уроженец села Хреновое Бобровского района, большую часть жизни он прожил в Рамони в близком общении с природой. С ранних лет мечтал стать художником. Ему навсегда полюбились мягкие линии равнинного пейзажа, спокойная гладь реки, стройные березки. |
И особенно восхищала его сказочная красота зимы, обильные снега, их волшебное превращение под лучами солнца, дарящие богатство зрительных впечатлений и удивительных ощущений. Впоследствии снег, его различные пластические состояния станут любимыми мотивами художника.
Большую часть своего творчества Э. П. Ефанов посвящает пейзажной живописи. Постоянный поиск и счастливые находки художника связаны с мотивами Рамони, ее окрестностей. Его увлекает бесконечное разнообразие природы, ее форм и красок. Он стремится к раскрытию внутренней жизни природы и в этом из года в год достигает последовательного совершенствования.
Первая персональная выставка, показанная в Рамони, подводила итоги раннего периода творчества Ефанова. Путь к участию в представительных экспозициях открывала художнику областная молодежная выставка в 1970 году, представленная на ней картина «Лед идет». Подлинное чувство красоты природы, ее настроения определило, поэтичность содержания пейзажей «Осень на Усманке», «Затон», «После дождя», с которыми Э. П. Ефанов выступил на областной выставке в 1975 году. С тех пор выставочная биография Ефанова расширяется его участием на зональных выставках в Орле (1976г.) и Брянске (1980г.) на Республиканской художественной' выставке.
В картинах этих лет он с увлечением варьирует сюжеты зимней природы, то радующей чистотой и свежестью ясного морозного дня («Под Воронежем у нас», «Зима в Рамони»), то волнующей задумчивой поэзией и лиризмом («К весне»). К зональной выставке этого года «Край Черноземный» Э. П. Ефанов подготовил три исполненные искреннего чувства любви к природе картины: «Дождливый день», «Снег сходит», «Ранний снег». Образный строй пейзажей Э. П. Ефанова, художественный язык всегда ясны, доступны. Не стремясь к внешней эффектности живописи, исчерпывающей себя первым впечатлением, художник старается расположить зрителей к продолжительному, углубленному вживанию в эмоциональный строй композиций богатством оттенков, переходов цвета, тонкостью отношений цветов друг другу. И зрители не остаются равнодушными.
К весне
У своих картин художнику случалось слышать отзывы и о том, что его пейзажи словно источают ароматы природы. Этого впечатления Э. П. Ефанов достигает не столько изображением цветущего сада, свежескошенной травы, пожухших листьев, подтаявшего снега и обнажившейся земли, сколько внутренним художническим постижением и выражением в сложности цветовой палитры живого дыхания природы. Если говорить об общей направленности творчества Э. П. Ефанова, необходимо отметить в ней ощутимую тенденцию следовать традициям классического русского поэтического пейзажа. Не случайно художественная критика называет имя Э. П. Ефанова рядом с именами известных мастеров советской пейзажной живописи, а его картины глубоко национальными «в широком смысле слова, и не только по внешним признакам, а скорее, по характеру мироощущения, художественного мышления».
искусствовед М.Лунева |