Ноябрьское заседание литературно-краеведческого клуба «У животворного ключа» состояло из двух частей. Первая была посвящена поэтам воронежского края А.Кольцову, И. Никитину и писателю А. Платонову, т.к. памятные даты их рождения приходятся на 2004 г. И наши знания о наших великих земляках пополнились интереснейшими фактами из их жизни, с которыми нас познакомили ведущие: руководитель клуба Л. А. Образцова и О. А. Щербатых.
Мне особенно запомнился рассказ о писателе А. Платонове, который провел детские и юношеские годы на окраине Воронежа, в Ямской слободе, и видел нищету и страдания народа. И не случайно жизнь писателя была наполнена напряженными поисками исторической истины, смысла человеческой жизни и достоверности людского счастья. И это стало главной темой творчества писателя: романа «Чевенгур», повестей «Ямская слобода», «Котлован», рассказов, пьес, очерков и литературно-критических статей. В годы Великой Отечественной войны он был корреспондентом газеты «Красная Звезда» и, несмотря на тяжелую болезнь, не оставлял работу и после войны. В послевоенное время им написаны классические рассказы «Возвращение», «Афродита», несколько пьес и киносценариев.
Особого внимания заслуживают его высказывания о человеке, о его счастье: «Задача всякого человека по отношению к другому человеку, и поэта в особенности, не только уменьшить горе и нужду страдающего человека, но и в том, чтобы открыть ему жизненное, реально доступное счастье. В этом есть высшее назначение человеческой деятельности». |
|
Ценно и необычно его другое высказывание: «... различных вещей можно наделать сколько угодно, а песню и волнение сделать нельзя. Песня дороже вещей, она человека к человеку приближает. А это трудней и нужнее всего».
И неслучайно вторая часть заседания клуба была посвящена искусству живописи. Картины о родном крае - это тоже своеобразная песня, созданная красками, они волнуют душу и не оставляют его равнодушным к окружающему миру.
Н. П. Бабецкий |
В экспозиции были полотна «Осень», «Московская зима», «Море», «Тройка». Они написаны рамонским художником Николаем Бабецким. Он рассказал о своей творческой жизни... Начал рисовать с детства, посещая в школе кружки, рассматривал иллюстрации в книгах, некоторые из них копировал.
После Великой Отечественной войны, во время голода, два года жил с родителями в Грузии и, когда учился в 7-ом классе, участвовал в кружке «Наглядная агитация» и рисовал этюды и картины на тему «Русская школа».
В 1948 г., возвращаясь в родные воронежские края, в г. Ростове увидел на вокзале огромное полотно В. Васнецова «Три богатыря». Картина поразила его воображение реализмом и мощью. И он поклялся научиться рисовать... |
В 1948-50-х годах Николай Павлович учился в Березовском сельскохозяйственном техникуме, где организовал кружок рисования, который посещали семь одаренных юношей: В. Востриков, А. Журавлев и др. С 3-го курса его призвали в армию. Служил три года в Москве в войсках ПВО, был командиром планшетного отделения. Чертил и рисовал карты с указанием огневых точек. Судьба была благосклонна к нему. В воинской части он встретился с художником В. Сорокиным, который впервые научил его писать маслом. Большое творческое влияние оказал на него и командир взвода старший лейтенант Стеклов, мастер живописи, портретист.
После демобилизации в 1956 г. Н. П. Бабецкий, закончив агрономическое отделение Березовского сельскохозяйственного техникума, был послан на работу в Бутурлиновский район. Двенадцать лет был на руководящих должностях: агрономом, председателем колхоза, инструктором РК КПСС.
В 1968 г. Николай Павлович вернулся в Рамонь. Он познакомится с художником Э. П. Ефановым. Эта встреча оказала огромное влияние на творчество Бабецкого. Эдуард Ефанов посоветовал ему чаще быть на плэйере, писать этюды. Э. Ефанов прошел с Николаем Павловичем все этапы этой практики, многое показал на примере своего творчества. Н. Бабецкий с гордостью говорит: «В Рамони нет такого уголка, где бы я не был». Он создал серию картин «Рамонские пейзажи».
Художественные полотна Н. П. Бабецкого много раз были на выставках в Рамони, три раза - в Воронеже, в музее Крамского.
Весть о его творчестве дошла до Москвы. Его картина «Курская битва» в 1983 году появилась в музее Дома пионеров на Миусской площади около Белорусского вокзала. Об этом рассказала газета «Знамя Ленина» от 1 декабря 1983 г. Автор заметки - Н. Поздний, заместитель председателя совета ветеранов 18-й стрелковой дивизии.
Так Николай Павлович и стал, как говорят, художником-самоучкой.
В его роду не только он увлекается живописью. Его сестра Тамара Бабецкая тоже рисовала, внучка Анна - художник-модельер, работает в Москве, несколько раз была в Китае, Германии, Италии. Ее работы пользуются успехом.
Свою любовь к живописи Н. П. Бабецкий передает молодежи. 20 лет в Березовском сельскохозяйственном техникуме, преподавая агрономию и земледелие, вел кружок живописи, который охотно посещали юноши и девушки.
И сейчас он полон оптимизма, творческих планов и желания работать для людей, которых он учит познавать и любить природу и все прекрасное на земле...
В заключение вечера выставку Н. Бабецкого озвучила чтением стихов А. Кольцова и Н. Никитина Даша Крутько, ученица 9 класса Рамонской школы № 2.
Все остались благодарны руководителю клуба Людмиле Образцовой и библиотекарю Алле Мазепиной за эту незабываемую встречу.
Мария КАЩЕНКО
"Голос Рамони" от 16 ноября 2004 года |